Большая Советская энциклопедия

    I

    Москви́н

    Андрей Николаевич [р. 1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин, — 28.2.1961, Ленинград], советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально их общие устремления сводились к поискам оригинальной изобразительной формы (фильмы «Чёртово колесо», 1926; «Шинель», 1926, совместно с Е. С. Михайловым). Но уже в картинах «С. В. Д.» (1927) и «Новый Вавилон» (1929) М. обращается к принципам живописной трактовки материала. Лучшие достижения М. воплощены в кинотрилогии о Максиме («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939, совместно с Г. Н. Филатовым), отличающейся композиционной выразительностью кадра, тонко нюансированной световой палитрой, образной передачей атмосферы событий. В фильмах режиссера С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1-я и 2-я серии, 1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссе) изобразительные принципы М. получают дальнейшее развитие. В цветном эпизоде 2-й серии «Ивана Грозного» положено начало эстетическому освоению цвета в кино. Как драматургический фактор цвет выступает и в др. фильмах М. — «Над Неманом рассвет» (1953), «Овод» (1955), «Дон Кихот» (1957, совместно с А. И. Дудко, И. А. Грицюсом, Э. А. Розовским). Государственная премия СССР (1946, 1948). Награждён 2 орденами.

    Р. И. Маланичев.

    II

    Москви́н

    Иван Михайлович [6(18).6.1874, Москва, — 16.2.1946, там же], русский советский актёр, народный артист СССР (1936). В 1893—96 занимался на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1896—98 работал в Ярославском театре, в театре Корша в Москве. В 1898 стал актёром Московского Художественного театра (с 1943 директор). Заглавная роль в трагедии «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898) показала самобытность и силу его дарования. Трактовка этой роли предвосхитила отчасти характеристику странника Луки в спектакле «На дне» Горького. Многогранность таланта актёра раскрылась на материале русской драматургии. Протест против прогнивших устоев царской России звучал в проникнутом высоким драматизмом образе Феди Протасова («Живой труп» Л. Н. Толстого), тема «униженных и оскорблённых» нашла трагическое выражение в скорбной фигуре штабс-капитана Снегирёва («Братья Карамазовы» по Достоевскому). Чёткость социальных характеристик определила образы стяжателя Прокофия Пазухина («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина), лицемерно-жестокого ханжи и деспота Фомы Опискина («Село Степанчиково» по Достоевскому). Комедийно-сатирическая стихия в творчестве М., создателя трагикомического образа Епиходова в «Вишнёвом саду» Чехова, особенно проявилась в советское время. Он создал образы Хлынова и Прибыткова («Горячее сердце» и «Последняя жертва» Островского), Червакова («Унтиловск» Леонова), Ноздрёва («Мёртвые души» Гоголя), Загорецкого («Горе от ума» Грибоедова). В произведениях советской драматургии актёр с успехом сыграл трагическую роль Пугачёва («Пугачёвщина» Тренёва) и исполненную мягкого юмора роль профессора Горностаева («Любовь Яровая» Тренёва), Ивана Горлова («Фронт» Корнейчука), контр-адмирала Белоброва («Офицер флота» Крона). Выступал и как режиссёр. Снимался в кино: Поликушка («Поликушка», 1922), Вырин («Коллежский регистратор», 1925) и др. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Государственные премии СССР (1943, 1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Статьи и выступления, в кн.: И. М. Москвин. Статьи и материалы, М., 1948.

    Лит.: Иезуитов Н., Москвин, в кн.: Актёры МХАТ в кино, М., 1938; Марков П., Москвин, в кн.: Театральные портреты, М. — Л., 1939; Соболев Ю., И. М. Москвин, в сборнике: Мастера МХАТ, М. — Л., 1939.

    Б. И. Ростоцкий.

    И. М. Москвин в роли Луки («На дне» М. Горького).

    И. М. Москвин в роли Царя Федора Иоанновича («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого).

    И. М. Москвин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    МОСКВИН Иван Михайлович (1874 - 1946), актер. На сцене с 1896, с 1898 в МХТ, исполнил в первом спектакле этого театра роль царя Федора ("Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого, 1898). Блестяще владел искусством перевоплощения; не ограничиваясь достижением жизненной достоверности образа, стремился к раскрытию его внутренней, нравственной сущности. Одна из основных тем творчества Москвина - исследование русского национального характера: Лука ("На дне" М. Горького, 1902), Епиходов ("Вишневый сад" А.П. Чехова, 1904), Хлынов ("Горячее сердце" А.Н. Островского, 1926) и др. Снимался в фильме: "Поликушка" (1919) и др.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Москвин

    МОСКВИН Николай Яковлевич (1900—) — псевдоним Воробьева Николая Яковлевича. Р. в Туле в семье фармацевта. Окончил реальное училище, Брюсовский литературно-художественный институт. С 1919 по 1925 — в Красной армии (комсостав). Начал писать в 1922 военкором «Правды».

    В юмористических рассказах М. 1924—1929 на фоне революционной эпохи рисуется провинциальный быт мещанина. Юмор М. беззлобен, политически не заострен. Большинство рассказов (написанных под сильным влиянием Чехова) посвящено анекдотическим событиям. В рассказах «Миноги» и др. выражены гуманистические нотки по отношению к обывателям.

    В рассказе «Буквы на клеенке» (М., 1928) показана судьба даровитого писателя из рабочих, вынужденного кончить жизнь самоубийством из-за возмутительнейшего бюрократического отношения к рабочему-автору московских редакций, издательств, организаций и т. д. Такое обобщение действительности является явно неверным, политически ошибочным.

    Роман-хроника «Гибель реального» (1912—1919) (М., 1931) является наиболее значительным произведением М. Крушение старой и рождение новой школы — такова тема романа. В ярких эпизодах изображена гибель реального училища. Однако М. не сумел раскрыть глубину социальных столкновений в школе 1917—1919, упростил фигуру бывшего директора реального училища, классовые черты персонажа растворил в общечеловеческих. Самое же главное — зарождение принципиально новой школы — в романе намечено слабо. Несомненно «Гибель реального» при всех недостатках обозначала для Москвина шаг вперед по пути мировоззренческой перестройки.Библиография:

    I. Шахматы, «ЗиФ»; Кошачий характер, «Пролетарий», 1927; Буквы на клеенке, М. Т. П., 1928; Жена, Юбилей Гитарова, «Недра», 1931; То же, изд. 2-е, доп., М., 1932; Гибель реального, ГИХЛ, 1931; Маска, Роман, журн. «Локаф», 1932, №№ 10—12, «Знамя» 1933, №№ 1, 3 и 5 (отд. изд. печатается в ГИХЛ).

    II. Львов-Рогачевский В., Предисл. к книге «Кошачий характер», «Новый мир», 1927, № 4; Котеев Б., «На литературном посту», № 4; Охитович, «Красная новь», 1928, № 29; Красильников В., «Молодая гвардия», 1931, № 23—24; Александров Г., «Новый мир», 1931, № 11.

    III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), том I, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.

  5. Источник: Литературная энциклопедия