Большая Советская энциклопедия

    Вебер (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт, ‒ 2.5.1958, Гейдельберг), немецкий буржуазный экономист и социолог. Брат М. Вебера. Профессор экономики и социологии Пражского (1904‒07) и Гейдельбергского (1907‒58, с перерывами в годы фашизма) университетов.

    В 1909 выдвинул теорию размещения промышленности («штандорт»), согласно которой промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей. Эта теория не утратила влияния в буржуазной политической экономии, однако подверглась критике за то, что игнорировала наличие различных экономических районов, взаимосвязь отраслей промышленности, борьбу монополий. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Дильтея. Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилизационный (поступательное развитие техники и естествознания, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество ‒ искусство, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность исторических и социальных изменений определенной эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом которого является интеллектуальная элита. Таким образом, историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.

    Соч.: Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsruhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, 2 Aufl., Münch., 1950: Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Münch., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Münch., 1953; Einführung in die Soziologie, Münch., 1955 (соавтор); в рус. пер. ‒ Теория размещения промышленности, М. ‒ Л., 1926.

    Лит.: Леш А., Географическое размещение хозяйства, пер. с англ., М., 1959; Ke-peszczuk J., A. Weber, Schriften und Aufsatze. 1897‒1955. Bibliographic, Münch., 1956.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    Ве́бер Альфред (1868—1958), немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера. Разработал концепцию социологии истории и культуры, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой. Занимался проблемами эффективного размещения производства.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ВЕБЕР Альфред

    ВЕБЕР (Weber) Альфред (30 июля 1868, Эрфурт—2 мая 1958, Гейдельберг) — немецкий философ, социолог, экономист. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899—1907). С 1907 до конца жизни—профессор кафедры экономики и социологии Гейдельбергского университета. В период пребывания у власти нацистов его преподавательская деятельность была прервана; продолжил работу в университете лишь после окончания 2-й мировой войны.

    Вебер строит социально-философскую концепцию на противопоставлении цивилизации и культуры, заимствованном у О. Шпенглера. Однако Вебер видит в цивилизации, культуре и обществе не сменяющие друг друга фазы в истории, а различные процессы. Процесс цивилизации как сфера рационального целеполагания в первую очередь представлен в развивающейся совокупности технических средств, с помощью которых общество и каждый индивид обеспечивают свое выживание и достигают господства над природой (наука, техника, социальные институты—государство, право, созданные для рациональной организации общества и способствующие его сохранению и безопасности его членов).

    Движение культуры принципиально отличается от процесса цивилизации. Культуру он рассматривает как целостность, которой присущи расцвет и старение, параллелизм в судьбе, повторяющийся ритм в культурном творчестве и в смене художественных стилей. Культура замкнута в том историческом теле, в котором возникает. Она представляет собой душевную обусловленность ряда символов. Культурное творчество объективируется в художественном произведении и в идеях. Творчество культуры трагично по своей сути, поскольку объективное бытие культуры обладает своими законами и разрушительно относительно человека. Цели развития цивилизации и культуры противоположны. Процесс цивилизации связан с рационализацией всех сфер жизни и сознания. Культура не прогрессирует, а отображает абсолютное начало в душе, являясь смыслообразующей функцией исторических тел. Движение культуры создает множество различных миров, которые возникают и погибают вместе с историческими телами, неповторимы и уникальны в отличие от цивилизации. Вебер говорит о корреляции между культурой, цивилизацией и социальным движением. Поэтому он отвергает противопоставление методов естественных и социальных наук, характерное для неокантианства.

    В работе “Третий или четвертый человек” (Der Dritte oder der Vierte Mensch: Vom Siun des geschichlichen Daseins, 1953) Вебер анализирует надвитальные (трансцендентальные) царства смыслов, которые оказывают воздействие на существование человека. Трансцендентность мыслится им как сфера действия невидимых духовных сил, пронизывающих все живое и становящихся имманентными в жизнедеятельности человека. К духовно-душевной трансцендентности он относит ценности, индивидуальное душевно-духовное ядро личности, свободу человека. Обратив внимание на формирование нового антропологического типа (“четвертого человека”), в отличие от “третьего человека”—функционера западной цивилизации, Вебер дает анализ кризиса европейской культуры, ее антропологических оснований.

    Соч.: Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999; Lieber den Standort der Industrien. Bd. l Reine Theorie des Standorts. Tub., 1909; Religion und Kultur. Münch., 1912; De Krise des modernen Staatsgedanken in Europa. Hdeb., 1925; Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Leiden, 1935; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie. Hdib., 1951.

    Лит.: Ecken R. Kultur, Zivilisation und Gesellschaft: Die Geschichtstheorie A. Webers. Tub., 1990; Kruse V. Soziologie und “Gegenwartskrise”. Wiesbaden. 1990.

    Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ве́бер Альфред

    (Weber) (1868—1958), немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера. Разработал концепцию социологии истории и культуры, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой. Занимался проблемами эффективного размещения производства.

    * * *

    ВЕБЕР Альфред

    ВЕ́БЕР (Weber) Альфред (1868—1958), немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера(см. ВЕБЕР Макс). Разработал концепцию социологии истории и культуры, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой(см. ЭЛИТА).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    Вебер Альфред

    Ве́бер Альфред (1868—1958), немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера. Разработал концепцию социологии истории и культуры, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой. Занимался проблемами эффективного размещения производства.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: