Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Сирвант.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    сирвентес (прованс. sirventes), жанр средневековых романских литератур, строфическая композиция на заимствованную мелодию. Первоначально (12—13 вв.) в провансальской литературе С.противополагалась любовной лирике как жанр лирики политической, дидактической, воинской. В 14—16 вв. в Провансе и во Франции С. — жанр религиозной лирики. В Италии 13—14 вв. С.. сохраняла все свойства жанра политической лирики.

    Публ.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов, М., 1974.

    Лит.: Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911, с. 123, 142—48; Storost J., Ursprung und Entwicklung des altrovenzalischen Sirventes bis auf Bertran de Born, Halle (Saale), 1931; Dictionnaire des lettres françaises. Le Moyen age. P., 1964, p. 690—92.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Музыкальная энциклопедия

    (прованс. sirventes, франц. sirventois, от лат. servo - служу) - один из жанров поэзии трубадуров и труверов. Сложился в 12-13 вв. в Провансе. С. представляла собой строфич. произв., исполнявшееся обычно на мотив к.-л. известной песни. Это в ряде случаев указывалось самим автором (напр., Бертран де Борн советовал петь С. против англ. короля Генриха III на мотив "Дамы Аламанды"). С. по содержанию значительно отличались от любовных песен (канцон) трубадуров, несмотря на сходство их строфич. формы и использование в качестве моделей для С. мелодий канцон. С. - героические, политические или морализирующие произв., нередко с сатирич. оттенком, с 14 в. - преим. религиозные. Относятся к типу синте-тпч. поэтико-муз. форм. В основе их структуры лежит лит. форма, т. е. последование поэтич. строк, к-рому соответствует последование муз. фраз, повторяющихся по установленному принципу (обычно в зависимости от системы рифм). По характеру мелодики С., по-видимому, приближались к речитативу. Наиболее известные авторы С. - трубадуры Бертран де Борн, Пейре Карденаль, Гильем Фигейра. В 13-14 вв. С. получила широкое распространение в Италии, где крупнейшим поэтом, писавшим в этом жанре, был А. Пуччи. Строфич. форма итал. С. почти не имела сходства с канцоной и представляла собой ряд строф с системой рифм типа aaab bbbc и т.д.

    Литература: Шишмарёв В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911; Иванов К. A., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ, 1901, 1915; Pini С., Studi intorno al sirventese italiano, Lecco, 1893; Кolsen A., Altprovenzalisches... Sirventes, "Zeitschrift fьr romanische Philologie", 1921, Bd 41, H. 5; Stоrоst J., Ursprung und Entwicklung des altprovenzialischen Sirventes bis auf Bertran de Born, Halle, 1930; Jeanrоу A., La poйsie lyrique des troubadours, t. 2, Toulouse, 1934; Pruniиres H., Nouvelle histoire de la musique, pt 1, P., 1934 (рус. пер. - Pрюньeр A., Новая история музыки, M., 1937, с. 57); Lommatzsch E., Leben und Lieder der provenzialischen Troubadours..., Bd 1-2, В., 1957-59; Gennrich F., Der musikalische NachlaЯ der Troubadours, Bd 1-2, Darmstadt, 1958-60.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия