Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Jean de Là-Fontaine) — знаменитый французский баснописец; род. в 1621 г. в Шато-Тьери, умер в 1695 г. Отец его служил по лесному ведомству, и Л. провел детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. В 1647 г. отец Л. передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину. Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Л. имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов. Первые стихи, превратившие Л. из салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены были сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была "Elégie aux nymphes de Vaux", в которой он горячо заступался перед Людовиком XIV за опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sablière; когда последняя умерла, и он вышел из ее дома, он встретил своего знакомого d'Hervart, который предложил ему поселиться у него. "Я как раз туда и направлялся", гласил наивный ответ баснописца. В 1659—65 гг. Л. был деятельным членом кружка "пяти друзей" — Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me де Севиньи и др.; только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Л. в академию, членом которой он сделался только в 1684 г. Под влиянием m-me de la Sablière, Л., в последние годы жизни, сделался верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьезна была только его поэзия. Значение Л. для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Л., искавшего свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым произведением была "Joconde" (1666), легкомысленное и остроумное подражание Ариосто; за этим последовал целый ряд "сказок", крайне скабрезных. В 1668 г. появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: "Fables d'Esope, mises en vers par M. de La Fontaine"; 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги — в 1694 г. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Л. все более становится свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большей частью какое-нибудь настроение. Л. менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нем абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной морали значение басен Л. Они велики своими художественными достоинствами; автор создал в них "комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимных отношениях". Он понимал людей и природу; воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе. Художественному значению басен Л. способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы. См. "Eloges" Л. в сочин. Perrault, d'Olivet, Laharpe, Chamfort; Walckenaer, "Hist. de la vie et des ouvrages de L." ("Oeuvres", 3 изд. 1824); Marthy Laveaux, "Essai sur la langue de L." (1853); Sainte-Beuve, "Portr. littér." (т. I), "Caus. du Lundi" (т. VII); Taine, "L. et ses fables" (1861); P. Souillé, "L. et ses devanciers" (1861); Saint-Marc Girardin, "L. et les fabulistes" (1867); Paul de Rémusat, "L.-naturaliste" ("Rev. des Deux. Mondes", дек., 1869); J. Claretie, "L. et ses critiques" ("Rev. des Cours littér.", т. I). О влиянии Л. на И. А. Крылова см. Крылов И.А. Часть басен Л. (иллюстр.) дана в приложении к журналу "Звезда" (1895).

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Лафонтен (La Fontaine) Жан (8.7.1621, Шато-Тьерри, Шампань, ныне департамент Эн, 13.4.1695, Париж), французский поэт. Член Французской академии (с 1684). Выходец из среды чиновничьей буржуазии. Первым литературным выступлением Л. была переработка комедии Теренция «Евнух» (1654). Л. создал поэму «Адонис». (1658), драматическую эклогу «Климена» (около 1658), фрагменты поэмы «Сон в Во» (165861), мадригалы, послания, баллады в прециозном стиле. После ареста временщика Фуке Л. выразил ему сочувствие в элегии «К нимфам в Во» (1662) и «Оде королю...» (1663), за что был выслан в Лимож. Уступки прециозной условности сочетаются с овеянными поэзией страницами в галантной повести «Любовь Психеи и Купидона» (1669, русский перевод 1964). Особенное значение имеют озорные «Сказки и рассказы в стихах» (кн. 15, 166585) и знаменитые «Басни» (кн. 16, 1668; кн. 711, 167879). В них Л. предстаёт как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель (близкий материалистическому учению П. Гассенди), продолжатель ренессансных традиций в литературе. Новый творческий подъём намечается в поэме «Филемон и Бавкида» (1685) и прежде всего в «Послании епископу Суассонскому Юэ» (1687), где Л. активно вмешивался в спор «древних и новых», отстаивая превосходство древних писателей над современными. В 1694 Л. опубликовал последнюю книгу «Басен». Им он обязан своей славой одного из величайших народных поэтов Франции. В них особенно наглядно раскрылись отличительные черты Л., определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к «низшим» жанрам, стремление опереться на народную мудрость и традицию фольклора, глубоко национальный характер творчества, склонность к иносказанию, к иронической насмешке. Используя античные образцы (Эзоп, Федр), произведения индийских баснописцев, народные традиции т. н. животного эпоса, Л. преодолел с годами присущую его предшественникам нравоучительность. Великолепно владея мастерством лаконичной композиции, виртуозно применяя вольный стих, Л. драматизировал басню и чрезвычайно расширил (прежде всего в сборниках 70-х гг.) её реалистические изобразительные возможности. Они были использованы русскими баснописцами конца 18 начала 19 вв., особенно И. А. Крыловым.

    Соч.: Ceuvres, t. 111, P., 188392; Fables, contes et nouvelles, [2 ed.]. P., 1954 (Bibliotheque de la Pléiade); Ceuvres choisies, [сост. и статья Н. П. Козловой], Moscou, [1964]: в рус. пер. Басни, СПБ. 1896; Басни (Полн. собр.), под ред. А. Введенского, т. 12, СПБ. 1901.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М. Л., 1946 (ст. С. С. Мокульского); Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII в., М., 1954; Томашевский Б. В., Пушкин и Лафонтен, в его кн.: Пушкин и Франция, Л., 1960; Taine Н., La Fontaine et ses fables, 3 éd., P., 1860; Clarac P., La Fontaine. L' homme et l'oeuvre. Nouv. éd., P., 1959; Kohn R., Le gout de La Fontaine, P., 1962; CoIIinet J.-P., Le monde littéraire de La Fontaine. P., 1970; Bibliographie des oeuvres de La Fontaine, par le cornte de Rochambeau, P., 1911.

    Ю. Б. Виппер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛАФОНТЕН (La Fontaine) Жан де (1621-1695) - французский писатель. В "Сказках и рассказах в стихах" (т. 1-5, 1665-85), комедиях и знаменитых "Баснях" (т. 1-12, 1668-94) предстает как мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Лафонтен Жан

    (La Fontaine)Лафонтен Жан де (Jean de La Fontaine) (1621 - 1695)

    Французский баснописец. Страдал не столько от материальных лишений, сколько от неприязненного отношения к нему короля. 1668 - вышли первые 6 книг басен. Произведениями Лафонтена широко пользовался Крылов И.А..Афоризмы, цитаты
    • Из врагов наших часто следует бояться больше всего самых малых.
    • В меду тонет больше мух, нежели в уксусе.
    • Знатные люди в большинстве своем - театральные маски.
    • Мы встречаем свою судьбу на пути, который избираем, чтобы уйти от нее.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: