Большая Советская энциклопедия

    (Blanc)

    Луи (29.10.1811, Мадрид, — 6.12.1882, Канн), французский утопический социалист, историк, журналист, деятель Революции 1848. Родился в дворянской семье. В 30-х гг. стал известным журналистом в Париже. В своих взглядах на развитие исторического процесса Б. опирался на идеи Сен-Симона. Работа «Организация труда» (1839, рус. пер. 1926), излагавшая план социального преобразования, принесла ему популярность. С 1843 сотрудничал в мелкобуржуазной газете «Реформ» («La Reforme»). В 1841—44 издал «Историю десяти лет», направленную против Июльской монархии (См. Июльская монархия). В 1847 опубликовал 1-й т. 12-томной «Истории французской революции» (рус. пер., т. 1—12, 1907—09), в которой положительно оценивал якобинский период революции. Репутация социального реформатора, близость к буржуазно-демократическим кругам, отрицательное отношение к классовой борьбе пролетариата сделали Б. подходящим для буржуазного большинства «представителем рабочих» во временном правительстве, куда он вошёл в период Революции 1848. Возглавив т. н. Люксембургскую комиссию (См. Люксембургская комиссия), он стремился предотвратить революционные выступления пролетариата. Хотя Б. не участвовал в Июньском восстании 1848 (См. Июньское восстание 1848), пришедшая к власти буржуазия подвергла его судебному преследованию. В августе 1848 Б. эмигрировал в Англию, где написал работу «История революции 1848» (1870: рус. пер., т. 1—2, 1907), в которой пытался оправдать свою соглашательскую политику. В 1870 вернулся во Францию. Избранный в 1871 в Национальное собрание, Б. оказался в Версале среди врагов Парижской Коммуны 1871 (См. Парижская Коммуна 1871).

    В развитии общества Б. видел последовательную смену трёх принципов: авторитета, господствовавшего в средние века, индивидуализма, утвердившегося в буржуазном обществе, и принципа братства, который получит своё осуществление при социализме. Поскольку при общественном строе, основанном на принципе индивидуализма, неизбежна, по Б., конкуренция, то он губителен не только для рабочих, но и для буржуазии, которая подвергается риску разорения. Исходя из этого, Б. полагал, что социальное преобразование может быть произведено совместными усилиями народа и буржуазии. Государство, по концепции Б., должно приступить к организации «общественных мастерских», привлекая к участию в них буржуазию. Благодаря более высокой производительности труда общественные ассоциации, по мнению Б., одержат победу в конкурентной борьбе с частными предприятиями. Утопический план Б. насаждал иллюзии о возможности мирным путём разрешить противоречия между трудом и капиталом. В историю социализма и рабочего движения Б. вошёл как родоначальник оппортунизма и реформизма (луиблановщины).

    Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Ленин В. И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, И. Г. Церетели и классовая борьба, там же; его же. Из какого классового источника приходят и «придут» Кавеньяки?, там же, т. 32; Вигдорчик А., Тактика Луи Блана в революции 1848 г., «Уч. зап. Ленинградского государственного университета. Серия исторических наук», 1950, в. 17; Бендрикова Л. А., Луи Блан как историк, М., 1959.

    Л. А. Бендрикова.

    Л. Блан.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой филателистический словарь

    филат. назв. марок Франции 1900—29 с аллегорическим рис., назв. по имени худ.— автора рис.

  3. Источник: Большой филателистический словарь



  4. Философская энциклопедия

    БЛАН

    (Blanc), Луи (Жан Жозеф Шарль Луи) (28 окт. 1813 – 6 дек. 1882) – франц. публицист, историк и социал-реформистский политич. деятель. Б. считал историю процессом, в к-ром последовательно осуществляются три идеи – авторитета, индивидуализма и братства. На идее братства будет, согласно концепции Б., основан строй будущего, соответствующий якобы интересам не только пролетариата, но и буржуазии, поскольку при существующем строе она ввиду конкуренции постоянно подвержена риску разорения. Восприняв фурьеристскую идею права на труд и сен-симонистскую идею социального переустройства, осуществляемого гос-вом, Б. полагал, что путь к обществу будущего – "организация труда", создание "общественных мастерских", первоначально субсидируемых и руководимых демократич. бурж. гос-вом, а впоследствии превращающихся в самостоят. и самоуправляющиеся ассоциации. Привлекая к участию капиталистов выгодностью капиталовложений и успешно конкурируя с частновладельч. предприятиями, ассоциации, по плану Б., должны вытеснить последние и привести к полному обобществлению нар. хозяйства. Такой переход осуществим, по Б., без насилия, по инициативе буржуазии, "понявшей", что слияние с народом отвечает ее интересам.

    В период революции 1848 Б., оказавшись представителем рабочих во Временном правительстве, проводил социал-реформистскую политику, отвлекавшую рабочих от революц. борьбы, а в 1871 был в рядах противников Коммуны.

    Б. вошел в историю социализма и рабочего движения как родоначальник соглашательства с буржуазией, для обозначения к-рого слово "луиблановщина" стало нарицательным. В наст. время Б. выдвигается врагами коммунизма (Ж. М. Ланж, П. Шансон и др.) как основоположник реформистского "французского социализма", противопоставляемого революц. марксизму-ленинизму.

    Соч.: Le socialisme. Droit au travail, P., 1848; Révolution française. Histoire de dix ans 1830–1840, [12 éd.], t. 1–5, P., 1877; История французской революции 1789 года, т. 1–12, СПБ, 1907–09; История революции 1848 года, СПБ, 1907; Организация труда, [Л.], 1926. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, М., 1955, с. 302; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 308; т.24,с. 15–18, 179, 294–95; т. 25, с. 44–45, 75–78, 343; Чернов И., Луи Блан, пер. с франц., М., 1906; Сahen G., Louis Blanc et la Commission du Luxemburg (1848), P., 1897; Vidalenс J., Louis Blanc (1811–1882), P., 1948.

    И. Зильберфарб. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Blanc), Луи (29.Х.1811 - 6.XII.1882) - франц. утопич. социалист, историк, деятель революции 1848. Родился в старинной дворянской семье в Мадриде; отец Б. был ген. инспектором по финансам при Жозефе Бонапарте. Разорение, постигшее семью Б., заставило его с 19 лет жить собственным трудом. Уже в 30-х гг. Б. выдвинулся как журналист. В 1839-40 появилось одно из самых значит. произведений Б., снискавшее ему популярность как автору своеобразного плана социального преобразования, - "Организация труда" (рус. пер. 1926). С 1843 Б. был членом редакции мелко-бурж. демократич. газеты "La Réforme". В 1841-44 он издал "Историю десяти лет" ("Revolution française. Histoire des dix ans. 1830-1840", t.1-5, 1841-44) - работу историко-публицистич. характера, направленную против Июльской монархии. В 1847 Б. издал первый том своей 12-томной "Истории французской революции" ("Histoire de la Revolution française", t. 1-12, 1847-62; рус. пер., т. 1-12, 1907-09).

    Научное материалистич. понимание истории чуждо Б. В прогрессивном и закономерном развитии общества Б. отмечает последовательную смену трех принципов: авторитета, индивидуализма, братства. Принцип авторитета, утверждает Б., основывает свою власть на слепо принимаемых верованиях, на неравенстве, на принуждении. Он господствовал в ср. века. Принцип индивидуализма признает человека единств. судьей всего окружающего, принуждение заменяет произволом. Индивидуализм нашел свое проявление в Реформации, в философии 18 в. Принцип братства устанавливает солидарность великой семьи человечества. Его носители - анабаптисты, Ж. Ж. Руссо, Г. Б. Мабли, наконец М. Робеспьер и якобинцы, пытавшиеся, по мнению Б., осуществить братство практически в 1793. Индивидуализм разрушил принцип авторитета. Носительница принципа индивидуализма, буржуазия, при помощи народа победила. Но она отказалась признать права своего союзника - народа и установить принцип братства. Между тем строй, утвердившийся после революции и основанный на индивидуализме, не выгоден, утверждает Б., не только для народа, но и для буржуазии. Первой жертвой индивидуализма в области экономики являются рабочие. Однако для буржуазии, к-рая строит свое благополучие на нищете рабочих, порядок индивидуализма не менее пагубен. Преуспевание немногих в среде буржуазии связано с падением и разложением буржуазии в целом. Индивидуалистич. порядок должен быть заменен порядком братства как в интересах народа, так и в правильно понятых интересах буржуазии. На этом выводе, из к-рого вытекает ложное представление о единстве интересов пролетариата и буржуазии, строит Б. все свое учение о социальном преобразовании, к-рое должно быть осуществлено не в борьбе с буржуазией, а совместными усилиями народа и буржуазии. Необходимым предварит. условием такого преобразования Б. считает парламентскую реформу, установление всеобщего избират. права. Гос. власть, основанная на де-мократич. принципе, должна быть орудием осуществления принципа братства. Гос-во должно стать банкиром бедных. Гос-во, поставившее себе задачей социальную реформу, должно приступить к организации общественных мастерских, снабжая их необходимыми орудиями производства. Б. не видит необходимости в экспроприации капиталистич. предприятий. Обществ. мастерские неизбежно вытеснят их; порядок, основанный на конкуренции, будет побежден той же конкуренцией.

    Популярность Б. как социального реформатора, с одной стороны, его близость к буржуазно-демократич. кругам и отрицат. отношение к клас. борьбе пролетариата, с другой - сделали из него весьма подходящего для бурж. большинства "представителя рабочих" во врем. пр-ве 1848. Своей соглашательской тактикой в первые месяцы революции Б. нанес большой вред делу рабочего класса. Своим участием в бурж. пр-ве, организацией т. н. Люксембургской комиссии по вопросам о положении рабочего класса Б. создавал в рабочем классе иллюзию возможности преобразований обществ. строя путем соглашательства с буржуазией. В. И. Ленин отмечал: "Луи Блан мнил себя вождем "трудовой демократии" или "социалистической демократии"..., а на деле Луи Блан был хвостом буржуазии, игрушкой в ее руках" (Соч., т. 25, с. 44-45). Хотя Б. не участвовал в июньском восстании 1848, победившая бурж. реакция все же подвергла В. судебному преследованию. Проведя ок. 20 лет в эмиграции, Б. вернулся во Францию только в 1870. Избранный в 1871 в Нац. собрание, Б. оказался в стане врагов Парижской Коммуны 1871 - в Версале. Существ. политич. значения его деятельность в этот период не имела.

    Соч. (кроме указанных в ст.): La révolution de février au Luxembourg, P., 1849; Révélations historiques en réponse au livre de lord Normandy, t. 1-2, Brux., 1859; Dix ans de l'histoire d'Angleterre, t. 1-4, P., 1879, в рус. пер. - Июльские дни 1830 г. (Из "Истории десяти лет"), К., 1906; Письма об Англии, т. 1-2, СПБ, 1866, История революции 1848, СПБ, 1907.

    Лит. (кроме указанной в ст.): Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг., Соч., Маркс К. и Энгельс Ф., 2 изд., т. 7; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, М.-Л., 1929, с. 67, 78, 143; Ленин В. И., Луиблановщина, Соч., 4 изд., т. 24; его же, И. Г. Церетели и классовая борьба, там же; его же, "Великий отход", там же, т. 25; его же, Из какого классового источника приходят и "придут" Кавеньяки?, там же; Чернов И., Луи Блан, пер. с франц., М., 1906; Вигдорчик А., Тактика Луи Блана в революции 1848 г., (Уч. зап. ЛГУ, сер. историч наук, 1950, в. 17; Бендрикова Л. А., Луи Блан как историк, M., 1959; Cahen G., Louis Blanc et la commission du Luxemburg, Р., 1897; Keller P., Louis Blanc und die Revolution von 1848, Z., 1926; Renard E., Louis Blanc, sa vie et son oeuvre.., Р., 1928; Louber L. A., The evolution of Louis Blanc's political philosophy, "J. Mod. History", 1955, No 1.

    В. П. Волгин, Л. А. Бендрикова. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Блан

    (Blanc)Блан (Blanc) Луи (1811 - 1882)

    Французский публицист, историк, государственный деятель. 1848 - как член Временного правительства требовал от государства организации общественных мастерских и введения всеобщего избирательного права. 1854 - 1870 жил в Великобритании. Противопоставлял капиталистическому строю систему промышленных и земледельческих ассоциаций.Афоризмы, цитаты
    • Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий.
    • Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов