направление в неокантианстве (См. Неокантианство).
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (также фрейбургская и гейдельбергская) - направление в неокантианстве кон. 19 - нач. 20 вв. Главные представители - В. Виндельбанд и Г. Риккерт преподавали в университетах Фрайбурга (Фрейбурга) и Гейдельберга земли Баден (Германия). Основу человеческой культуры усматривала в сфере идеальных ценностей. Противопоставляла метод естественных наук методу исторических наук (наук о культуре). Отрицала существование объективных закономерностей истории.
— направление в неокантианстве (кон. 19 — нач. 20 в.); основной заслугой которого является введение понятия ценности в философию. Философия Нового времени предполагала, что ценностей нет и не может быть в естественных науках, дающих чистое описание природы; наличие ценностей в социальных и гуманитарных науках считалось их недостатком. Общее понятие ценности в качестве параллели тому, что есть, было введено только в 1860-е гг. Г. Лотце и Г. Когеном. Основатели Б.ш. В. Виндельбанд и Г. Риккерт настаивали на истолковании сущего по преимуществу в свете ценностей, что привело к становлению самостоятельной философии ценностей. Следуя этой идее, Ф. Ницше представил всю историю западноевропейской философии как полагание ценностей, источник которых он видел в «перспективности сущего». Виндельбанд, а вслед за ним Риккерт предложили сохраняющее свое значение и теперь деление всех наук на науки о природе (естествознание) и науки о культуре (исторические науки). Последние определялись опять-таки через понятие ценности. Естественные науки используют обобщающий номотетический метод, дающий научные законы; исторические науки применяют индивидуализирующий идиографический метод, дающий описания индивидуальных исторических явлений. Идея, что в человеческой истории нет законов, предопределяющих ее ход, оказала существенное влияние на философию истории, и в частности на истолкование проблемы смысла истории (К. Поппер, К. Ясперс и др.).
баденская шко́ла
(также фрейбургская и гейдельбергская), направление в неокантианстве конец XIX — начале XX вв. Главные представители — В. Виндельбанд и Г. Риккерт преподавали в университетах Фрайбурга (Фрейбурга) и Гейдельберга земли Баден (Германия). Основу человеческой культуры усматривала в сфере идеальных ценностей. Противопоставляла метод естественных наук методу истинных наук (наук о культуре).
* * *
БАДЕНСКАЯ ШКОЛАБА́ДЕНСКАЯ ШКО́ЛА (также фрейбургская и гейдельбергская), направление в неокантианстве кон. 19 — нач. 20 вв. Главные представители — В. Виндельбанд(см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм) и Г. Риккерт(см. РИККЕРТ Генрих) преподавали в университетах Фрайбурга (Фрейбурга) и Гейдельберга земли Баден (Германия). Основу человеческой культуры усматривала в сфере идеальных ценностей. Противопоставляла метод естественных наук методу исторических наук (наук о культуре). Отрицала существование объективных закономерностей истории.
фрейбургская школа, - одно из направлений неокантианской философии кон. 19 - нач. 20 вв.; ее представители (проф. Фрейбургского ун-та в Бадене В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.) занимались обоснованием идеализма преим. в области методологии истории. См. в ст. Неокантианство.