Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Кабардей) — воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказ. войн, выселением черкесов в Турцию. К. населяют Большую и Малую Кабарду (см.), куда они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с вост. берегов Черного моря. под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания К. упоминают и об императоре Юстиниане распространившем среди них христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала XVIII в. Русские очень рано столкнулись с этим наиболее могущественным племенем Предкавказья. Народные предания К. говорят о походе на Тмутаракань, где княжил в то время сын св. Владимира — Мстислав, о единоборстве его с кабардинским богатырем Редедею. Иоанн Грозный, приняв К. в свое подданство, оказывал им милости, строил для них церкви и женился, вторым браком, на черкесской княжне Марии Темрюковне. Дальнейшая история К. представляет собой борьбу между влияниями отдаленной Москвы и более близкого Крыма, закончившуюся водворением среди К. мусульманства, под влиянием которого сложилась легенда об арабском происхождении родоначальника К. — Инала. Тем не менее Россия всегда имела среди кабардинской знати своих приверженцев. Во время персид. похода Петра I (1722) К., несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений к К., которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин, абазинцев, горских татар — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. По белградскому миру (1739) Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной и должна была служить буфером между Россией и Турцией; за каждым из этих государств признано было право, в случае надобности, укрощать и наказывать К. силой оружия. По Кучук-Кайнарджийскому мирному трактату (1774) К. сделались русскими подданными. Во время Турецкой войны 1787—91 гг. часть их поднята была против власти России проповедью Шейха-Мансура (см. Кавказские войны). После чумы 1811 г. и восстаний 1804 и 1822 гг. число К. убавилось. К 1890 г. всех К. в Терской области считалось 10787 семейств, с 70183 д., из которых в Малой Кабарде проживало 2092 сем. с 14179 д. [В эти цифры не включены селения так наз. беглых кабардинцев, образованные несколькими кабард. семействами, которые, оставив свое отечество, переселились в разное время в долины обоих Зеленчуков, в верховья Уруна и т. д.].

    Кабарда была и поныне еще остается для горцев школой хорошего тона и манер. Все горцы сев. Кавказа, а за ними и казаки, заимствовали у К. форму одежды, вооружение, посадку на коне и т. п. В экономическом отношении К. отстали от своих соседей. При богатстве страны, народ ленив, невежествен и не предприимчив. Первоначальное общественное устройство К. носило аристократический характер и в современном этикете отражается еще почтительность всех низших сословий ко всем высшим, которая прежде была развита до чрезвычайности. Среди К. насчитывалось 11 сословий. Во главе народа стояли пши — князья. За ними следовали вуорки, или уздени, трех степеней и уздени-пшехао (княжьи отроки, конвойные князя). Уздени первой степени хотя и подчинялись князьям, но считались владетельными наравне с ними. Уздени 2-й и 3-й степени могли иметь свои деревни и своих крестьян, но вместе с ними причислялись к владению одного из узденей 1-й степени; обыкновенно они редко имели крестьян, были отличные наездники, и хищничество служило для них единственным средством к пропитанию. Зависимых сословий было четыре: азатами (вольноотпущенники), оги (крестьяне, отбывавшие барщину), логунапыты (дворовые) и унауты, или унаутки (бесправные, жившие безотлучно при владельце и не имевшие даже права обзаводиться постоянной семьей). Большая Кабарда состояла под властью четырех, М. Кабарда — двух княжеских фамилий. После смерти князя, подвластный ему народ разделялся на части, и каждая часть со своими аулами избирала себе князя из детей умершего. С раздроблением княжеских родов и под влиянием мусульманства, власть князей подверглась ограничениям. Первоначально в делах правления принял участие народ, в лице выборных представителей, а затем и духовенство. В последнее время независимости К. общественные дела ведались валием и мехкеме. Звание валия принадлежало старшему по летам князю, который, с помощью наиболее именитого лица из благородных сословий (тлакотлешь), управлял внешними и внутренними делами Кабарды. Мехкеме (собрание), составленное из дворянства и почетных вуорков, с участием валия, чинило суд и расправу, а также согласьем своим узаконивало постановления валия относительно введения новых и отмены старых обычаев. Прежнему общественному устройству К. (поколебленному после погромов 1804 и 1822 гг.) положен был конец освобождением зависимых сословий в 1866 г. При этом лицам высших сословий отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес. каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними права общинного пользования землей в аульных дачах. В надел аульных обществ отведено 323907 дес., пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец, в общем пользовании кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находятся обширные запасные земли, состоящие из нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель, расположенных по pp. Золке и Этоке. Владение этими землями было возвращено горскому населению Кабарды в 1864 г. и закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., "до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как приличествует верноподданным". Доходы с этих запасных земель, которые могут обеспечить широкое развитие скотоводства в Кабарде, поступают в общественный капитал кабардинского народа. Все эти земли распределены для пользования между 10 группами селений, а за каждую десятину уплачивается особый сбор в 10 коп. (Собр. узакон. 1891 г., ст. 741). Остальное об экономическом быте К. см. Кабарда. В 1887 г. К. привлечены к отбыванию воинской повинности, но поставка новобранцев временно заменена для них взиманием особого денежного сбора, размер которого немногим превышает 1 р. 5 к. на дым в Большой Кабарде и 63 коп. в Малой. Государственная подымная подать составляет 5 руб. с дыма в Большой Кабарде и 3 руб. в Малой.

    Кабардинский язык — наречие адыгского или черкесского языка — не имеет почти никакой письменности. Первую попытку печатания на этом языке сделал Кази Атажукин, выпустивший в 1864 г. — отрывки из поэмы Сосыруко и несколько рассказов из Гюлистана, в 1865 г. — кабардинскую азбуку, в 1867 г. — популярную книгу о воздухе и воде. По его стопам пошел Шарданов, напеч. в 1864 г. правила мусульманск. веры. Затем Л. Г. Лопатинский составил краткую кабард. грамматику и русско-кабардин. словарь, напечат. в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" (вып. 12-й, Тифлис, 1891), где помещены и народные сказания.

    К.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (самоназвание — адыге)

    народ, населяющий главным образом северную и северо-восточную часть Кабардино-Балкарской АССР. Небольшое число К. живёт в некоторых странах Ближнего Востока. Общая численность в СССР — 280 тыс. чел. (1970, перепись). Язык К. (см. Кабардино-черкесский язык) относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских языков. Верующие К. — мусульмане (до 18 в. у К. были распространены христианство и остатки языческих верований). Этногенез К. общий с другими адыгами (См. Адыги).Формирование К. как отдельного народа относится к 12—14 вв. и связано с их продвижением с З. на территорию их современного обитания и развитием у них феодальных отношений. Древние связи адыгов, в том числе и К., с русскими в 1557 завершились присоединением К. к России. Основным занятия К. до Октябрьской революции — земледелие, животноводство, ремёсла (деревообделочное, оружейное, кузнечное, седельное, суконное, бурочное, ювелирное, золотошвейное и др.). За годы Сов. власти прежде отсталое сельское хозяйство К. превратилось в крупное, многоотраслевое высокомеханизированное колхозно-совхозное производство. В республике создана промышленность: машиностроительная, металлургическая, горнодобывающая, электротехническая, пищевая и др. Большое развитие получила культура — наука, литература, искусство; выросла национальная интеллигенция. Об истории, хозяйстве и культуре К. см. в ст. Кабардино-Балкарская АССР (См. Кабардино-Балкарская Автономная Советская Социалистическая Республика).

    Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960 (библ.); История Кабардино-Балкарской АССР, т. 1—2, М., 1967.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    КАБАРДИ́НЦЫ, -ев, ед. -нец, -нца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Кабарды.

    | жен. кабардинка, -и.

    | прил. кабардинский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ев, мн. (ед. кабарди́нец, -нца, м., кабарди́нка, , мн. кабарди́нки, -нок, -нкам, ж.).

    Народ, составляющий основное население Кабардино-Балкарской АССР, а также лица, относящиеся к этому народу.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    КАБАРДИ́НЦЫ, кабардинцев, ед. кабардинец, кабардинца, муж. Одна из кавказских народностей.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Народ абхазско-адыгской этноязыковой группы.

    2.

    Представители этого народа.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    КАБАРДИНЦЫ (самоназвание - адыге) - народ в Российской Федерации, Кабардино-Балкарии (364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском крае и Сев. Осетии. Всего в Российской Федерации 386 тыс. человек (1992). Язык кабардино-черкесский. Верующие кабардинцы - в основном мусульмане-сунниты, есть православные.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    КАБАРДИНЦЫ (самоназвание адыге) - народ общей численностью 391 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 386 тыс. чел., в т.ч. Кабардино-Балкария - 364 тыс. чел. Язык - кабардино-черкесский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедический словарь

    КАБАРДИ́НЦЫ -ев; мн. Народ, составляющий основное население Кабардино-Балкарии; представители этого народа.

    Кабарди́нец, -нца; м. Кабарди́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Кабардинский, -ая, -ое. К-ая литература. К-ая порода лошадей.

    * * *

    кабарди́нцы

    (самоназвание — адыгэ), народ в России, в Кабардино-Балкарии (364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Всего в России 386 тыс. человек (1995). Язык кабардино-черкесский. Верующие в основном мусульмане-сунниты, есть православные.Кабардинцы.

    * * *

    КАБАРДИНЦЫ

    КАБАРДИ́НЦЫ (самоназвание — адыге), народ в Российской Федерации (520 тыс. чел., 2002), коренное население Кабардино-Балкарии (499 тыс. чел), где населяют главным образом ее северную и северо-восточную части. Живут также в Ставропольском крае (6,6 тыс. чел.), Северной Осетии (2,9 тыс. чел.). Небольшое число кабардинцев живет на Ближнем Востоке. Кабардино-черкесский язык относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских языков.

    Этногенез кабардинцев общий с другими адыгами. Формирование отдельного кабардинского народа связано с продвижением адыгов на восток. В 13—15 веках часть адыгских племен с Северо-Западного Кавказа продвинулась в бассейн Терека, на опустевшие после ухода алан земли. Здесь, на территории Центрального Предкавказья стала формироваться кабардинская народность, и возникло крупнейшее политическое образование адыгов — Кабарда. Основными занятиями кабардинцев были отгонное скотоводство и пашенное земледелие, были развиты и ремесла (кузнечное, оружейное, ювелирное, сукновальное). С 15 века у кабардинцев стал распространяться ислам, который постепенно вытеснял языческие верования и православное христианство. В 18 веке ислам суннитского толка утвердился окончательно, но небольшое число православных кабардинцев сохранялось и в 20 веке. В 1557 Кабарда вошла в сферу влияния России.

    У кабардинцев преобладали большие семьи с сильными патриархальными традициями. Основой жизни семей и соседских общин являлись нормы обычного права — адыге хазбе. В 13—15 веках процесс социального расслоения в среде адыгов привел к формированию княжеской знати. Основным занятием князей были военные набеги. Наибольшая социальная дифференциация наблюдалась у кабардинцев, где все местное население находилось в зависимости от князей. В политическом отношении в 13—14 веках Кабарда состояла из множества княжеских владений князей. В начале 15 века князь Инал сумел создать единое политическое образование, но уже к концу века оно вновь раздробилось на независимые владения. Однако, по традиции кабардинские князья избирали из своей среды «старшего князя», которым становились по очереди представители знатных семей. Традиционная культура кабардинцев сложилась на глубокой социально-этнической основе, опыте земледельческого и скотоводческого хозяйства, синкретичных религиозных верований и контактов с соседними народами. Важное место в народных традициях занимают предсказания, приметы, табу и их символика.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    (самоназвание - адыге) - народ, населяющий гл. обр. сев. и сев.-вост. часть Кабардино-Балкарской АССР по р. Терек и его притокам. Небольшое число К. живет в ряде гос-в Бл. Востока (Турции, Иордании, Сирии и др.). Числ. в СССР - 204 тыс. чел. (1959). Язык К. принадлежит к абхазско-адыгейской группе кавк. языков. Этногенез К. общий с др. адыгами. Формирование К. как отд. народа относится к 13-15 вв. и связано с продвижением их на В., на совр. территорию расселения. Здесь К. частично вытеснили, а частично ассимилировали местное население - потомков алан. В этот период у К. господствовали феод. отношения, сочетавшиеся с сильными патриархальными пережитками. Древние связи с русскими завершились в 1557 присоединением к России. Вплоть до 16 в. у К. сохранялись остатки древнего христианства, но через Турцию и Крым шло насильств. распространение ислама, ставшего позднее религией всех К. Осн. занятиями К. до Окт. революции были земледелие, отгонное скотоводство (особенно коневодство), ремесла (деревообделочное, оружейное, седельное, кузнечное, бурочное, ювелирное и др.). В культуре и быте К. много общего с культурой др. адыгских народов. Во 2-й пол. 19 в. начали развиваться капиталистич. отношения. Усилилось влияние рус. культуры.

    За годы Сов. власти произошли коренные изменения в экономике и культуре К. Организованы крупные многоотраслевые колхозы и совхозы. Создана машиностроит., металлургич., горнодобывающая пром-сть. Появилась письменность, сложилась нац. лит-ра и иск-во, выросла нац. интеллигенция.

    Лит.: Народы Кавказа, (т.) 1, М., 1960 (имеется библ.); История Кабарды. С древнейших времен до наших дней, М., 1957; Лавров Л. И., Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории, "СЭ", 1956, No 1.

    E. Н. Студенецкая. Ленинград.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: