«Мартинсон Харри Эдмунд»

Мартинсон Харри Эдмунд в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мартинсон Харри Эдмунд»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Мартинсон (Martinson) Харри Эдмунд (родился 6.5.1904, Емсхёг, Блекинге), шведский писатель. Член Шведской академии (1949). Род. в семье моряка. Был матросом. Первый сборник стихов М. ‒ «Призрачный корабль» (1929). Участник литературной группы «Пять молодых», провозгласившей принципы так называемого примитивизма (см. Швеция, раздел Литература). Для сборников «Природа» (1934), «Пассат» (1945), «Цикада» (1953), написанных преимущественно белым стихом, характерно стремление к философскому осмыслению природы. В сборнике «Кочевник» (1931) и в книгах путевых зарисовок «Путешествия без цели» (1932) и «Кап, прощай» (1933), романе «Дорога в Клокрике» (1948) М. развивает утопическую идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации. Опубликовал автобиографические романы «Крапива цветёт» (1935, русский перевод 1939) и «Путь в жизнь» (1936). К началу 40-х годов сложился пессимистический взгляд М. на технический прогресс, угрожающий, по его мнению, существованию человечества (поэма-антиутопия «Аниара», 1956).

    Соч.: Dikter, Stockh., 1961; Utsikt frn en grästuva, Stockh., 1963; Dikter om ljus och mörker, Stockh., [1971]; в русском переводе ‒ Свободное воскресенье, в сборнике: Шведская новелла XIX‒XX вв., М., 1964.

    Лит.: Cederblad-Hansen С., Tio kvällar med Harry Martinson, Stockh., 1957; Wrede J., Sngen om Aniara. Studier i Harry Martinsons tankevärld, Helsingfors, 1965; Espmark K., Harry Martinson erövrar sitt sprk, [Stockh., 1970].

    А. А. Мацевич.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Martinson, Harry)

    (1904-1978), шведский поэт и прозаик, разделивший со своим соотечественником Э.Юнсоном Нобелевскую премию по литературе (1974). Родился 5 июня 1904 в Емсхеге (Швеция). Осиротев в шесть лет, находился на общественном попечении до 16 лет, потом сбежал из приюта, нанялся на корабль и 7 лет был моряком, разнорабочим и бродягой. Тема путешествий стала одной из ведущих как в его поэзии - сборники Летучий голландец (Spkskepp, 1929) и Кочевник (Nomad, 1931), так и в прозе - книги путевых очерков Путешествие без цели (Resor utan ml, 1932) и Мыс "Прощай" (Kap Farvl, 1933). Основой двух автобиографических романов Крапива цветет (Nsslorna blomma, 1935) и Путь в жизнь (Vgen ut, 1936) стали воспоминания о тяжелом детстве. Прозаические работы Бражник и долгоножка (Svrmare och harkrank, 1937) и Летняя долина (Midsommardalen, 1938) посвящены шведской природе, в них проводятся параллели между малым и большим мирами. Озабоченность судьбами человечества, выразившаяся в неприятии технического прогресса, пронизывает книгу Жизни конец (Verklighet till dds, 1940) и роман Потерянный ягуар (Den frlorade jaguaren, 1941). В поэтическом сборнике Пассат (Passad, 1945) природа являет себя в малоприметных мелочах, и мотив странничества обращен внутрь, на постижение предмета. Та же пытливость воплощена в главном герое романа Дорога в Царство Колоколов (Vgen till Klockrike, 1948). Недоверие к технике и вера в способность природы доставить человечеству облегчение характерны и для сборников Травы в дальней Фуле (Grsen i Thule, 1958) и Колесница (Vagnen, 1960). В последней книге, Лесные бугорки (Tuvor, 1974), природа снова выступает лейтмотивом коротких стихотворений. Умер Мартинсон в Стокгольме 11 февраля 1978.

    ЛИТЕРАТУРА

    Мартинсон Х. Стихотворения. - В кн.: Современная шведская поэзия. М., 1979 Мартинсон Х. Избранное. Поэзия, драматургия, проза. М., 1984

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ма́ртинсон Харри Эдмунд

    (Martinson) (1904—1978), шведский писатель. Сборники философских стихов «Кочевник» (1931), «Пассат» (1945), «Стихи о свете и тьме» (1971). Автобиографический психологический роман «Крапива цветёт» (1935), символико-фантастическая поэма «Аниара» (1956). Нобелевская премия (1974).

    * * *

    МАРТИНСОН Харри Эдмунд

    МА́РТИНСОН (Martinson) Харри Эдмунд (6 мая 1904, Емсхег — 11 февраля 1978, Стокгольм), шведский писатель, поэт. Член Шведской академии языка и литературы, лауреат Нобелевской премии за 1974 (разделил ее с Эйвиндом Юнсоном(см. ЮНСОН Эйвинд)).

    В 6 лет потерял отца, капитана дальнего плавания. Вскоре после этого мать Харри с одной из его семи сестер, надеясь устроить будущее семьи, уехала в Америку, откуда не вернулась. Оставшихся одних детей раздали по крестьянским домам деревни. Впоследствии Харри переменил немало воспитательных учреждений, пока в 1917 не нанялся юнгой на корабль. В 1920—27 он плавал матросом и кочегаром на судах, заходивших во многие порты Африки, Азии и Америки, не раз сходил на берег и не возвращался на борт обратно, сменив за свою морскую жизнь около 14 экипажей. Начавшийся туберкулез навсегда списал Мартинсона на берег: распрощавшись с морем, он начинает писать стихи и ведет вольный, беспорядочный образ жизни, пока опеку над ним не берет на себя шведская писательница Муа Шварц, ставшая вскоре его женой (известна и как Муа Мартинсон).

    Годы странствий, экзотика дальних стран и жизнерадостный характер поэта вполне отразились на его красочных и пластичных стихотворениях, создаваемых в 1930—50-е гг. (лучшим среди его поэтических сборников, хотя и не свободным от влияния Р. Киплинга(см. КИПЛИНГ Джозеф Редьярд), У. Уитмена(см. УИТМЕН Уолт), К. Сэндберга(см. СЭНДБЕРГ Карл) и Э. Ли Мастерса(см. МАСТЕРС Эдгар Ли), считается «Кочевник», 1931), путевых очерках «Путешествия без цели» (1932) и «Прощай, мыс!» (1933), автобиографических романах «Крапива цветет» (1935) и «Путь в жизнь» (1936). Наиболее оригинальным из прозаических произведений Мартинсона считается роман «Путешествие в страну звона» (1948), в романтических тонах описывающий скитания бродяг-философов по дорогам Швеции, а лучшей частью творческого наследия в целом — стихи, которые он писал всю жизнь, публикуя лишь незначительную часть. Главной темой поэзии Мартинсона всегда оставалась природа в ее чувственном и абстрактном восприятии, взаимосвязь микрокосма — человеческого мира и макрокосма — вселенной. Наиболее полно излюбленная мысль поэта о необходимости поддержания равновесия между природным началом и творческой мыслью человека (одновременно созидательной и разрушительной) была воплощена в самом значительном его произведении — поэме-антиутопии «Аниара» (1956), развернутой аллегории развития человеческого общества.

    Нобелевская премия (1974).

  5. Источник: Энциклопедический словарь