(accompagnamento, accompagnement) — музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами.
Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из аккордов, и контрапунктический, в котором несколько партий сохраняют полную самостоятельность наравне с сопровождаемой мелодией.
В современном музыкальном искусстве принято выписывать весь аккомпанемент. В прежние же времена в музыкальных сочинениях задача сопровождения представляла большее затруднение для аккомпаниатора. Так как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась приблизительно только цифрами под басом, то аккомпаниатору представлялась большая свобода в воспроизведении намеченного композитором сопровождения.
Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности аккомпаниатора и имело существенное значение в музыке XVII и XVIII столетий как аккомпанемент для клавесина и органа.
Бас с цифрами, обозначавший аккомпанемент, назывался цифрованным басом или генерал-басом. По своей обработке в особенности замечателен аккомпанемент Генделя.
Вышеупомянутый генерал-бас первоначально обозначал также учение о гармонии, находившейся в тесной связи с аккомпанементом.
Самые лучшие учебники генерал-баса в смысле искусства аккомпанемента составлены Гаспарини, Маттесоном, Гейнихеном и Ф. Е. Бахом.
В настоящее время при самостоятельном развитии науки о гармонии генерал-бас потерял свое прежнее значение; им пользуются только для музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной стенографии.
Для инструментальной или вокальной мелодий аккомпанементы пишутся: органные, фортепьянные, квартетные, оркестровые; для вокальной мелодии бывают и хоровые аккомпанементы.
(франц. accot-pagnement, от accompagner — сопровождать)
музыкальное сопровождение. Существуют 2 вида А.: сопровождение солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору) на каком-либо инструменте (на рояле, баяне, гитаре и др.) или на нескольких инструментах (ансамбль, оркестр), иногда певцу аккомпанирует хор; сопровождение мелодии вспомогательными голосами, аккордами, фигурациями на том же инструменте, который ведёт мелодию (например, басовый А. на рояле).
А. служит гармонической и ритмической опорой (певцу, инструменталисту), углубляет художественное содержание произведения. Иногда А. перерастает функцию сопровождения и превращается в равноправную партию ансамбля. Бывает и необязательный А. (ad libitum), который может быть опущен без существенного ущерба для цельности произведения.
Лит.: Moor G., Singer and accompanist, N. Y., 1955; Крючков Н. А., Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Л., 1961.
АККОМПАНЕМЕ́НТ, -а, муж. Музыкальное сопровождение. Петь под а. рояля. Под а. дождя (перен.: при звуках дождя).
| прил. аккомпанементный, -ая, -ое.
-а, м.
Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса
или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения.
Написать аккомпанемент.
□
Второй куплет был спет Паншиным с особенным выражением и силой; в бурном аккомпанементе слышались переливы волн. Тургенев, Дворянское гнездо.
||
То же, что аккомпанирование.
Певцы и певицы очень его [Мусоргского] любили и дорожили его аккомпанементом. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
|| перен.; чего.
Действия, события, явления, сопровождающие что-л., создающие фон чему-л.
Потянулись длинные вечера и сумерки с аккомпанементом заунывного ветра и шума дождя. Григорович, Проселочные дороги.
Они смеялись и пели, как может смеяться и петь только беспечная молодость под аккомпанемент артиллерийской канонады. Горбатов, Дружба.
[итал. accompagnamento]
м.
1.
Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения.
2.
перен.Действие, явление, сопровождающее что-либо, создающее фон для чего-либо.
АККОМПАНЕМЕНТ (франц. accompagnement - от accompagner - сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.
2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).
АККОМПАНЕМЕНТ (французское accompagnement, от accompagner - сопровождать), музыкальное сопровождение (инструментальное или вокальное) сольной партии или партий (например, фортепьянная партия в романсе).
муж.;
муз. accompaniment прям. и перен. без аккомпанемента ≈ unaccompanied фортепьянный аккомпанемент под аккомпанементаккомпан|емент - м. accompaniment;
под ~ чего-л. to the accompaniment of smth.;
~иатор м. accompanist;
~ировать несов. (дт. на пр.) accompany (smb. on).
backing
м
(musikalische) Begleitung f, Begleitmusik f
под аккомпанемент рояля — mit Klavierbegleitung
аккомпанемент м (musikalische) Begleitung f c, Begleitmusik f под аккомпанемент рояля mit Klavierbegleitung ( - '' v i: r - ]
м.
accompagnement m
петь под аккомпанемент гитары — chanter accompagné(e) de la guitare; chanter en s'accompagnant à la guitare(о бардах)
м.
acompañamiento m (mús.)
м. муз.
accompagnamento
АККОМПАНЕМЕ́НТ -а; м. [итал. accompagnamento].
1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения. Написать а. Петь под а. гитары. Выступать без аккомпанемента.
2. Действия, события, явления, сопровождающие что-л., создающие фон для чего-л. Дремать под а. дождя. Осень с аккомпанементом заунывного ветра.
◁ Аккомпанеме́нтный, -ая, -ое.
* * *
аккомпанеме́нт(франц. accompagnement, от accompagner — сопровождать), 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса. 2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).
* * *
АККОМПАНЕМЕНТАККОМПАНЕМЕ́НТ (франц. accompagnement, от accompagner — сопровождать),
1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.
2) Сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).
(франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать; итал. accompagnamento; англ. accompaniment; нем. Begleitung). 1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч. голосов), сопровождающие сольную партию певца или инструменталиста. А. помогает солисту точно исполнять свою партию. 2) Всё в муз. произв., что служит гармонич. и ритмич. опорой осн. мелодич. голосу. Подразделение муз. изложения на мелодию и А. свойственно музыке гомофонно-гармонического склада, в отличие от музыки одноголосной и полифонической. В орк. музыке указанного склада, где ведущая мелодия переходит от инструмента к инструменту или от группы инструментов к другой их группе, состав аккомпанирующих голосов всё время меняется.
Характер и роль А. зависят от эпохи, нац. принадлежности музыки и её стиля. Даже хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой, часто сопровождающие исполнение нар. песни, могут рассматриваться как простейшие формы А. (чисто ритмич. А. является и сопровождение одного ударного инструмента).
Родственным А. явлением было унисонное или октавное удвоение вок. мелодии одним или несколькими инструментами, встречавшееся в античной и ср.-вековой проф. музыке, а в 15-16 вв. - инстр. сопровождение к вок. полифонич. произведениям, в художеств. отношении второстепенное и необязательное (исполняется ad libitum).
В конце 16 - нач. 17 вв., в тесной связи с развитием гомофонно-гармонич. склада, формируется А. в совр. понимании, дающий гармонич. опору мелодии. В то время было принято выписывать лишь нижний голос A., намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас или цифрованный бас). "Расшифровка" цифрованного баса в виде аккордов, фигураций и т.п. предоставлялась на усмотрение исполнителя, что требовало от него фантазии, дара импровизации, вкуса и спец. навыков. Со времени Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена А. выписывается авторами полностью.
В инстр. и вок. музыке 19-20 вв. А. часто выполняет новые выразит. функции: "договаривает" невысказанное солистом, подчёркивает и углубляет психологич. и драматич. содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноправную партию ансамбля, напр. в фп. партиях романсов и песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, Э. Грига, П. И. Чайковского. С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др. композиторов. 3) Исполнение муз. сопровождения. Иск-во А. по худож. значению сближается с иск-вом ансамблевого исполнения. См. Концертмейстер.
Литература: Крючков H. A., Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Л., 1961; Шендерович Е., Об искусстве аккомпанемента, "СМ", 1969, No 4; Люблинский A., Теория и практика аккомпанемента, (Л.), 1972; Fetis Fr.-J., Traitй de l'accompagnement de la partition, P., 1829; Dоurlen V. Ch. P., Traitй d'accompagnement, P., 1840; Elwart A. E., Le chanteuraccompagnateur, P., 1844; Gevaert Fr. A., Mйthode pour l'enseignement du plain-chant et de la maniиre de l'accompagner, Gand, 1856; Mathias Fr. X., Historische Entwicklung der Choralbegleitung, StraЯb., 1905; Arnold Fr. Th., The art of accompaniment from a thorough-bass, L., 1931, N. Y., 1965; Moore G., Singer and accompanist, L., 1953, рус. пер. в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, М., 1966.Н. П. Корыхалова.Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать». С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах. Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано». Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную, сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.
backing