Большая Советская энциклопедия

    Малявин Филипп Андреевич [10(22).10.1869, село Казанка, ныне Оренбургской области, ‒ 23.12.1940, Брюссель], русский живописец. Сын крестьянина. Учился в монастырской иконописной мастерской на Айон-Оросе (Греция; 1885‒91) и петербургской АХ (1892‒99) у И. Е. Репина. В 1900 посетил Францию, с 1922 жил за границей. Следуя манере Репина, в 1890-е годы создал ряд портретов крестьян («Крестьянская девушка с чулком», 1895, Третьяковская галерея) и соучеников (К. А. Сомова, И. Э. Грабаря, оба ‒ 1895; Е. М. Мартыновой, 1897; все ‒ в Русском музее, Ленинград), отмеченных сдержанностью колорита, точностью лепки объёмов и меткостью характеристик. В творчестве М. конца 1890-х ‒ начала 1900-х годов проявляется стремление к повышенному декоративизму; некоторые черты сближают его со стилем «модерн». Оставаясь верным крестьянской тематике, М. уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой предельно интенсивных красочных пятен, которые организованы линейным ритмом в некое декоративно-плоскостное, калейдоскопически динамичное целое, обрамляющее скульптурно чёткие, спокойно моделированные лица. В работах этих лет («Смех», 1899, Международная галерея современного искусства, Венеция; «Девка», 1903, «Вихрь», 1906, ‒ обе в Третьяковской галерее) М. добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств ‒ от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности. В дальнейшем М. варьирует найденные мотивы и приёмы; черты салонности, заметные уже в 1910-е годы, особенно отчётливы в произведениях зарубежного периода («Бабы», 1914, частное собрание, Париж; «Русские крестьянки», 1925, Художественный музей Латвийской ССР, Рига). Лаконизмом и мягкой пластичностью отличаются многочисленные рисунки М. (в том числе серия зарисовок с натуры В. И. Ленина, 1920, Центральный музей В. И. Ленина, Москва, Британский музей, Лондон, и другие собрания).

    Лит.: Александрова Н., Ф. А. Малявин, М., 1966; Живова О. А., Ф. А. Малявин, М., 1967.

    Т. И. Володина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869-1940) - российский живописец. Член Союза русских художников. В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала ("Вихрь", 1906). С 1922 за границей.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Маля́вин Филипп Андреевич

    (1869—1940), живописец. Член Союза русских художников. Красочные полотна пронизаны захватывающим ритмом цветовых пятен, передающим стихийную мощь народных типов, широкую шкалу чувств («Вихрь», 1906). С 1922 за границей.

    * * *

    МАЛЯВИН Филипп Андреевич

    МАЛЯ́ВИН Филипп Андреевич (1869—1940), русский живописец. Член Союза русских художников(см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ). В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала («Вихрь», 1906). С 1922 за границей.

    * * *

    МАЛЯ́ВИН Филипп Андреевич [10 (22) октября 1869, село Казанка, ныне в Оренбургской области — 23 декабря 1940, Ницца), русский художник. Один из видных мастеров живописи модерна(см. МОДЕРН), славу которому принесли экспрессивные, как бы символизирующие Россию, образы крестьянок.

    От иконы к модерну

    Выходец из крестьян, в 1885 отправился на Афон, где принял монашество и семь лет работал в иконописной мастерской Пантелеймоновского монастыря. По совету скульптора В. А. Беклемишева(см. БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович) обратился к светскому искусству, переехав в Петербург. В 1892 поступил вольнослушателем в Академию художеств(см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)), где учился, в частности, у И. Е. Репина(см. РЕПИН Илья Ефимович). Жил и работал в Петербурге и своей усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью.

    Ранние картины Малявина («Крестьянская девушка с чулком», 1895, Третьяковская галерея) не слишком сильно выделяются над средним уровнем жанрового реализма передвижников(см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), но уже в них проявляется его яркий живописный темперамент. В тот же период он обнаруживает и замечательный талант портретиста, создавая острые по характеру, эффектные композиции, близкие по манере А. Цорну(см. ЦОРН Андерс) («Художник К. А. Сомов», 1895, Русский музей).

    Одной из сенсаций Парижской всемирной выставки 1900 стало его полотно «Смех» (1899, Музей современного искусства, Венеция), которое стоит у истоков огромного цикла образов русских крестьянок — образов, сочетающих звонкую силу цвета с обобщенной поэтической символикой форм. Каскады ярких, пожаром вспыхивающих красок (в значительной степени наложенных очень крупно, не кистью, а мастихином), узорочье праздничных нарядов, лихой размах рисунка слагаются тут в праздничное зрелище, проникнутое подспудным чувством тревоги (как в картине «Вихрь», 1906, Третьяковская галерея). Это поистине символы «России в буре», одновременно веселой и грозной.

    Причем с годами декоративная роскошь палитры Малявина не слабеет, но лишь дополнительно обогащается, обретая особый орнаментальный изыск («Портрет художника с семьей», 1910, частное собрание, Ницца).

    За порогом революции

    В 1920 Малявин перебрался в Москву. Участвовал в выставках «Мира искусства»(см. МИР ИСКУССТВА) и АХРР(см. АХРР). Создал ряд метких, эскизно-легких натурных зарисовок В. И. Ленина и других партийных деятелей.

    Выехав в 1922 для устройства своей выставки за рубеж, мастер сначала резко размежевался с советской властью, выступив в печати с заявлениями о катастрофическом состоянии русской культуры и использовав свои зарисовки для беспощадно-злых карикатур.

    С тех пор на его родине на долгие годы утвердился оценочный стереотип, согласно которому искусство Малявина за границей пришло, якобы, в «полный упадок». Это, однако, не соответствует действительности. Правда, живя за рубежом (преимущественно в Париже и Ницце), художник постоянно повторял излюбленные мотивы, эксплуатируя прежний успех. Однако в целом он работал весьма плодотворно, по-прежнему проявляя дар виртуоза-рисовальщика, а также блестящего мастера картины, в том числе портретной («Балерина А. М. Балашова», 1924, частное собрание, Ницца).

    Несмотря на свою независимую политическую позицию, он и после отъезда продолжал посылать свои произведения на выставки в СССР.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: