Большая Советская энциклопедия

    I

    Цезарь Антонович [6(18).1.1835, Вильнюс, — 26.3.1918, Петроград], русский композитор, музыкальный критик, военный инженер и учёный, инженер-генерал (1904). Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у С. Монюшки. В формировании К.-музыканта большую роль сыграло знакомство с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым. К. был одним из членов «Могучей кучки» (См. Могучая кучка).С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. Опера К. «Вильям Ратклиф» (по Г. Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству К. и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В. Гюго, 1875), «Сарацин» (по А. Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность К. продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах К. наметились черты ограниченности и консерватизма.

    К. — автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти.

    Соч.: Русский романс. Очерк его развития, СПБ, 1896; Из моих оперных воспоминаний, «Ежегодник имп. театров», 1899/1900, прил. 2; Первые композиторские шаги, «Ежегодник имп. театров», 1910, в. 1; Музыкально-критические статьи, т. 1, П., 1918; Избр. статьи, Л., 1952; Избр. письма, Л., 1955; Lamusique en Russie, P., 1881; Краткий учебник полевой фортификации, 6 изд., СПБ, 1892; Краткий исторический очерк долговременной фортификации, 2 изд., СПБ, 1889.

    Лит.: Стасов В. В., Избр. соч. т. 3, М., 1952, с. 387 — 408.

    Ю. В. Келдыш, Г. Ф. Самойлович.

    II

    кю, казахская или киргизская народная инструментальная пьеса, наигрыш, исполняемые на домбре (в Казахстане), комузе (в Киргизии) и других народных инструментах.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КЮЙ - казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    КЮЙ, казахская традиционная инструментальная или вокально-инструментальная пьеса, большей частью для домбры. Близкий жанр киргизской инструментальной музыки - кю (кюу).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    кюй

    казахская традиционная инструментальная или вокально-инструментальная пьеса, большей частью для домбры.

    * * *

    КЮЙ

    КЮЙ, казахская народная инструментальная пьеса, исполняемая на домбре и других народных инструментах.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    казах. нар. инстр. пьеса, наигрыш, исполняемые на домбре и др. нар. инструментах. К. формировались в течение столетий. Разные виды устного лит. творчества - эпич., историч. сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли муз. воплощение в К., поэтому многие из них - программные. Имеются К., изображающие скачки, полёт птиц, шуршание змей и др., их исполняют кюйши, а также жирши, акыны.

    К. свойственна простейшая, смешанная и переменная метрика. Форма их разнообразна - от простых наигрышей до многочастных построений в виде рондо. Музыка К. основана на диатонике. Она включает и элементы пентатонных звукорядов. Большей частью К. двухголосные, но есть и одноголосные, и трёхголосные. Они содержат и нек-рые виды подголосочно-полифонич. фактуры - параллельные движения в превалирующих квартово-квинтовых и реже секундовых, и терцовых интервалах, имитации, секвенции, органные пункты и др.

    Слово "К." часто входит в назв. произв., напр.: "Адай-К." (название рода), "Мусереле-К." (имя автора), "Тартыс-К." ("Свадебный К.") и др.

    К. имеют локальные стили, ярко выраженные в интонац. складе мелодий, видах инструментов, исполнит. технике. Лучшими образцами К. Зап. Казахстана является творчество выдающихся композиторов-кюйши Курмангазы и Даулеткерея, для Вост. и Сев. Казахстана - Таттимбета и Агашаяка, для Южного - Ихласа, Сугура, Байсерке и др.

    В сов. время инстр. музыка К. продолжает развиваться. Известны сов. композиторы-кюйши: Д. Нурпеисова, М. Ержанов, Ж. Каламбаев, А. Шингожаев и др. Иск-ву исполнения К. обучаются в муз. уч-щах и школах Казахстана, а также в Консерватории им. Курмангазы. К. - основа репертуара Гос. оркестра им. Курмангазы, входят во все жанры сов. казах. проф. музыки (полностью, фрагментами или в переработанном виде). На темы К. созданы симфонии - "Курмангазы" Брусиловского, "Жигер" Жубановой, Концертный кюй Рахмадиева. Элементы нар. полифонии и ладовой организации К. сделали возможным дальнейшее формирование и обогащение гомофонно-гармонич. и полифонич. склада казах. музыки.

    Литература: Затаевич А. В., 500 казахских песен и кюев, A.-A., 1931; его же, 1000 песен казахского народа (песни и кюйи), М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы. Очерк творческого пути, А.-А., 1955; Жубанов A., Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов, А.-А., 1958; Аравин П. В., Звуковая система домбрового строя (к проблеме изучения), в сб.: Искусство и иностранные языки, А.-А., 1964; его же, Записи кюев Даулеткерея, в сб.: Музыкознание, А.-А., 1967; Гизатов Б., Хамиди Л., Школа игры на домбре, А.-А., 1964; Даулеткерей Шигаев, Кюи. (Нотный сб.), А.-А., 1961; Курмангазы Сагырбаев, Кюи. Нотный сб., А.-А., 1961; Тифтикиди H. Ф., Особенности метрической организации музыки кюев, в сб.: Музыкознание, вып. 3, А.-А., 1967; его же, Песенные истоки домбровых кюев, в сб.: Народная музыка в Казахстане, А.-А., 1967; его же, Метроритмы и форма домбровой музыки, в сб.: Музыкознание, вып. 4, А.-А., 1968; Бекхожина Т., Кюи - легенды, в сб.: Народная музыка в Казахстане, А.-А., 1967; Тарасова Л. П., Казахские трехголосые кюи, там же; Зарухова СМ., Форма и лад казахской домбровой музыки, в сб.: Музыкознание, вып. 3, А.-А., 1967; её же, О двух приемах голосоведения в казахской домбровой музыке, там же, вып. 4, А.-А., 1968; Аманов Б., Импровизационность и традиционность в формообразовании кюев и их отражение в народной терминологии, в сб.: Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М., 1974; Мухамбетова A., Зонное многоголосие на двухструнной домбре, там же.Б. Г. Ерзакович.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: