Большая Советская энциклопедия

    основное (коренное) население Филиппин (См. Коммунистическая партия Филиппин), группа родственных народностей. Численность 41,5 млн. чел. (1975, оценка). Говорят на филиппинских языках (См. Филиппинские языки). Наиболее крупные народности – Биколы, Висайя, Илоки, Пампанганы, Пангасинаны, Самбалы, Тагалывходят в число т. н. прибрежных, или равнинных, народов Филиппин; у них развиты капиталистические отношения; исповедуют в основном католицизм. В юж. части Филиппин обитает группа народностей Моро(магинданао, маранао, сулу-самаль, яканы и др.), которые исповедуют ислам; у них сильны пережитки феодальных отношений. У горных народностей (Ифугао, калинга, бонтоки и др.) сохраняются черты первобытнообщинного строя и анимистические верования; часть – христиане (протестанты). Основные черты традиционной материальной и духовной культуры (жилище, пища, утварь, фольклор) обладают значительным сходством у всех Ф. Главное занятие – земледелие, преимущественно поливное рисосеяние, отчасти рыболовство и ремёсла. У равнинных народностей намечаются тенденции к консолидации в единую филиппинскую нацию, ядром которой могут стать тагалы. Моро и горные народности (национальные меньшинства) мало затронуты процессами национальной консолидации.

    Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966 (лит.).

    С. А. Арутюнов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ожегова

    ФИЛИППИ́НЦЫ, -ев, ед. -инец, -инца, муж. Группа народов, составляющих основное население Филиппин.

    | жен. филиппинка, -и.

    | прил. филиппинский, -ая, -ое.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    -ев, мн. (ед. филиппи́нец, -нца, м.; филиппи́нка, , мн. филиппи́нки, -нок, -нкам, ж.).

    Коренное население Филиппин, состоящее из группы родственных народностей, а также представители этого населения.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Народ, составляющий основное население Филиппин.

    2.

    Представители этого народа.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Энциклопедический словарь

    ФИЛИППИ́НЦЫ -ев; мн. Коренное население Филиппин, состоящее из группы родственных народностей; представители этого населения.

    Филиппи́нец, -нца; м. Филиппи́нка, -и; мн. род. -нок, дат. - нкам; ж. Филиппи́нский, -ая, -ое. Ф-ие языки.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    группа близкородств. народов (тагалы, висайя, илоканы, биколы, моро, ифугао и др.), составляющих осн. (коренное) население Филиппинских о-вов. Общая числ. - 37 млн. чел. (оценка 1971). Говорят на языках сев. группы индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи языков. Многочисл. неолитич. памятники (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, нефритовые изделия), сходные с памятниками материковой Ю.-В. Азии, позволяют предположить, что предки Ф. во 2-м тыс. до н. э. проникли на острова, оттеснив и частично ассимилировав более древнее негро-австралоидное население, небольшие остатки к-рого - этнич. группа аэта - сохранились до сих пор. У прибрежных групп Ф. незадолго до начала исп. завоевания возникли феод. гос. образования (15 в.). С 16 в. при исп. колон. господстве эти группы восприняли католичество и подверглись сильному исп. культурному и отчасти языковому влиянию, особенно затронувшему верхние слои общества. В то же время искореняя местные культы, испанцы уничтожили многие элементы местной традиц. культуры - письменные памятники, многие народные увеселения и др. В такой обстановке проходил процесс этнич. консолидации Ф. В то же время горные группы не испытывали исп. влияния и практически оставались на том же уровне, что и до начала образования гос-ва на Филиппинах; они не участвовали в процессе консолидации Ф. К 19 в. на Филиппинах, прежде всего в р-нах, населенных тагалами, сложилась местная буржуазия и интеллигенция, выражавшая общефилиппинские интересы. Возглавленное ими нац.-освободит. движение завершилось нац.-освободит. революцией 1896-98, уничтожившей исп. господство. Но после амер.-филиппинской войны 1899-1901 на Филиппинах был установлен амер. колон. режим. В 1946 Филиппины получили независимость. Для крупнейших народов Филиппин - тагалов, висайя, илоканов, биколов и др. - создались предпосылки для консолидации в единую филиппинскую нацию. Узко местное самосознание все более сменяется сознанием принадлежности к общефилиппинской общности. Постепенная активизация массового демократич. движения на Филиппинах находится в тесной связи с усилением тенденций к нац. консолидации. Ядром общефилиппинской нац. консолидации выступают тагалы. Делаются попытки внедрить в качестве общегос. и общенац. языка созданный на базе тагальского языка лит. язык "пилипино".

    Господствующая религия Ф. - католичество, частично - аглипаянство (см. Г. Аглипай). Среди горных народов сохраняются традиционные анималистич. культы, но в последние десятилетия под влиянием миссионеров частично привилось христианство, преим. протестантизм. Население Юга архипелага (народы группы моро) с 14-15 вв. исповедует ислам. Вследствие значит. культурных и отчасти языковых различий от осн. массы христианизированных прибрежных народов, горные народы и моро не вовлекаются в процесс консолидации общефилиппинской нации и оказываются в положении нац. меньшинств.

    Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966 (лит.); Левинсон Г. И.; Филиппинцы вчера и сегодня, М., 1959 Agoncillo T., Alfonso О., A short history of the Filipino people, (Quezon City), 1963; Hayden J. R., The Philippines. A study in the national development, N.-Y., 1945; Keesing F. M., The Philippines. A nation in the making, L., 1937; Pascual R., Social and cultural development in the Philippines, Manila, 1950; Rodriguez E. В., Philippine culture, Manila, 1959.

    С. А. Арутюнов. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия