«Марш»

Марш в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Марш»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Толковый словарь Ожегова
  7. Малый академический словарь
  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  9. Толковый словарь Ушакова
  10. Толковый словарь Ефремовой
  11. Большой энциклопедический словарь
  12. Большой энциклопедический словарь
  13. Современная энциклопедия
  14. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  15. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  19. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  21. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  22. Энциклопедия Кольера
  23. Энциклопедический словарь
  24. Энциклопедический словарь
  25. Музыкальная энциклопедия
  26. Музыкальный словарь
  27. Русско-английский политехнический словарь
  28. Dictionnaire technique russo-italien
  29. Русско-украинский политехнический словарь
  30. Русско-украинский политехнический словарь
  31. История слов
  32. История слов
  33. Орфографический словарь-справочник
  34. Большой Энциклопедический словарь
  35. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    I

    (Marsh)

    Отниел Чарлз (29.10.1831, Локпорт, штат Нью-Йорк, — 18.3.1899, Нью-Хейвен, штат Коннектикут), американский палеонтолог. Окончил Йельский университет, совершенствовался в Берлине, Бреслау (ныне Вроцлав), Гейдельберге. С 1866 профессор Йельского университета и директор геологического и палеонтологического отделов музея Пибоди (впоследствии вошедшего в Йельский университет). Собрал и описал коллекцию остатков редких мезозойских млекопитающих (роды Dryolestes и Priacodon), а также птеродактилей, ихтиорниса и гесперорниса, мезозавров, динозавров, диноцерат и других. Построил родословное дерево лошади (по американским материалам); впервые исследовал величину мозга ископаемых млекопитающих; создал стратиграфическую шкалу американской континентальной толщи мезо-кайнозоя.

    Соч.: Odontornithes..., Wash., 1880; Dinocerata..., Wash., 1885.

    II

    (от франц. marche — шествие, движение вперёд)

    (воен.), организованное передвижение войск в походных колоннах с целью выхода в назначенный район. При подготовке и ведении военных действий М. занимает важное место и составляет основу осуществления Манёвра. Войска совершают М. на штатных боевых машинах (танках, бронетранспортёрах, автомобилях), приданных транспортных средствах, а мотострелковые войска иногда и пешим порядком или на лыжах. М. совершаются по дорогам или колонным путям (См. Колонные пути). М. проводится обычно ночью, но если требует обстановка, то и днём. Для обеспечения от внезапного нападения организуется противовоздушная оборона походных колонн и высылается походное охранение. Маршевые скорости и величина суточного перехода зависят от вида передвижения, маршевой выучки войск, физического состояния личного состава, технических возможностей транспортных средств, состояния дорог (колонных путей), погоды и других факторов. В ходе Великой Отечественной войны 1941—45 в советских войсках суточный переход пехоты (стрелковых войск) при движении пешим порядком составлял 30—40 км, на автотранспорте — до 200 км; кавалерии — до 75 км; артиллерии на механической тяге — до 100 км; танковых и механизированных войск — до 200 км.

    Н. Н. Фомин.

    III

    (франц. marche, нем. Marsch, итал. marcia)

    музыкальный жанр, служащий для обеспечения синхронного движения большого числа людей (движение войск в строю, различного рода шествия). М. отличаются строго размеренным темпом, чётким ритмом. Обычно они выдержаны в размерах 2/4, 4/4, 6/8. Для М. типична трёхчастная репризная форма (см. Музыкальная форма). Музыка крайних частей, как правило, носит бодрый, мужественный, активный характер, средняя часть (трио) выделяется своей напевностью. Распространение М. получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки (См. Военная музыка). Помимо организации движения войск, М. призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Основные разновидности военного М. — строевой, походный и встречный М. Особую разновидность представляет похоронный, или траурный, М. Уже на относительно раннем этапе развития М. вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к расширению его формы, усложнению выразительных средств, обогащению содержания. М. встречаются в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Р. Вагнера, Дж. Верли, Дж. Пуччини, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и других, среди инструментальных сочинений И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и других. Яркие образцы траурного М. имеются у Л. Бетховена, Ф. Шопена, Г. Малера. Развивая лучшие традиции маршевой музыки, советские композиторы внесли большой вклад в её развитие. В числе авторов советских военных маршей — С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Ю. А. Хайт, А. И. Хачатурян, В. М. Блажевич и другие. Концертные марши написали М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и другие.

    Х. М. Хоханян.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. 1. ма́рш;
    2. ма́рши;
    3. ма́рша;
    4. ма́ршей;
    5. ма́ршу;
    6. ма́ршам;
    7. ма́рш;
    8. ма́рши;
    9. ма́ршем;
    10. ма́ршами;
    11. ма́рше;
    12. ма́ршах.
    13. 2. марш.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    МАРШ, -а, муж.

    1. Способ строго размеренной ходьбы в строю. Церемониальный м.

    2. Походное движение войск, а также (перен.) вообще организованное движение больших групп людей. На марше. Вступить в бой с марша. М.-парад. М.-бросок. М.-манёвр. М. мира (одна из форм народной дипломатии поход борцов за мир в знак протеста против войны, военных приготовлений).

    3. Музыкальное произведение чёткого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия. Военный м. Походный м. Похоронный м.

    | прил. маршевый, -ая, -ое.

    II. МАРШ, частица. Команда, приказ двигаться, идти. Шагом м.! (команда). Кругом м.! (команда повернуться спиной и идти вперёд). М. отсюда! (уходи, вон; разг.). Сейчас же м. домой!

    III. МАРШ, -а, муж. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничные марши.

    | прил. маршевый, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Толковый словарь Ожегова

    МАРШ 1, -а, м.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ожегова

    МАРШ 2, частица. команда, приказ двигаться, идти. Шагом м.! (команда). Кругом м.! (команда повернуться спиной и идти вперёд). М. отсюда! (уходи, вон; разг.). Сейчас же м. домой!

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Толковый словарь Ожегова

    МАРШ 3, -а, м. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничные марши.

  11. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  12. Малый академический словарь

    1)

    , м.

    1.

    Способ ритмической, мерной ходьбы в строю.

    По площади Красной торжественным маршем Могучая Армия наша идет. Лебедев-Кумач, Песня о Ворошилове.

    2.

    Передвижение войск походным порядком из одного района в другой.

    [Козлов] делал с эскадроном большие марши в метель и распутицу. Симонов, От Черного до Баренцева моря.

    Генерал Карелин командовал артиллерийской дивизией, которая со своими тяжелыми орудиями находилась на марше. Казакевич, Весна на Одере.

    3.

    Музыкальное произведение в четком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте.

    Траурный марш.

    Военный оркестр грянул с эстрады веселый марш. Куприн, Молох.

    4.

    Часть лестницы между двумя площадками.

    [В комнату] спускалась из второго этажа широкая лестница в два марша. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

    Войдя в дом, гвардии майор сразу же увидел перед собой один лестничный марш, ведущий наверх, и другой, слева, ведущий вниз. Казакевич, Весна на Одере.

    [франц. marche]

    2)

    междом.

    1.

    Употребляется как команда для начала движения в строю.

    Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш!», и [гусары] тронулись по большой, обсаженной березами дороге. Л. Толстой, Война и мир.

    |

    В сочетании со словами: „шагом“, „бегом“, „рысью“ и т. п.

    [Ефрейтор] скомандовал: — Ружья воль-но!.. Шагом марш! Короленко, В ночь под светлый праздник.

    2. разг.

    Употребляется как приказание уйти, пойти куда-л.

    — Господа, марш за хворостом для костра! — скомандовал Самойленко. Чехов, Дуэль.

    — А теперь марш домой. Мне надо кое-что подготовить к отъезду. Саянов, Небо и земля.

    3. разг.

    Употребляется для обозначения начала быстрого движения.

    [Счастливцев:] Посижу в кустах до свету, и марш. А. Островский, лес.

    — Обкрутимся, да и марш в дорогу! Скиталец, Дом Черновых.

    [От франц. marche (повел. от marcher) — иди]

  13. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  14. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (франц.) — вон!

    Ср. Я без порядков в доме не потерплю... у меня все по струнке будет ходить, а то и марш со двора...

    Островский. Лес. 5, 1.

    Ср. Ну... теперь чашку кофе и марш!

    Тургенев. Дым. 3.

    Ср. Marsch (нем.) — пошел.

    Ср. Marche! (фр.) — пошел; marcher, шагать.

    Ср. Aller de marche en marche — от одной страны в другую.

    Ср. Mark (нем.), (граничный) знак — граница.

    Ср. To march (англ.) — граничить, marches — границы.

  15. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  16. Толковый словарь Ушакова

    1.

    МАРШ1, марша, муж. (франц. marche).

    1. Поступь, способ ходьбы в строю. Церемониальный марш. Форсированный марш.

    2. Поход, передвижение войск. Трехдневный марш.

    || Военный маневр. «Предполагалось сделать фланговый марш влево.» Л.Толстой.

    3. Музыкальное произведение, под звуки которого совершается движение войск, маршировка. «Музыка этого романса была любимым церемониальным маршем в его полку.» Салтыков-Щедрин. Траурный марш Шопена.

    4. Часть лестницы между двумя площадками. Подняться на два марша.

    2.

    МАРШ2, межд. в знач. повел. (франц. marche - иди!). «Иди! пошел! убирайся! Марш отсюда! Бери шапку, шубу и вместе март!» Достоевский.

    Шагом марш! (воен.) - команда для начала движения, маршировки.

  17. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  18. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Движение в строю, характеризующееся строгой размеренностью.

    2.

    Организованное передвижение войск в походных колоннах с целью выхода в назначенный район.

    II

    м.

    Музыкальное произведение с чётким и строго размеренным ритмом, обеспечивающее синхронное движение большого числа людей в строю.

    III

    м.

    Часть лестницы между двумя площадками.

    IV

    м.

    Прибрежная полоса моря (шириной до 30 км), затопляемая в периоды наиболее сильных приливов.

    V

    межд. разг.

    1.

    Команда к началу движения.

    2.

    Приказание уйти или удалиться откуда-либо, направиться куда-либо.

    3.

    Требование двигаться быстро или быстрее.

  19. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  20. Большой энциклопедический словарь

    МАРШ (франц. marche) - в военном деле - организованное передвижение войск в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке. Войска на марше в сутки могут преодолеть: автомобильные колонны 400 км, смешанные (танки, автомашины и др.) 300 км, пешим порядком или на лыжах 30-50 км.

  21. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  22. Большой энциклопедический словарь

    МАРШ - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Военные марши создаются для военного (духового) оркестра. Используется в опере и балете, а также как самостоятельная пьеса. Особая разновидность - похоронный марш.

  23. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  24. Современная энциклопедия

    МАРШ, музыкальный жанр, отличающийся размеренным темпом, четким ритмом (4-дольный), бодрым характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Обычно исполняется духовым оркестром. Используется в опере, балете, симфонии, сюите (С.С. Прокофьев). Разновидность - похоронный марш.

  25. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  26. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  27. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  28. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    впервые у Шафирова, 1710 г.; см. Смирнов 189 и сл.; народн. также арш!; произошло путем ложного переразложения из шагом марш!; см. Преобр. I, 512. Через польск. marsz "марш – поход, путь" (Смирнов) или нем. Маrsсh (с XVII в.; см. Шульц – Баслер 2, 78) или, подобно этим словам, непосредственно из франц. marche (см. Клюге-Гётце 378).

  29. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  30. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    I муж. (в разл. знач.) march проходить торжественным маршем ≈ to march past похоронный марш ≈ dead march траурный марш ≈ funeral/dead march церемониальный марш ≈ march past, march-past II муж. (лестницы) flight of stairs прямой марш лестницы ≈ flyer строит. III межд. (команда): марш! ≈ forward! шагом марш! ≈ quick march! марш отсюда! разг. ≈ off you go! кругом марш! ≈ backward march!march

  31. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    марш III м: лестничный марш Treppenlauf m 1a*марш I м Marsch m 1a* торжественный марш Parademarsch mмарш II межд. (команда): марш! marsch! шагом марш! im Gleich|schritt marsch!

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    I м

    Marsch m (умл.)

    торжественный марш — Parademarsch m

    II межд.

    (команда)

    марш! — marsch!

    шагом марш! — im Gleichschritt marsch!

    III м

    лестничный марш — Treppenlauf m (умл.)

  35. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  36. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    I м.

    1)marche f

    марш-бросок воен. — marche forcée

    форсированный марш — marche forcée

    проходить торжественным маршем — défiler vi

    на марше — en marche

    2)муз. marche f

    траурный марш — marche funèbre

    3)(лестницы) volée f

    II межд.

    марш отсюда! разг. — hors(придых.) d'ici!, sortez!

    шагом марш! (военная команда) — en avant, marche!

  37. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  38. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    I м.

    1)(движение в строю) marcha f

    форси́рованный марш — marcha forzada

    проходи́ть торже́ственным маршем — desfilar vi

    на марше — en (la) marcha

    2)муз. marcha f

    побе́дный марш — marcha triunfal

    3)(лестницы) tramo m

    II межд.

    марш отсю́да! разг. — ¡fuera de aquí!, ¡fuera!

    ша́гом марш! (военная команда) — ¡de frente, marchen!

  39. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  40. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)(ходьба в строю) тж. перен. marcia f

    похоронный марш — marcia funebre

    марш мира — marcia della pace

    марш-бросок — marcia forzata

    2)(лестницы) rampa f

    3)межд. marc', marsc'

    марш отсюда! — marsc'! fila ед. / filate мн. via!

    шагом марш! — di passo, marsc'!

  41. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  42. Энциклопедия Кольера

    музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп вырьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. В древнегреческих трагедиях ритмический аккомпанемент сопровождал выходы актеров на сцену. В конце 16 в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх 18 в., сопровождая выходы и уходы актеров со сцены. Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, Г.Ф.Гендель и К.В.Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. - и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера). Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана.

    ЛИТЕРАТУРА

    Военная музыка. М., 1968

  43. Источник: Энциклопедия Кольера



  44. Энциклопедический словарь

    МАРШ

    1.МАРШ, -а; м. [франц. marche]

    1. только ед. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю. Торжественный м. войск. Церемониальный м. Пройти маршем перед трибуной.

    2. Передвижение войск походным порядком из одного района в другой. Ночной м. Ускоренный м. Находиться на марше. Вступить в бой с марша (сразу после похода, передвижения). Марш-бросок (быстрое, ограниченное временем передвижение войск).

    3. Музыкальное произведение в чётком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте. Походный м. Траурный м. Оркестр заиграл м. Идти под м. Звуки марша.

    4. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничный м. Ступенька марша. Подняться на два марша вверх.

    Ма́ршевый (см.).

    2.МАРШ, межд. [от франц. marche - иди].

    1. Употр. как команда для начала движения в строю. Вперёд, м.! / При указании на способ передвижения. Бегом м.! Шагом м.! Рысью м.!

    2. Разг. Употр. для обозначения решительного требования срочно отправиться, пойти куда-л. М. домой! М. отсюда! Сейчас же м. в магазин за молоком!

    3. в функц. сказ. Обозначает требование быстро отправиться, идти куда-л. Купил хлеба и м. домой! Вырастил огурцы и м. на рынок!

    * * *

    Марш

    (Marche), историческая область во Франции, на Центральном Французском массиве; департамент Крёз и частично Верхняя Вьенна. 8,1 тыс. км2. Главный город — Гере.

  45. Источник: Энциклопедический словарь



  46. Энциклопедический словарь

    МАРШ

    1.МАРШ, -а; м. [франц. marche]

    1. только ед. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю. Торжественный м. войск. Церемониальный м. Пройти маршем перед трибуной.

    2. Передвижение войск походным порядком из одного района в другой. Ночной м. Ускоренный м. Находиться на марше. Вступить в бой с марша (сразу после похода, передвижения). Марш-бросок (быстрое, ограниченное временем передвижение войск).

    3. Музыкальное произведение в чётком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте. Походный м. Траурный м. Оркестр заиграл м. Идти под м. Звуки марша.

    4. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничный м. Ступенька марша. Подняться на два марша вверх.

    Ма́ршевый (см.).

    2.МАРШ, межд. [от франц. marche - иди].

    1. Употр. как команда для начала движения в строю. Вперёд, м.! / При указании на способ передвижения. Бегом м.! Шагом м.! Рысью м.!

    2. Разг. Употр. для обозначения решительного требования срочно отправиться, пойти куда-л. М. домой! М. отсюда! Сейчас же м. в магазин за молоком!

    3. в функц. сказ. Обозначает требование быстро отправиться, идти куда-л. Купил хлеба и м. домой! Вырастил огурцы и м. на рынок!

    * * *

    марш

    I

    (франц. marche) (воен.), организованное передвижение войск в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке. Войска на марше в сутки могут преодолеть: автомобильные колонны 400 км, смешанные (танки, автомашины и др.) 300 км, пешим порядком или на лыжах 30—50 км.

    II

    музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, чётким ритмом (4-дольный), бодрым характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Военные марши создаются для военного (духового) оркестра. Используется в опере и балете, симфонии, сюите. Разновидность — похоронный марш.

  47. Источник: Энциклопедический словарь



  48. Музыкальная энциклопедия

    (франц. marche, букв. - шествие, движение вперёд; англ. march, нем. Marsch, итал. marcia) - муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в строю, праздничные и церемониальные шествия), один из осн. прикладных жанров (см. Жанр музыкальный). М. отличают чёткий ритм и строгая размеренность темпа, не меняющегося на протяжении всего сочинения. Музыка М. чаще всего имеет бодрый, мужественный, активный характер. Широкое распространение М. получил в армии; он является одним из осн. жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух. Ещё на относительно раннем этапе своего развития М. вышел за пределы выполнения чисто прикладных задач и стал также жанром сценической (опера и балет), бытовой и концертной музыки. Это привело к увеличению его масштабов, усложнению выразит. средств, обогащению содержания. На протяжении всей дальнейшей его истории прикладные и "художеств." формы М. постоянно взаимодействовали.

    М. обычно выдержан в размерах 2/4, 4/4, ў и 6/8(в балете встречаются и трёхдольные М.). Его отличают характерные ритмич. рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Видное место в М. занимают острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения (staccato u legato). В мелодике М. широко применяются движение по звукам трезвучий ("фанфарные" интонации), яркие скачки, в особенности квартовые от V к I ступени лада, повторы звуков; часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодич. упоров. Короткие и энергичные начальные интонации составляют импульсы для последующего мелодич. движения. Преобладают квадратные построения; в целом структуру отличает чёткость членения.

    Для совр. М. прикладного назначения типична репризная сложная трёхчастная форма со вступлением. 1-й раздел М. в большинстве случаев пишется в репризной простой трёхчастной форме. При этом выделяется две темы. 1-я, наиболее активная и энергичная, обычно звучит в относительно высоком и светлом регистре у кларнетов или корнетов и труб. 2-я тема обычно проходит у басовых инструментов в низком регистре ("соло басов"). Затем следует полная или сокращённая реприза 1-й темы. Средняя часть (трио) М. проходит в тональности субдоминанты, или параллельной, или VI низкой ступени и, как правило, имеет более спокойный характер; её отличают широта, плавность мелодии; нередко в ней проступают черты песенности. В трио используются средний регистр, мягкие тембры тенора и баритона при поддержке группы кларнетов в низком регистре. Как и осн. части, ему может предшествовать вступление. Реприза 1-й части часто бывает видоизменённой - для неё характерно введение контрапунктирующего голоса. Все разделы М. обычно повторяются.

    Осн. виды совр. воен. М.: строевой, или парадный, церемониальный, М. (исполняется на парадах и в др. случаях торжественного прохождения войск), походный, или скорый, М. (на строевых прогулках и праздничных шествиях), встречный М. (при встрече и сопровождении знамени, прямых начальников, при большинстве воинских ритуалов) и похоронный, или траурный, М. (на похоронах и при возложении венков). Разновидностями строевого М. являются колонный М. (обычно в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмич. фигурой, что придаёт его ритмике особую чёткость) и фанфарный М.- наиболее праздничный, включающий сигнально-фанфарные темы и реплики.

    Отд. виды М. обладают своими особенностями. Траурный М. исполняется в медленном темпе и характеризуется особым типом мелодики (меньшая роль "фанфарных" мелодич. оборотов, выдвижение на 1-й план плавных, "стонущих" интонаций), фактуры (мерное чередование аккордов в сопровождении); его крайние части пишутся в минорной тональности. В остальных видах М. преобладают мажорные тональности. Исключения составляют разл. рода характеристич. М., призванные запечатлевать особый, напр. экзотич., колорит (таковы многие М. в балетах).

    Разновидность М. представляет маршевая песня (см. Песня). Походная солдатская песня сложилась ранее М. и явилась одним из его истоков; в последующее время М. и маршевая песня развивались в постоянном взаимодействии. Маршевый характер имеют мн. революц. песни ("Марсельеза", "Интернационал", "Смело, товарищи, в ногу", "Беснуйтесь, тираны" и др.). Маршевая песня составила важную и количественно богатую ветвь сов. массовой песни ("Марш Будённого" Дм. Я. Покрасса, молодёжные марши И. О. Дунаевского и др.).

    Происхождение М. относится к далёкому прошлому. Уже в Др. Греции разл. процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт к-рой двигались их участники. В др.-греч. трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке. В Зап. Европе в 14-15 вв., когда "ходьба в ногу" в армиях нек-рых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в муз. организации шествия войск. М. сформировался как жанр воен. музыки в эпоху позднего средневековья на основе походной песни (в т.ч. песен крестоносцев, ландскнехтов и др.), воен. сигналов, некоторых форм танц. музыки, по характеру близких к М. (полонез, интрада и т.п.). Наиболее ранние формы М. возникли из исполнения солдатской песни на к.-л. мелодич. инструменте (напр., поперечной флейте) в сопровождении барабана. Вскоре для исполнения преим. маршевой музыки были созданы и целые военные инстр. капеллы из деревянных и медных инструментов, пополненные в кон. 18 в. ударными инструментами из т.н. "янычарской музыки". Первоначально М. состоял из 2 частей по 8-16 тактов. В сер. 18 в. по образцу нек-рых танц. жанров (особенно менуэта) в него было введено более напевное трио (часто основывалось на мелодиях солдатских песен). По мере развития муз. культуры и орк. средств трёхчастная форма М. становится разнообразнее, богаче в мелодич. и гармонич. отношении, насыщается контрастами между осн. частями и внутри них. Постепенно в разл. родах войск и в связи с разл. назначением вырабатываются определённые типы воен. М.; в их числе кавалерийский М., обычно в размере 6/8, к сер. 20 в. утративший своё значение. С кон. 17 в. в каждом полку большинства гос-в Зап. Европы имелся свой М.; лучшие M. становились армейскими. В M. разл. стран ясно проявляются характерные черты их нац. муз. культур, сказываются общественно-историч. традиции. Так, даже М. одного и того же типа (напр., скорый М.) в разных странах различаются уже по темпу.

    Большое влияние на развитие маршевой музыки оказывали общественно-историч. условия эпохи. Значение М. неизменно возрастало в воен. годы, во время революций, - в такие периоды он становился одним из ведущих жанров муз. иск-ва. Так, высокого расцвета маршевая музыка достигла во время Великой франц. революции, когда возник новый тип М., насыщенного революц. героикой.

    Немаловажное значение имело и обращение к жанру М. крупных композиторов. Важный вклад в развитие М. внёс Ж. Б. Люлли, обогативший традиции маршевой музыки элементами, почерпнутыми из оперного и балетного иск-ва. Люлли приписывают введение в М. заимствованных от интрады пунктирных ритмов, увеличивших его активность, динамичность. В период Великой франц. революции М. создавали такие видные композиторы, как Ф. Ж. Госсек, А. Э. М. Гретри, Э. Н. Мегюль и др. Несколько воен. М., преим. в годы освободит. войн нем. и австр. народа с захватническими войсками Наполеона, создал Л. Бетховен. Из них "Вечерняя заря для богемского ополчения" (позднее под назв. "Йоркский марш") стала М. прусской армии. Неск. М. написали И. Штраус-отец и И. Штраус-сын. Ряд воен. М. создан Р. Штраусом.

    В кон. 19 - нач. 20 вв. большую популярность на Западе завоевали марши Дж. Сузы (США), Ф. Тейке (Германия). В 50-70-х гг. 20 в. важный вклад в развитие маршевой музыки внесли композиторы социалистич. стран - Я. Фадргонс (ЧССР), А. Карастоя-нов (НРБ), А. Вишневский (ПНР), З. Тамашши (ВНР) и др.

    Особую разновидность составляют всевозможные М. "на случай", предназначенные для исполнения на разл. торжествах. Нередко они пишутся не для военных, а для симф. оркестров. В числе их зап.-европ. авторов - Дж. Мейербер (М. к шиллеровским торжествам, М. к открытию Лондонской выставки и др.), Р. Вагнер ("Торжественный марш" для Филадельфии и др.), Р. Штраус ("Торжественный марш").

    Большое влияние на развитие М. оказывало начавшееся издавна претворение этого жанра в музыке, не имеющей прикладного назначения. М. встречаются в сб-ках клавирных пьес Г. Пёрселла, Ф. Куперена. "Клавирная книжечка для Анны Магдалены Бах" И. С. Баха содержит 3 марша. Люлли ввёл М. в оперу и балет; М. представлен в операх Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, в инстр. сюитах разл. композиторов, в дивертисментах, кассациях, серенадах Й. и М. Гайдна, Л. и В. А. Моцарта. Поднятые до высокохудожеств. уровня и нередко развитые до больших симф. полотен М. имеются у Л. Бетховена (Marcia funebre в фп. сонате ор. 26 с подзаголовком "sulla morte d'un Eroe" - "на смерть героя", медленная часть 3-й симфонии, М. в "Фиделио", в музыке к "Эгмонту", к "Афинским развалинам"); маршевые ритмы, целые маршевые эпизоды встречаются во многих его произв. (5-я, 7-я, 9-я симфонии, "Торжественная месса" и др.). Ряд М. для фп. в 4 руки принадлежит Ф. Шуберту; в своеобразном преломлении маршевое начало представлено во многих его сочинениях. М. часто используется в операх 19 в. (Л. Керубини, Л. Бетховен, Г. Спонтини, Дж. Мейербер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.), в музыке к драм. произведениям (Ф. Мендельсон, Э. Григ и др.), маршевые ритмы проникают даже в камерную вокальную музыку (песни для голоса с сопровождением фп.: "Два гренадера" и др. Р. Шумана, "Барабан" и др. X. Вольфа, "Юный барабанщик" Г. Малера). Яркие образцы траурного M. содержат произв. P. Шопена (соната b-moll для фп.), Г. Малера (2-я, 5-я, 7-я симфонии). М. получил претворение и в оперетте, где трактуется гл. обр. в пародийном плане (И. Штраус-сын, К. Целлер, Ф. Легар и др.). Определённое место М. занял и в музыке для кино.

    Нек-рые М. из опер перешли в прикладную музыку. Так, марш из оперы "Сципион" Г. Ф. Генделя (1726) стал парадным М. брит. гвардии гренадеров. Нередко М. создавались как свободная обр. мелодий из популярных опер (в т.ч. из "Белой дамы" Ф. А. Буальдьё, "Гугенотов" Дж. Мейербера и др.). Наиболее яркие М. безвестных авторов неоднократно обрабатывались выдающимися композиторами. В их числе знаменитый венг. "Ракоци-марш" неизвестного композитора, обработанный Г. Берлиозом (включён в драм. легенду "Осуждение Фауста"), Ф. Листом (14-я венг. рапсодия для фп.), Ф. Эркелем.

    В России М. вошёл в репертуар воен. оркестров в нач. 18 в. Вскоре и в рус. армии почти каждому полку был присвоен свой М., являвшийся его своеобразной муз. эмблемой. При встрече полков каждый из них должен был исполнять М. встречаемого полка. Мн. полковые и строевые М. вошли в историю под назв. своих частей, напр. "Марш Преображенского полка", "Марш Семёновского полка", "Марш Измайловского полка" и др. Ряд М. связан с определёнными событиями воен. истории. Таковы "Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году", "Парижский марш 1814 года", под звуки к-рого рус. войска вошли в Париж, М. "Бой под Ляояном", отражающий один из боевых эпизодов рус.-япон. войны 1904-05, и др. Рус. воен. М. в лучших его образцах отличается ясностью и стройностью композиции, простотой и доступностью муз. языка, нац. характерностью. Среди авторов рус. воен. М. - Д. С. Бортнянский, Н. А. Титов, П. И. Чайковский (псевд. П. Синопов), а также воен. капельмейстеры А. Дерфельт, О. Закржевский, М. Оглоблин и др.

    Развивая лучшие традиции дореволюц. М., сов. композиторы внесли большой вклад в развитие маршевой музыки, явившейся мощным средством патриотич. воспитания воинов и трудящихся СССР. В М. проникают интонации революц., нар. и массовых песен, что приводит к обновлению их мелодики. Обогащаются фактура и гармонич. язык М., в т.ч. благодаря применению переменных ладов и плагальности, подчёркивающей нац. характер музыки. Свободнее используются полифонич. приёмы, подголосочность. Более разнообразной и индивидуальной становится инструментовка; шире применяется сопоставление разл. групп дух. оркестра - деревянной, характерной медной, осн. группы медных инструментов и ударной. Большинство М., созданных в сов. время, связано с историко-революц., героич. и военно- патриотич. темами.

    В числе авторов сов. воен. М. - С. А. Чернецкий ("Ленинский призыв", "ГТО", "Парад", "Марш танкистов", "Салют Москвы" и др. - всего ок. 70 произв.), Н. П. Иванов-Радкевич ("Капитан Гастелло", "Народные мстители", "Родная Москва", "Победный" - Гос. пр., 1943; всего ок. 30 произв.), В. С. Рунов ("В защиту Родины", "Столичный", "Ленинград", "Строевой"), Ю. А. Хайт ("Всё выше", "Советский герой", "Красные моряки", "Привет победителям"), А. И. Хачатурян ("Героям Великой Отечественной войны", "Зангезурский") и др. Популярность завоевали также марши В. М. Блажевича, Д. Ф. Салиман-Владимирова, Н. П. Ракова, З. Ю. Бинкина, Б. Т. Кожевникова, В. И. Мурадели, Н. К. Чемберджи, З. П. Фельдмана, Г. С. Марутяна, Б. А. Диева и др.

    Наряду с М. прикладного назначения ещё в дореволюц. России было создано немало ярких образцов концертного М. для симф. оркестра, в т.ч. "Славянский марш" Чайковского, "Торжественный марш" и "Марш на русскую тему" А. К. Глазунова, "Памяти А. В. Суворова" А. С. Аренского. Сов. композиторы, опираясь на опыт рус. и заруб. музыки, написали ряд значит. сочинений этого рода (напр., посвященный К. Е. Ворошилову "Юбилейный марш" М. М. Ипполитова-Иванова, "Симфонический марш" С. С. Прокофьева). Совершенствование сов. дух. оркестров, рост их технич. и выразит. возможностей позволили создавать для дух. состава и конц. М. (соч. М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Иванова-Радкевича, Чернецкого и др.). М. широко представлен в рус. симф. музыке (5-я и 6-я симфонии Чайковского, 5-я симфония Шостаковича), в операх ("Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки, "Снегурочка", "Млада", "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Орлеанская дева" Чайковского, "Рогнеда" Серова, "Нерон" А. Г. Рубинштейна, "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева), в балете ("Щелкунчик" Чайковского, "Медный всадник" Глиэра), в музыке к драм. пьесам (музыка Глинки к трагедии "Князь Холмский" Кукольника, музыка Шостаковича к трагедии "Гамлет" Шекспира).

    Литература: Цуккерман В., Произведения для духового оркестра, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, M. - Л, 1947; Городецкая З., Магазинер Л., Типичные черты жанра, композиции и музыкального языка маршей, в сб.: В помощь военному дирижеру, вып. 2, М., 1955; Кожевников Б., Хаханян X., Материалы по истории русской военной музыки в первой половине 19 века, в сб.: Труды военно-дирижерского факультета при МОЛГК, вып. 5, М., 1961; Ноздрунов Б., Материалы по истории русской военной музыки во второй половине 19 века, там же, вып 7, M., 1964; Аксёнов Е., Новое в инструментовке советского военного марша, там же, вып. 10, M., 1970; Bьcken E., Der heroische Stil in der Oper, Lpz., 1924 (Verцffentlichungen des Fьrstlichen Instituts fьr musikwissenschaftliche Forschung zu Bьckeburg, Reihe 5, Bd 1), рус. пер. - Героический стиль в опере, M., 1936; Strom К, Beitrдge zur Entwicklungsgeschichte des Marsches in der Kunstmusik bis Beethoven, Mьnchen, 1926 (Diss); Wood W., The romance of regimental marches, L., 1932; Ве1ing R., Der Marsch bei Beethoven, Bonn, 1960 (Diss); Steglich R., Ьber Beethovens Mдrsche, в кн.: Festschrift A. Orel, W.-Wiesbaden, (I960). См. также лит. при статье Военная музыкаX. M. Хаханян.

  49. Источник: Музыкальная энциклопедия



  50. Музыкальный словарь

    Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский очень любит детей. Для них, кроме музыки, он пишет книги. Книги, которые помогают понять музыку, почувствовать себя свободно в ее увлекательном мире. Одна из книг Кабалевского называется «Про трех китов и про многое другое». О третьем из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано так: «Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами -- белыми, голубыми, зелеными, красными... Вот идет по улице воинская часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один, твердой, бодрой походкой... А впереди -- украшенный конскими хвостами и колокольчиками -- бунчук, который, двигаясь перед глазами музыкантов то вверх, то вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку... А вот совсем маленькие ребятишки -- дошкольники ходят по большой комнате, вооружившись красными флажками. Вид у них такой торжественный, будто они участвуют в самом «взаправдашнем» первомайском параде. А за пианино сидит их воспитательница... Вы, конечно, уже приготовили свой ответ. Мне даже кажется, будто все вместе, по-военному четко и стройно, вы сейчас отчеканите это короткое и само по себе чеканное слово: марш!» А через несколько страниц Кабалевский продолжает: «... Еще совсем маленькие октябрята очень любят маршировать под музыку -- не меньше, чем песни петь и пляски какие-нибудь отплясывать. А уж о пионерах и говорить нечего -- горн и барабан, играющие марш, так же дороги им, как и алый галстук на груди. С маршами -- бодрыми походными, веселыми, праздничными, а порой, увы, печальными, траурными -- связаны многие, очень многие события в жизни каждого человека, в жизни огромных масс людей». Что же такое марш? Французское marche означает в переводе -- ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, объединяет их одно: марш пишется всегда в четном размере -- на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Правда, бывают редкие исключения из этого правила. Песня А. В. Александрова «Священная война», написанная на стихи В. И. Лебедева-Кумача в самом начале Великой Отечественной войны, -- трехдольная. Но это -- самый настоящий марш -- мужественный, суровый и грозный. Под его звуки уходили на фронт солдаты. Ну, а «настоящих» маршей вы, конечно, знаете великое множество. И тех, что написаны для движения под них, и тех, что входят в крупные произведения -- оперы, симфонии, оратории, сонаты. Очень известны марши из оперы Гуно «Фауст», из «Аиды» Верди, марш Черномора из «Руслана и Людмилы» Глинки. Марш звучит в третьей части Шестой симфонии Чайковского и в финале Пятой симфонии Бетховена. Траурными маршами являются медленные части Третьей симфонии Бетховена, его же фортепианной сонаты No 12 соч. 26, фортепианной сонаты си-бемоль минор Шопена. Много маршей встречается среди детских пьес для фортепиано. Например, в «Детском альбоме» Чайковского есть и траурный марш -- «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Часто в характере и ритме марша пишутся песни. В той же своей книге Кабалевский, по аналогии с «королем вальса» Иоганном Штраусом, называет королем маршей Исаака Осиповича Дунаевского и перечисляет написанные им песни-марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Марш юннатов», «Весенний марш», «Спортивный марш», «Марш трактористов», «Марш краснофлотцев», «Марш артиллеристов»...

  51. Источник: Музыкальный словарь



  52. Русско-английский политехнический словарь

    марш м. (лестничный)

    flight

    * * *

    flight

  53. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  54. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    rampa f di scala

  55. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  56. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    хі́день, -дня

    - лестничный марш

  57. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  58. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    хі́день, -дня

    - лестничный марш

  59. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  60. История слов

    Гроб, закон, оплаток. Следы чешского книжного влияния на церковнославянский язык русской редакции обнаруживаются в заимствовании целого ряда западнославянских слов. Таковы, например, слова: закон (в значении `διαθήχη, testamentum'), гроб (для перевода лат. monumentum), оплаток (в значении `пресный литургический хлеб'; ср. лат. oblata, в др.-в.-нем. opläta). Словом оплаток пользуются и Начальная летопись (под 986 годом), Феодосий Печерский и митрополит Никифор и др. (ср.: Срезневский, 2, с. 684). «Трудно допустить, — пишет А. И. Соболевский, — чтобы русские узнали это слово от поляков (пол. opłatek, чешск. oplatek). Скорее они нашли его в каких-то не дошедших до нас памятниках церковнославянской письменности» (Соболевский, Материалы, с. 112).

    (Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 90).

  61. Источник:



  62. История слов

    См. фюить

  63. Источник:



  64. Орфографический словарь-справочник

  65. Источник:



  66. Большой Энциклопедический словарь

  67. Источник:



  68. Большой Энциклопедический словарь

  69. Источник: