Большая Советская энциклопедия

    Рейнхардт (Reinhardt) Макс (9.9.1873, Баден, Австрия, ‒ 30.10.1943, Нью-Йорк, США), немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель. В 1894 окончил театральную школу при Венской консерватории, играл в театрах Братиславы и Зальцбурга. В 1894‒1904 актёр Немецкого театра (Берлин), исполнял главным образом роли стариков: Энгстран («Привидения» Ибсена), Аким («Власть тьмы» Л. Н. Толстого) и др. Режиссёрскую деятельность начал в созданном им в 1901 в Берлине артистическом кабаре «Шум и дым» (позже «Малый театр»). Руководил также Новым театром (1903‒06), «Каммершпиле» (1906), «Комедия» (1924), «Фольксбюне» (1915‒19), венским «Йозефштадттеатром» (1923‒37, с перерывом). Основная режиссёрская деятельность связана с Немецким театром, который Р. возглавлял в 1905‒33 (с перерывом).

    Р. выступал против театральной рутины и натурализма, поверхностного бытового правдоподобия. Его спектакли отличались изобретательностью и фантазией, виртуозным использованием декораций, световых и шумовых эффектов, музыки. Уделял внимание психологической разработке характеров, культуре сценической речи и пластической выразительности игры актёра, использовал пантомиму, танец, акробатику. Ставил спектакли и на арене цирка, в мюзик-холлах («Царь Эдип» Софокла ‒ Гофмансталя, 1910, «Нойе Мюнхенер Мюзик-холл», цирк Чинизелли, 1910; «Миракль» по «Сестре Беатрисе» Метерлинка, 1911, Олимпиа-холл, Лондон), на городских площадях (средневековая мистерия «Каждый человек», обработка Гофмансталя, 1920, Зальцбург). Осуществлял постановку пьес немецких классиков (в т. ч. редко ставившихся произведений ‒ «Фауст», «Совиновные», «Ярмарка в Плузерсвейлене» Гёте, «Солдаты» Ленца, «Смерть Дантона» Бюхнера) и современных драматургов (Р. Зорге, Ф. Упру и др.). Ставил Мольера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, «На дне» Горького (под названием «Ночлежка», 1903, «Малый театр»; играл Луку), «Плоды просвещения» (1903, Новый театр) и «Живой труп» (1913, Немецкий театр) Л. Н. Толстого, пьесы Б. Шоу, Р. Роллана и др. Р. создавал высокохудожественные спектакли, но кризис буржуазной культуры вызывал у него стремление к уходу от современных проблем; в ряде постановок звучали пессимистические и даже мистические мотивы. В 20‒30-е гг. с Р. работали молодые прогрессивные режиссёры (Э. Энгель и К. Х. Мартин) и драматурги (Б. Брехт и др.). Значительный успех имела постановка пьесы Г. Гауптмана «Перед заходом солнца» (1932). Р. был организатором (1928, Вена) «актёрского и режиссёрского семинара» ‒ первой в Западной Европе школы для режиссёров, инициатором Зальцбургского театрального фестиваля (1920), воспитателем известных актёров (А. Моисси, Г. Эйзольдт, П. Вегенер, Э. Яннингс и др.). В 1933 Р. был вынужден покинуть Германию, работал в Австрии (до 1938), затем во Франции, США. Основал в Голливуде театральную школу, снимал фильмы. Его творчество оказало большое влияние на актёрское и режиссёрское искусство многих европейских стран, а также США.

    Лит.: Гвоздев А., Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М. ‒ Л., 1939; lhering Н., Vön Reinhardt bis Brecht, Bd 1‒3, В., 1958‒61; Jacobsohn S., Jahre der Buhne, Reinbek bei Hamburg, 1965.

    И. Я. Новодворская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Reinhardt, Max)

    (1873-1943), австрийский актер, режиссер. Настоящее имя - Макс Гольдман (Goldmann). Родился 9 сентября 1873 в еврейской семье, в Бадене. Начал театральную карьеру в возрасте 19 лет как характерный актер в Зальцбургском театре, в 1894 поступил в труппу Немецкого театра, в 1905 сменил О.Брама на посту его директора, предварительно сделав несколько постановок в артистическом кабаре "Шум и дым" и в Новом театре (1902-1905). Будучи руководителем Немецкого театра, в канун Первой мировой войны тяготел к образной системе неоромантизма и символизма, много экспериментировал, выпустив, например, четыре сценические версии Сна в летнюю ночь У.Шекспира. Внимание привлекли такие спектакли Рейнхардта, как средневековая мистерия Каждый человек (1920) в обработке Г.Гофмансталя, Миракль (1912), а также послевоенные массовые постановки социального звучания - Флориан Гейер по Г.Гауптману, Смерть Дантона по Г.Бюхнеру и др. В Большом драматическом театре Рейнхардт новаторски использовал вращающиеся сценические площадки, выдвинул авансцену в зрительный зал и вывел в него актеров, тем самым разрушив барьер между ними и публикой. В 1933 Рейнхардт покинул Германию и переехал сначала в Австрию, а затем в США, где поставил спектакль Вечная дорога (1937) по "еврейской хронике" Ф.Верфеля и в открытом театре Холливуд-Боул (Лос-Анджелес) - Сон в летнюю ночь.

    Умер Рейнхардт в Нью-Йорке 31 октября 1943.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже ХIХ и ХХ столетий. М. - Л., 1939 Игнатов С.С. История западноевропейского театра нового времени. М. - Л., 1940

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ре́йнхардт Макс

    (Reinhardt), настоящая фамилия Гольдман (Goldmann) (1873—1943), немецкий режиссёр, актёр. На сцене с 1894. В 1905—33 (с перерывами) возглавлял Немецкий театр. Ставил немецкую, античную классику, У. Шекспира, М. Горького. В созданных им театрах и студиях (Берлин, Вена) экспериментировал в области театральной формы, новых выразительных средств. В 1933 эмигрировал из Германии, умер в США.

    * * *

    РЕЙНХАРДТ Макс

    РЕ́ЙНХАРДТ (Reinhardt) (наст. фам. Гольдман, Goldmann) Макс (1873—1943), немецкий режиссер, актер. На сцене с 1894. В 1905—33 (с перерывами) возглавлял Немецкий театр(см. НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР). Ставил немецкую, античную классику, У. Шекспира, М. Горького. В созданных им театрах и студиях (Берлин, Вена) экспериментировал в области театральной формы, новых выразительных средств. В 1933 эмигрировал из Германии, умер в США.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Гольдман; 1873–1943) – нем. режиссер, актер. На сцене с 1894. В 1905—33 (с перерывами) возглавлял Нем. т-р. Ставил нем., антич. классику, У. Шекспира, М. Горького. В созданных им т-рах и студиях (Берлин, Вена) экспериментировал в области театр. формы, новых выразительных средств. В 1933 эмигрировал из Германии, умер в США.

  7. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов