Большая Советская энциклопедия

    Фридеберт [18.2(2.3).1886, малая Ахья, ныне Пыльваского района, — 15.4.1971, Таллин], эстонский советский писатель и литературовед, народный писатель Эстонской ССР (1946), член-корреспондент АН Эстонской ССР (1946). Печатался с 1901. Участвовал в революционном движении 1905; в 1906—17 — в эмиграции. После Февральской революции 1917 вернулся на Родину. Был председателем Союза эстонских писателей в буржуазной Эстонии. В 1923—26 редактор журнала «Лооминг». В 1906 вышел сборник реалистичных новелл «Душевой надел». Т. испытал влияние символизма; опубликовал сборники полуфантастических новелл «Судьба» (1917), «Меланхолия» (1920) и «Странствие душ» (1925). Ему принадлежат также новеллы-миниатюры «Маргиналии» (1966). Автор романа «Феликс Ормуссон» (1915) и автобиографический романа «Маленький Иллимар» (1937, рус. пер. 1959). Написал исследования, статьи и эссе об эстонских и зарубежных писателях, книгу о развитии эстонского реализма («Критический реализм», 1947). Произведения Т. переведены на многие языки. Награжден 2 орденами.

    Соч.: Kriitika, t. 1—8, Tartu, 1935—36; Teosed, t. 1—8, Tallinn, 1957-62; Rahutu rada, Tallinn, 1973; в рус. пер. — К своему солнцу, М., 1963; Золотой обруч, М., 1968.

    Лит.: Friedebert Tuglas snas ja pildis. Koost. P. Rurnmo, Tallinn, 1966; Andresen N., Friedebert Tuglas, Tallinn, 1968.

    Х. Пухвель.

    Ф. Туглас.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Туглас

    ТУГЛАС Фридеберт (1886—) — известный писатель современной Эстонии, выдающийся как своим художественным творчеством, так и своими критическими, литературно-историческими произведениями. Первые его рассказы появились в 1901. В 1905 Т. втянулся в водоворот революционного движения, примкнув к социал-демократии. Арестован в Ревеле в декабре 1905 и освобожден весной 1906. В эмиграции до 1917. Соприкосновение с социалистическим учением оставило, однако, мало следов в творчестве Т. Еще до революции он присоединился к кружку «Noor Eesti» («Молодая Эстония») и, наряду с Г. Суйтс, сделался руководящей фигурой движения неоромантиков. Мимолетное увлечение революцией — тоже романтическое — быстро сменилось разочарованием и отчаянием мелкобуржуазного интеллигента. Чем дальше от революции, тем глубже шел отрыв от жизни, от реального мира, тем дальше вел путь в дебри эстетизма, символизма, мистицизма. Т. вынужден был признать (1919) непроходимую пропасть между реальной жизнью и представляемым им литературным течением. Он бросил беллетристику и окончательно перешел в область критики и истории литературы. Он написал множество статей, очерков, ряд монографий, из к-рых история «Эстонского общества литераторов» дает весьма солидный материал для изучения культурной истории Эстонии. Но, исходя в своих критических и теоретических трудах из идеалистических установок, из принципа культа формы, из определения литературного творчества как религиозного психического явления, Т. и в этой области запутался в неразрешимых противоречиях между реализмом действительной жизни и абстрактными представлениями о литературе как искусстве. По своим политическим взглядам Т. не пошел дальше мелкобуржуазного радикализма даже в 1905. С установлением в Эстонии господства национальной буржуазии Т. воспевал величие «народа-короля». После переворота в Эстонии (1934) Т. очутился в группе эстонских писателей (вместе с Таммсааре, Суйтс и др.), относящихся оппозиционно к существующему политическому режиму.

    Наиболее известные из его произведений рассказы «Hingemaa», «Suveoo armastus», «Toome helbed», «Felix Ormusson»; сборники — «Liivakell» I, II; «Raskuse vaim», «Hingede randamine»; критические очерки — «Eesti nuem ilukirjandus», «Ed. vilde ja E. Peterson», «A. H. Tammsaare», «Mait Metsanurk»; монографии — «Juhan Liiv», «Eesti Kirja-meeste Selts» (посл. изд. 1932); критические сборники — «Kirjanduslik paevaraamat», «Kritika», I—IV.Библиография:

    Kallas A., Noor-Eesti, «Eesti Biografiline Leksikon», IV, Tartu, 1929.

  3. Источник: Литературная энциклопедия