Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Адриан Викторович) — историк искусства и археолог, род. в 1846 г. Учился в 3-ей СПб. гимназии, поступил в 1863 г. в СПб. университет по историко-филологическому факультету, окончил университетский курс со степенью кандидата в 1867 г. и вскоре был командирован в чужие края для приготовления к занятию кафедры истории изящных искусств. В Мюнхене слушал лекции Г. Ф. Брунна и др. ученых и занимался памятниками древнегреческого искусства, собранными в глиптотеке, а затем посетил Париж, Лондон, Берлин, разные пункты Италии и Вену, изучая повсюду как древние, так и новые художественные произведения. По возвращении в отечество, в 1873 г., за диссертацию — "О реставрации группы восточного фронтона Эгинского храма в Афинах" ("Записки Имп. Акад. Наук", 1870), получив степень магистра, был избран в доценты этого Университета. В 1875—78 гг. редактировал иллюстрированный журнал "Пчела". С 1875 по 1887 г., кроме университетских лекций, преподавал историю и теорию изящных искусств в Имп. акад. худ. В 1879 г., по защите диссертации: "Зодчество древнего Египта", приобрел степень доктора. Предавшись после того изучению древних памятников искусства в России христианского периода, в 1880—82 гг. исследовал и срисовал остатки мозаики и стенной живописи в Софийском соборе и фрески Кирилловской церкви в Киеве. В 1881—82 г. путешествовал по Египту, Палестине, Сирии, Греции и Европейской Турции, в 1886 г. занимался исследованием Успенского собора в г. Владимире-Волынском и некоторых других древних храмов Волыни, в 1886—87 гг. вторично ездил в Италию и на Восток, в 1887 г. открыл и скопировал любопытные фрески в церкви Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и в том же году перешел из СПб. унив. в Киевский (св. Владимира) на кафедру истории изящных искусств, которую и занимал до 1897 г. С 1884 по 1896 г. руководил внутренней отделкой новосооруженного Владимирского собора в Киеве, причем, для уяснения археологической стороны этого дела, сделал последовательно две поездки в восточные страны. В 1696 г. был занят устройством, по собственному рисунку, драгоценной раки для мощей св. Феодосия Углицкого, в Чернигове. В 1897 г. возвратился на прежнюю свою кафедру в СПб. университете. Главные учено-литературные труды П. — "Критические исследования по истории греческого искусства. I. Описание древних памятников из Ксанфа, в Ликии. II. О композиции фронтонных групп Эгинского храма Афины" (СПб., 1872)., "Критические наблюдения над памятниками древнего искусства. Зодчество древнего Египта" (СПб., 1879), "Киевское искусство X, XI и XII вв. Каталог выставки копий с памятников искусства в Киеве X, XI и XII вв., исполненных П." (СПб., 1883), статья о Микеланджело Буонарроти ("Вестник Европы", 1875 г.), "Доклад о Киевских работах и о значении изучения греческих церквей для христианской археологии" (в "Трудах Московск. Археологическ. Общества", 1885 г.) и несколько заметок, помещенных в римском журнале "Annall dell'Istituto di corrispondenza archeologica" за 1872—74 гг.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Адриан Викторович [4(16).3.1846, Мстиславль, — 1(14).5.1916, Ялта], русский историк искусства, археолог и художественный критик. Окончил Петербургский университет (1867), с 1873 преподавал там же историю искусств. С 1875 преподавал в АХ в Петербурге, в 1887—97 в Киевском университете. В Киеве руководил сооружением и росписью Владимирского собора, исследовал ряд памятников древнерусской живописи 11—13 вв., занимался также изучением искусства Древнего Востока, Редактировал художественные отделы журнала «Пчела» (1875—1878) и «Художественные сокровища России» (1904—07). В ряде выступлений [напр., в статьях, направленных против АХ, за которые он был отстранён от преподавания в ней (конец 1870-х гг.)] приветствовал реалистическое искусство, однако с конца 19 в. перешёл на консервативные, верноподданнические позиции.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.