Большая Советская энциклопедия

    власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции (См. Социалистическая революция) и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть называется пролетарской потому, что руководящее положение в обществе и государстве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, выступающий в союзе с крестьянством и др. демократическими слоями общества. Эта власть называется диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.

    Учение о Д. п. с неизбежностью вытекает из марксистско-ленинской теории Классов и классовой борьбы (См. Классовая борьба). К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против мелкобуржуазных течений, стремившихся к примирению и затушёвыванию классовых противоречий, а также против анархистов, призывавших к немедленному разрушению всякой государственности. В противоположность этому К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали необходимость завоевания политической власти пролетариатом для построения нового общества. Власть нужна пролетариату для того, чтобы «... вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. e. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» [«Манифест Коммунистической партии» (1848), см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446].

    Особое значение для развития идеи Д. п. имело обобщение опыта Революции 1848—49 в Германии и Парижской Коммуны 1871; это позволило Марксу и Энгельсу сделать важный вывод о необходимости слома буржуазной государственной машины, а также выявить основные черты и особенности пролетарской власти. Маркс впервые употребляет термин «диктатура пролетариата» в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (см. там же, т. 7, с. 31,91). Впоследствии, опираясь на опыт международного рабочего движения, Маркс сформулировал в «Критике Готской программы» (1875) следующий вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, т. 19, с. 27). Дальнейшее развитие учение о Д. п. применительно к эпохе империализма и пролетарских революций получило в трудах В. И. Ленина. Ленин подчеркнул, что Д. п. означает особую форму его союза с крестьянством и другими эксплуатируемыми массами, вскрыл глубоко демократический характер Д. п. как власти трудящихся, т. е. большинства общества, над эксплуататорами, составляющими незначительное меньшинство. Ленин открыл Советы как новую форму государства рабочего класса, разработал вопрос о системе организаций Д. п. и руководящей роли коммунистической партии в этой системе, о многообразии форм Д. п. в различных странах. Положение о необходимости установления Д. п. было впервые закреплено в Программе РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903).

    Марксистско-ленинское учение о Д. п. блестяще подтвердилось на примере первой страны социализма — Советского Союза, опыт которого обогатил теорию Д. п. новыми идеями и выводами.

    Новая полоса в развитии теории Д. п. наступила после 2-й мировой войны 1939—45, когда рабочий класс в союзе с широкими демократическими силами одержал победу в ряде стран Европы и Азии. Этот опыт обобщён в решениях 20—24-го съездов КПСС, в Программе КПСС, в документах братских коммунистических и рабочих партий. В этих документах разработаны проблемы единства в основном и разнообразия форм перехода к социализму и Д. п., о возможности в современную эпоху более широких классовых союзов пролетариата в социалистической революции, а также о превращении в известных условиях парламента из орудия буржуазии в форму народовластия при осуществлении социалистических преобразований. В Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран 1957 Д. п. характеризуется как всеобщая закономерность социалистической революции и строительства социализма.

    Переход к коммунизму, осуществляемый в СССР, выдвинул проблемы дальнейшего развития социалистического государства. Коммунистическая партия Советского Союза в своей Программе (1961) разработала вопрос о перерастании государства Д. п. во всенародное социалистическое государство.

    Марксистско-ленинское учение о Д. п. складывалось и развивалось в ожесточённой борьбе против правого и «левого» оппортунизма. «Марксист лишь тот, — писал Ленин, — кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 34). Борясь против реформистов и правых ревизионистов, отрицающих необходимость Д. п. для перехода от капитализма к социализму, марксисты-ленинцы исходят из того, что без Д. п. строительство социализма невозможно. Вместе с тем марксизм-ленинизм ведёт решительную борьбу против догматического, вульгаризаторского толкования Д. п., стремления увековечить её, преувеличения роли насилия при переходе к социализму и коммунизму, недооценки необходимости развития социалистической демократии.

    Характер и черты Д. п. определяются задачами построения социализма. В области экономической необходимо заменить частную собственность на орудия и средства производства общественной и ввести планомерную организацию производства в интересах благосостояния и всестороннего развития трудящихся; в области социальных отношений — ликвидировать эксплуататорские классы, возможность эксплуатации человека человеком; в области политической — укрепить государство путём расширения его социальной базы, упрочения союза рабочих и крестьян, привлечения всё более широких масс к участию в управлении общественными делами, дальнейшего развития пролетарской демократии; в области военной — укреплять оборонную мощь и вооружённые силы. Д. п., — писал Ленин, — «... есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества» (там же, т. 41, с. 27).

    Одним из первых шагов Д. п. является экспроприация собственности крупной буржуазии и помещиков. Опыт показал, что экспроприация, как правило, вызывает ожесточённое сопротивление эксплуататорских классов. Сопротивление свергнутой буржуазии тем опаснее, что она непосредственно после социалистического переворота располагает ещё большой силой. Парализовать силу буржуазии и подавить её сопротивление способна только сильная и решительная власть. Сила, которую рабочий класс вынужден использовать против реакционеров, носит глубоко демократический характер как по своим целям, выражающим волю подавляющего большинства народа, так и по своим методам, применяемым самим народом.

    Сущность и высший принцип пролетарской власти состоит в союзе рабочего класса со всеми трудящимися и др. демократическими силами. «Диктатура пролетариата, — писал Ленин, — есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма» (там же, т. 38, с. 377). Рабочий класс не в силах в одиночку, без союзников, решить грандиозные задачи социалистического строительства. Он исторически призван не только повести всех трудящихся на свержение капиталистического строя, но и возглавить их в строительстве социалистического общества.

    Широта союза рабочего класса с др. демократическими силами зависит от конкретно-исторических условий, а также от гибкой политики пролетарского государства.

    Власть рабочего класса и всех трудящихся на практике воплощается в системе политических и общественных организаций, к числу которых относятся: органы государства, политические партии, профсоюзы, кооперативные объединения, молодёжные организации и др. Руководящей силой в системе Д. п. является марксистско-ленинская партия рабочего класса. Она играет особую роль в политической системе стран социализма. Рабочему классу и его союзникам после взятия власти предстоит выдержать упорную борьбу против сил и традиций капиталистического строя, против отсталых взглядов и привычек миллионов людей. «Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно» (там же, т. 41, с. 27). На основе теории марксизма-ленинизма и опыта масс партия вырабатывает политическую линию во всех областях социалистического и коммунистического строительства и руководит всем процессом осуществления этой линии на практике.

    Такое понимание роли партии в системе Д. п. подвергается критике со стороны ревизионистов. Ревизионисты настолько сужают руководящую роль партии, что это равноценно полному отказу от партийного руководства социалистическим строительством. Они утверждают, что партия должна быть лишь идеологическим фактором развития социалистического сознания, но не политическим фактором, фактором власти. Эта концепция способна привести к усилению влияния в обществе и государстве враждебных трудящимся политических сил. Отвергая концепцию ревизионистов, марксисты-ленинцы вместе с тем дают отпор вульгаризаторам, которые утверждают будто диктатура рабочего класса тождественна диктатуре его партии. Это привело бы к свёртыванию многообразных форм, через которые рабочий класс осуществляет своё руководство обществом, сузило бы базу его власти, а значит ослабило её.

    Партия руководит всеми государственными и общественными организациями, но не подменяет их. Она добивается осуществления своей политики, действуя через членов партии, работающих в государственном аппарате и в общественных организациях.

    Для всех социалистических стран характерно возрастание роли масс в общественно-политической и хозяйственной жизни. Этому способствуют принципы устройства всех организаций Д. п. на основе демократического централизма (См. Демократический централизм). Диктатура рабочего класса порождает исторически новый тип демократизма — пролетарскую демократию, направляемую и руководимую рабочим классом, которая служит классам и группам населения, строящим социализм, т. е. интересам подавляющего большинства общества.

    Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободительной борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различной формы. «Все нации придут к социализму, — писал Ленин, — это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123).

    Разнообразие форм Д. п. объясняется тем, что на форму пролетарской власти, наряду с определяющим влиянием её классовой сущности, оказывают воздействие и др. факторы, к числу которых относятся: уровень экономического и политического развития страны, расстановка классовых сил в ней и соотношение сил социализма и капитализма на мировой арене, мирный или немирный путь развития социалистической революции, уровень политического сознания народа, национальные традиции.

    Исторически первой формой власти рабочего класса была Парижская Коммуна 1871. Советы были формой Д. п., рождённой революционным опытом рабочего класса, народных масс России и утвердившейся в результате Великой Октябрьской социалистической революции. В ходе дальнейших революций после 2-й мировой войны 1939—45 родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие революционного движения убедительно показало, что основные черты власти рабочего класса одинаковы для всех стран, осуществляющих переход к социализму.

    Опыт стран народной демократии свидетельствует, что при благоприятной внутренней и внешней обстановке есть возможность перехода от демократического этапа революции к социалистическому и установления власти рабочего класса без гражданской войны. Слом старой государственной машины в этих условиях может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакционных частей её, преобразования и использования традиционных демократических форм. Новая расстановка классовых сил предопределила особенности народной демократии. Диктатура в этих странах была направлена в основном против крупной буржуазии, а демократия распространяется на пролетариев, крестьянство, городскую мелкую буржуазию, интеллигенцию. Почти во всех этих странах существуют народные, национальные фронты, включающие социалистические и демократические силы: Национальный фронт чехов и словаков в Чехословакии, Отечественный фронт в Болгарии, Фронт социалистического единства в Румынии и т.д.

    Переход народов др. стран к социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ, встающий на путь социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистическую революцию и установить политическую власть рабочего класса и всех трудящихся.

    Построение социализма и переход к коммунизму вызывают изменение характера, задач, функций, форм и методов деятельности власти рабочего класса. Д. п., рождённая социалистической революцией, играет всемирно-историческую роль в построении социализма. В то же время в процессе строительства социализма она претерпевает изменения. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в той или иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой основе начинается процесс перерастания государства Д. п. во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Обеспечив полную и окончательную победу социализма в СССР и переход общества к строительству коммунизма, Д. п. выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в Советском Союзе. Государство Д. п. превратилось в общенародное социалистическое государство, пролетарская демократия — во всенародную социалистическую демократию. «... Диктатура рабочего класса перестает быть необходимой раньше, чем государство отмирает» (Программа КПСС, 1971, с. 101). Социалистическое общенародное государство продолжает дело пролетарской диктатуры. Руководство рабочего класса во главе с коммунистической партией сохраняется и в период перехода к коммунизму. Но оно также претерпевает изменения. Рабочий класс как руководящий класс не пользуется никакими особыми преимуществами. С исчезновением классов и построением коммунизма рабочий класс завершит выполнение своей роли руководителя общества.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; его же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 18; его же, [Письмо] И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г., там же, т. 28; Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, О «демократии» и диктатуре, там же; его же, О государстве, там же, т. 39; его же, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969 г. Документы и материалы, М., 1969; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Основы марксизма-ленинизма, 2 изд., М., 1962; Основы научного коммунизма, 3 изд., М., 1969; Бурлацкий Ф. М., Государство и коммунизм, М., 1963; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970.

    Ф. М. Бурлацкий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА - в марксизме обозначение власти, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Историческими формами диктатуры пролетариата в марксистской литературе называются Парижская Коммуна 1871, Советы, народная демократия. Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции, на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим (см. Тоталитаризм). Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

    власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть наз. пролетарской потому, что руководящее положение в обществе и государстве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, выступающий в союзе с крестьянством и др. демократич. слоями общества. Эта власть наз. диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для. трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.

    Учение о Д. п. с неизбежностью вытекает из марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против мелкобурж. течений, стремившихся к примирению и затушёвыванию классовых противоречий, а также против анархистов, призывавших к немедленному разрушению всякой государственности. В противоположность этому К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали необходимость завоевания политич. власти пролетариатом для построения нового общества. Власть нужна пролетариату для того, чтобы «... вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» [«Манифест Коммунистич. партии»(1848), см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 446].

    Обобщение опыта Революции1848 во Франции и Парижской Коммуны1871 позволило Марксу и Энгельсу сделать важный вывод о необходимости слома бурж. гос. машины, а также выявить осн. черты и особенности пролет. власти. Маркс впервые употребляет термин «диктатура пролетариата» в работе «Классовая борьба во Франции с1848 по1850 г.» (см. там же, т. 7, с. 31, 91). Впоследствии, опираясь на опыт междунар. рабочего движения, Маркс сформулировал ч «Критике Готской программы),(1875) след. вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, т. 19, с. 27).

    Дальнейшее развитие учение о Д. п. применительно к эпохе империализма и пролет. революций получило в трудах В. И. Ленина. Ленин подчеркнул, что Д. п. означает особую форму его союза с крестьянством и др. эксплуатируемыми массами, вскрыл глубоко демократич. характер Д. п. как власти трудящихся, т. е. большинства общества, над эксплуататорами, составляющими незначит. меньшинство. Ленин открыл Советы как новую форму государства рабочего класса, разработал вопрос о системе организаций Д. п. и руководящей роли ком-мунистич. партии в этой системе, о многообразии форм Д. п. в различных странах. Положение о необходимости установления Д. п. было впервые закреплено в Программе РСДРП, принятой на 2-м съезде партии(1903).

    Марксистско-ленинское учение о Д. п. блестяще подтвердилось на примере первой страны социализма — Сов. Союза, опыт которого обогатил теорию Д. п. новыми идеями и выводами. Новая полоса в развитии теории Д. п. наступила после 2-й мировой войны, когда рабочий класс в союзе с широкими демократич. силами одержал победу в ряде стран Европы, Азии, Лат. Америки. Этот опыт обобщён в решениях 20—26-го съездов КПСС, в документах братских коммунистич. и рабочих партий.

    Марксистско-ленинское учение о Д. п. складывалось и развивалось в ожесточённой борьбе против правого и «левого» оппортунизма. Борясь против реформистов и правых ревизионистов, отрицающих необходимость Д. п. для перехода от капитализма к социализму, марксисты-ленинцы исходят из того, что без Д. п. строительство социализма невозможно. Вместе с тем марксизмленинизм ведёт решит. борьбу против догматич., вульгаризаторского толкования Д. п., стремления увековечить её, преувеличения роли насилия при переходе к социализму и коммунизму, недооценки необходимости развития социалистич. демократии.

    Характер и черты Д. п. определяются задачами построения социализма. Одним из первых шагов Д. и. является экспроприация собственности крупной буржуазии и помещиков. Опыт показал, что экспроприация, как правило, вызывает ожесточённое сопротивление эксплуататорских классов. Сопротивление свергнутой буржуазии тем опаснее, что она непосредственно после социалистич. переворота располагает ещё большой силой. Парализовать силу буржуазии и подавить её сопротивление способна только сильная и решит. власть. Сила, которую рабочий класс вынужден использовать против реакционеров, носит глубоко демократич. характер как по своим целям, выражающим волю подавляющего большинства народа, так и по своим методам, применяемым самим народом.

    Сущность и высший принцип пролет. власти состоит в союзе рабочего класса со всеми трудящимися и др. демократич. силами. Рабочий класс не в силах в одиночку, без союзников, решить грандиозные задачи социалистич. строительства. Он исторически призван не только повести всех трудящихся на свержение ка-питалистич. строя, но и возглавить их в строительстве социалистич. общества. Широта союза рабочего класса с др. демократич. силами зависит от конкретно-историч. условий, а также от гибкой политики пролет. государства.

    Власть рабочего класса и всех трудящихся на практике воплощается в системе политич. и обществ. организаций, к числу которых относятся: органы государства, политич. партии, профсоюзы, кооп. объединения, молодёжные организации и др. Руководящей силой в системе Д. п. является марксистсколенинская партия рабочего класса. Она играет особую роль в политич. системе стран социализма. Партия руководит всеми гос. и обществ. организациями, но не подменяет их. Она добивается осуществления своей политики, действуя через членов партии, работающих в гос. аппарате и в обществ. организациях.

    Для всех соцпалистич. стран характерно возрастание роли масс в общественнополитич. и хоз. жизни. Этому способствуют принципы устройства всех организаций Д. п. на основе демократического централизма. Диктатура рабочего класса порождает исторически новый тип демократизма — пролет. демократию, направляемую и руководимую рабочим классом, которая служит классам и группам населения, строящим социализм, т. е. интересам подавляющего большинства общества.

    Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободит. борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различных форм. «Все нации придут к социализму, — писал Ленин, — это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной теми социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (ПСС, т. 30, с. 123).

    Разнообразие форм Д. п. объясняется тем, что на форму пролет. власти, наряду с определяющим влиянием её классовой сущности, оказывают воздействие и др. факторы, к числу крых относятся: уровень экономич. и политич. развития страны, расстановка классовых сил в ней и соотношение сил социализма и капитализма на мировой арене, мирный или немирный путь развития социалистич. революции, уровень политич. сознания народа, нац. традиции.

    Исторически первой формой власти рабочего класса была Парижская Коммуна 1871. Советы были формой Д. п., рождённой революц. опытом рабочего класса, нар. масс России и утвердившейся в результате Великой. социалистич. революции. В ходе дальнейших революций после 2-й мировой войны родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие революц. движения убедительно показало наличие общих черт власти рабочего класса для всех стран, осуществляющих переход к социализму. Опыт стран нар. демократии свидетельствует, что при благоприятной внутр. и внеш. обстановке есть возможность перехода от демократич. этапа революции к социалистическому и установления власти рабочего класса без гражд. войны. Слом старой гос. машины в этих условиях может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакц. частей её, преобразования и использования традиционных демократич. форм. Переход народов др. стран к социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ, встающий на путь социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистич. революцию и установить политич. власть рабочего класса и всех трудящихся.

    Построение социализма вызывает изменение характера, задач, функций, форм и методов деятельности власти рабочего класса. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в той или иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой основе начинается процесс перерастания государства Д. п. во всенародную организацию тружеников соццалистич. общества. В СССР госво Д. п. превратилось в общенар. социалистич. государство, пролет. демократия — во всенар. социалистич. демократию. «Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным», — говорится в Конституции СССР.

    Маркс К. и ЭнгельсФ., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; е г о же, Классовая борьба во Франции с1848 по1850 г.; там же, т. 7; е г о же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; е г о же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; е г о же, [Письмо] И. Вейдемейеру 5 марта1862 г., там же, т. 28; Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, ПСС, т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его ж е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его ж е, О «демократии» и диктатуре, там же; его же, О государстве, там же, т. 39; его же, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М.,1961; Междунар. совещание ком-мунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М.,1989: Материалы XXV съезда КПСС, М.,1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,1981; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, M., 19В9; Науч. коммунизм. M., 19815.

    Ф. М. Бурлацкий.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА - понятие, впервые употребленное Марксом в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», обозначающее предполагаемую форму организацию власти рабочего класса, которую он завоевывает в результате социалистической революции и использует как важнейшее средство для строительства социалистического общества. Маркс считал Д.П. закономерным этапом и способом перехода от классового общества к обществу без классов. В работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс сформулировал следующую гипотезу: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Учение о Д.П. получило свое развитие в работах Ленина, Р. Люксембург и др. Учение о Д.П. с момента его возникновения вызывало и вызывает острую борьбу и споры. Это не удивительно, т.к. оно затрагивает коренные интересы огромных масс людей, как неимущих, так и имущих. При этом в ходе противоборства одни акцентировали внимание на том, что это «диктатура», т.е. неограниченная власть, другие же, что это способ утверждения новых исторических форм демократии. Например, Р. Люксембург, критикуя Ленина и Троцкого за их методы осуществления Д.П., утверждала, что «эта диктатура заключается в способе применения демократии, а не в ее упразднении... Эта диктатура должна быть делом класса, а не малого руководящего меньшинства от имени класса, то есть она должна на каждом шагу исходить от активного участия масс, находиться под их непосредственным влиянием, подчиняться контролю всей общественности, опираться на растущую политическую обученность народных масс». Практика утверждения социалистического общества в СССР и других странах осуществлялась именно в худшем варианте диктатуры «малого руководящего меньшинства от имени класса». Эта модель оказалась трагически несостоятельной.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Энциклопедический словарь

    диктату́ра пролетариа́та

    в марксистской традиции обозначение власти рабочего класса, устанавливаемой в результате социалистической революции. Термин «Диктатура пролетариата» введён К. Марксом в 50-х гг. XIX в. Установление диктатуры пролетариата в форме Советов было провозглашено в России после Октябрьской революции; в советской философской и исторической литературе в качестве примеров диктатуры пролетариата назывались также Парижская Коммуна 1871 во Франции и режимы «народной демократии», установленные в ряде стран после 2-й мировой войны. Фактически вместо диктатуры пролетариата в СССР сложился однопартийный политический режим, при котором реальная власть была сосредоточена в руках высшего руководства компартии во главе с её лидером.

    * * *

    ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

    ДИКТАТУ́РА ПРОЛЕТАРИА́ТА, марксистская концепция, в соответствии с которой после революционного свержения буржуазного режима вся полнота власти должна перейти к классу пролетариата. Его диктатура должна сохраняться вплоть до перехода к коммунизму (социализму как его первой фазе). Диктатура пролетариата должна была быть направлена против эксплуататорских классов и их сопротивления пролетарской революции и переустройству общества. Демократические и социальные права рабочих должны были быть расширены настолько, что стало бы возможно говорить об отмирании государства, так как его принудительные функции будут направлены против заведомого меньшинства населения. Историческими формами диктатуры пролетариата в марксистской литературе являются Парижская Коммуна(см. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871) (1871), Советы(см. СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ), народная демократия(см. НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ).

    Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата марксисты считали необходимым создание рабочей партии, выражающей интересы пролетариата. Уже первые критики марксизма (П. Прудон(см. ПРУДОН Пьер Жозеф), А. Герцен(см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), М. Бакунин(см. БАКУНИН Михаил Александрович) и др.) предсказывали, что экономический централизм марксистов в случае их прихода к власти приведет не к отмиранию государства, а к его усилению, к созданию новой диктатуры класса чиновников, а не пролетариата. Даже если государственные посты займут рабочие, то, по выражению Бакунина, это будут только «бывшие рабочие». По своему социальному положению это тоже будут чиновники. Диктатура будет направлена против остальных рабочих и крестьян. Этот прогноз подтвердился.

    Пытаясь решить противоречие между диктаторским характером власти и идеей доступа к власти всего пролетариата, Ленин(см. ЛЕНИН Владимир Ильич) выдвинул идею передачи всей власти советам рабочих депутатов(см. СОВЕТЫ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ), то есть на тот момент — органам самоуправления, по существу, самим рабочим массам. Эта идея, близкая взглядам оппонентов марксизма анархистов, стала реализовываться на местах сразу после Октябрьского переворота 1917(см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917). Но в то же время после прихода к власти Ленин стал концентрировать верховную власть в руках Совета народных комиссаров(см. СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ) и ЦК партии большевиков, действовавших от имени рабочих. Созданные ими бюрократические структуры уже в 1918 заменили власть советов, которые превратились в придатки бюрократический диктатуры. Рабочие выступления против «рабочего» государства жестоко подавлялись. Это официально объяснялось «несознательностью» той части рабочих, которые не поддерживали большевиков. В конце жизни Ленин признал, что новая власть «чуть-чуть подмазана советским миром».

    Несмотря на такую реальность, официально считалось, что диктатура пролетариата сохраняется, партийные и государственные органы действовали именем рабочего класса. В 1937 было объявлено о построении социализма в СССР в целом и, таким образом, о прекращении состояния диктатуры пролетариата.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    политич. власть рабочего класса, устанавливаемая им в результате ниспровержения буржуазии, в результате победы социалистической революции; необходима рабочему классу на весь период революц. превращения капитализма в социализм.

    Д. п. направлена на уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, ее гл. задача - построение социалистич. об-ва. Д. п. предполагает использование гос. власти для руководства непролетарскими трудящимися массами в борьбе за социализм, для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Д. п. является властью наиболее демократической для трудящегося большинства, для широких трудящихся масс и властью диктаторской по отношению к эксплуататорскому меньшинству. Высшим принципом Д. п. является союз рабочего класса с крестьянством, с непролетарскими трудящимися массами при руководящей роли рабочего класса. Руководящей и направляющей силой в системе гос. и обществ. орг-ций, при посредстве которых осуществляется Д. п., является марксистско-ленинская партия. После полной и окончательной победы социализма в стране, с точки зрения задач ее внутреннего развития, Д. п. перестает быть необходимой, и гос-во Д. п. превращается в общенародное гос-во.

    Учение о Д. п. занимает в марксизме-ленинизме центральное место. "Марксист лишь тот, - писал В. И. Ленин, - кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата" (Соч., т. 25, с. 384). Учение о Д. п. первоначально разрабатывалось К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1844-47 на основе теоретич. обобщения опыта революц. борьбы рабочего класса Европы 1-й пол. 19 в. Впервые учение о Д. п. Маркс и Энгельс излагают в "Нищете философии" (1847) и "Манифесте Коммунистической партии" (1848), формулируя ряд существенных черт Д. п. "Пролетариат, - указывают Маркс и Энгельс, - использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446).

    На основе обобщения опыта революц. борьбы европ. пролетариата в период 1848-51 Маркс и Энгельс развили дальше свое учение о Д. п. В работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг." (1850) Маркс показывает, что гос. формой Д. п. должна стать не парламентарная, а социально-демократич. республика, т.е. республика пролетарская, социалистическая по своему содержанию. Маркс подчеркивал, что утверждение Д. п. зависит от того, сумеет ли рабочий класс установить союз с крестьянством. В этой же работе Маркс впервые употребил термин "диктатура пролетариата". Дальнейшее развитие учения о Д. п. связано с работой Маркса "18-е брюмера Луи Бонапарта" (1852), где Маркс показал, что, совершая политич. революцию и устанавливая свою диктатуру, пролетариат не может воспользоваться бурж. военно-бюрократич. машиной, что слом этой машины является предварит. условием победы пролетарской революции. Этот вывод Маркса Ленин впоследствии назвал основным в марксистском учении о гос-ве. В письме 5 марта 1852 к И. Вейдемейеру Маркс подчеркивал, что в признании необходимости Д. п. он видит главное отличие своего учения о клас. борьбе от учения бурж. идеологов.

    Всесторонне проанализировав опыт Парижской Коммуны 1871, Маркс в работе "Гражданская война во Франции" (1871) показал, что Коммуна была первой попыткой установления Д. п. Парижская Коммуна, указывал Маркс, "...была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 346).

    В начале и сер. 1870-х гг., борясь с анархизмом и лассальянством, Маркс и Энгельс сделали новый значит. шаг вперед в разработке своего учения о Д. п. Особенно велико значение работы Маркса "Критика Готской программы" (1875), в к-рой дается уничтожающая критика лассальянских взглядов на гос-во. Марксизм-ленинизм указывает, что Д. п. понадобится рабочему классу на весь переходный период от капитализма к первой фазе коммунизма и что гос-во Д. п. должно смениться коммунистич. государственностью, к-рая, в свою очередь отомрет на высшей фазе коммунизма. "Между капиталистическим и коммунистическим обществом, - писал Маркс, - лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.

    Но программа (Маркс имеет в виду Готскую программу. Ред.) не занимается ни этой последней (т. е. диктатурой пролетариата. - Ред.), ни будущей государственностью коммунистического общества" (там же, т. 19, с. 27). Т. о., Маркс говорит о "государственности коммунистического общества", к-рая уже не является Д. п...

    Разработкой учения о Д. п. занимался Ф. Энгельс. Он буквально заставил К. Каутского опубликовать Марксову "Критику Готской программы". Однако в программе герм. с.-д. партии, принятой на съезде партии в Эрфурте в 1891, не было сказано главное - о необходимости революц. путем установить Д. п. Если при жизни Энгельса оппортунисты в с.-д. движении не решались открыто выступать против учения о Д. п., то после смерти Энгельса они перестали маскироваться. Лидер герм. и междунар. оппортунизма Э. Бернштейн подверг ревизии марксистское учение о пролетарской революции и Д. п., заявив, что ход развития парламентаризма в наиболее развитых капиталистич. странах будто бы опровергает это учение. Т. н. "ортодоксы" (т. е. центристы) 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й) в лице Каутского, полемизируя с открытыми реформистами, вначале всячески избегали затрагивать вопрос о Д. п. В своих работах "Социальная революция" (1902) и "Путь к власти" (1909) Каутский сознательно обходил вопрос об отношении пролетарской революции к гос-ву. Вместо ясного и точного марксистского термина "диктатура пролетариата" Каутский предпочитал употреблять менее определенный термин "завоевание власти пролетариатом". Этот термин, указывал Ленин, неадекватен термину "Д. п.", "...поскольку допускает завоевание власти без разрушения государственной машины" (Соч., т. 25, с. 450). Наконец, в 1912 в полемике с А. Паннекуком Каутский в журн. "Neue Zeit" открыто отказался от марксистского учения о Д. п.

    После смерти Энгельса последовательно отстаивал и развивал дальше марксистское учение о Д. п. Ленин. По настоянию Ленина в проекте первой программы РСДРП было четко сформулировано положение о Д. п. как необходимом условии победы социалистич. революции. Это положение затем на Втором съезде РСДРП (1903), несмотря на сопротивление оппортунистов, было закреплено в качестве центр. пункта программы-максимум. Среди партий 2-го Интернационала РСДРП была единственной, к-рая включила в свою программу пункт о Д. п.

    Во время революции 1905-07 в России вопрос о гегемонии пролетариата, о революционно-демократич. диктатуре пролетариата и крестьянства оказался центр. пунктом разногласий между большевиками и меньшевиками. Разоблачая меньшевиков, Ленин в работе "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905) показал, что, т. к. движущими силами бурж.-демократич. революции в России являются рабочий класс и крестьянство при гегемонии рабочего класса, революц. социал-демократия должна бороться на данном этапе за установление революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. Перерастание бурж.-демократич. революции в социалистическую означает одновременно перерастание революц.- демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства в социалистич. Д. п. Во время 1-й мировой войны в своих статьях "О лозунге Соединенных Штатов Европы" (1915) и "Военная программа пролетарской революции" (1916) Ленин обосновывает положение о возможности победы социалистич. революции первоначально в нескольких или даже одной отдельно взятой капиталистич. стране. В связи с этим здесь же он делает вывод о неизбежности более или менее длительного сосуществования пролетарского и бурж. государств. Государство Д. п., разъясняет Ленин, является орудием клас. борьбы междунар. рабочего класса на мировой арене. В работе "О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме" (1916) Ленин прозорливо указывал на возможность различных форм Д. п. "Все нации придут к социализму, - писал Ленин, - это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" (Соч., т. 23, с. 58).

    Теоретич. выводы, сделанные Лениным из опыта Парижской Коммуны 1871 и рус. революции 1905-07, вскоре в результате свержения царизма и победы Февр. бурж.-демократич. революции 1917 стали конкретными политич. лозунгами большевистской партии.

    Эти лозунги Ленин сформулировал сначала в своих "Письмах из далека", а затем, по приезде в Россию, в Апрельских тезисах. В Советах Ленин открыл гос. форму Д. п. Политич. требованием большевиков, писал Ленин, должна быть "не парламентарная республика, - возвращение к ней от С. Р. Д.было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху" (там же, т. 24, с. 5). Превосходство республики Советов перед парламентарной республикой, говорил Ленин, состоит в том, что Сов. республика, будучи демократич. республикой типа Коммуны, разбивает оторванную от народа и стоящую над народом воен. машину буржуазии и ставит на ее место всеобщее вооружение народа, ликвидирует бюрократич. аппарат управления и создает подлинно демократич. аппарат управления, состоящий из представителей трудящихся. Сов. республика, как по своему клас. содержанию, так и по своему организац. устройству, является пролетарско-крестьянской республикой.

    Ленин в работе "Государство и революция" (авг. и сент. 1917) прослеживает осн. вехи создания Марксом и Энгельсом теории Д. п., подвергает всесторонней критике оппортунистическую, в частности каутскианскую, ревизию этого учения, развивает эту теорию применительно к эпохе империализма. В этой книге Ленин показывает, что в эпоху империализма слом бурж. военно-бюрократич. машины является предварит. условием завоевания власти пролетариатом во всех капиталистич. странах без исключения.

    Ленин в концентрированном виде сформулировал все существ. черты пролет. диктатуры. Д. п., разъясняет Ленин, это власть рабочего класса, к-рую он не делит ни с каким другим классом, власть, при к-рой пролетариат выступает вождем всех трудящихся в клас. борьбе против свергнутых эксплуататоров, власть, при помощи к-рой пролетариат осуществляет гос. руководство непролетарскими трудящимися массами, прежде всего крестьянством, в социалистич. строительстве, власть, руководящую роль в к-рой играет революц. марксистская партия пролетариата. Ленин показывает, что сущность Д. п. двуедина: это власть, с одной стороны, диктаторская в отношении эксплуататоров, а с другой - демократическая в отношении трудящихся масс. Сущность Д. п., пишет Ленин, не может быть правильно понята без учета того обстоятельства, что это отмирающее государство. В переходный период от капитализма к социализму все еще необходимо подавлять сопротивление буржуазии. "Но подавляющим органом является здесь уже большинство населения, а не меньшинство, как бывало всегда и при рабстве, и при крепостничестве, и при наемном рабстве. А раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то "особой силы" для подавления уже не нужно! В этом смысле государство начинает отмирать" (там же, т. 25, с. 391). Построение социализма, т.е. первой фазы коммунизма, указывает Ленин, и ликвидация на этой основе эксплуататорских классов, в отношении к-рых в переходный период от капитализма к социализму осуществляется политич. подавление, приводит к отмиранию Д. п., к распространению демократии на все население. При социализме насилие выступает только в виде гос. принуждения по отношению к тем членам общества, к-рые нарушают социалистич. правопорядок.

    Великая Октябрьская социалистическая революция, установившая Д. п. в России в форме Сов. гос-ва, открыла новую эпоху - крушения мировой капиталистич. системы и становления мировой социалистич. системы. В новых ист. условиях теория Д. п. получила дальнейшее развитие на основе обобщения громадного практич. опыта Сов. гос-ва. В работах "Очередные задачи Советской власти" (1918), "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Великий почин" (1919), "О продовольственном налоге" (1921) и др. Ленин показывает, что Д. п. - это не только насилие и не главным образом насилие, что сила и прочность Д. п. в конечном счете определяется тем, что Д. п. обеспечивает создание социалистич. типа общественной организации труда, более высокого, чем капиталистический. Задачей Д. п. является создание новой социалистич. экономики и культуры, подъем благосостояния нар. масс. Свои созидат. задачи в переходный период от капитализма к социализму пролетариат вынужден осуществлять в ходе ожесточенной клас. борьбы. "Диктатура пролетариата, - указывает Ленин, - не есть окончание классовой борьбы, а есть продолжение ее в новых формах" (там же, т. 29, с. 350). Анализируя объективные социально-экономич. и политич. условия, порождающие неизбежность Д. п., Ленин разъясняет, что Д. п. необходима, с одной стороны, для политич. подавления свергнутой, но еще не уничтоженной и оказывающей отчаянное сопротивление буржуазии, а с другой - для преодоления мелкобурж. анархич. стихии, ежедневно и ежечасно рождающей капитализм, несущей с собой многочисл. элементы разложения и дезорганизации. Построение социализма, указывал Ленин, рабочий класс может успешно осуществить лишь при условии прочного союза с непролетарскими трудящимися массами и прежде всего с крестьянством, при условии обеспечения руководящей роли рабочего класса в этом союзе. Поддержание такого союза с крестьянством, к-рый дал бы возможность выполнить задачи социалистич. революции, Ленин назвал высшим принципом Д. п. В работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918) Ленин показывает, что степень суровости режима Д. п. в отношении свергнутых эксплуататорских классов определяется ходом и формами клас. борьбы, степенью ожесточенности сопротивления самой буржуазии. В России вследствие яростного сопротивления свергнутых классов помещиков, капиталистов и кулачества, диктатура в отношении эксплуататоров выразилась и в лишении их избират. прав, но, как указывал Ленин, "...это необязательно для осуществления диктатуры, это не составляет необходимого признака логического понятия диктатуры, это не входит необходимым условием в историческое и классовое понятие диктатуры" (там же, т. 28, с. 235). В ряде своих произведений, в частности в работах "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920), "Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина" (1921) и др., Ленин всесторонне обосновывает тезис о том, что руководящей и направляющей силой Д. п. является Коммунистич. партия. Она возглавляет целую систему гос. и обществ. орг-ций, к-рые связывают партию с массами трудящихся, дают возможность мобилизовать их на решение задач социалистич. строительства.

    Развитие учения о Д. п. в первые годы Сов. власти проходило в ожесточенной идейно-политич. борьбе с различного рода оппортунистич. фракциями и уклонами в рядах РКП (б): троцкизмом, "левым коммунизмом", анархо-синдикализмом, правым оппортунизмом. Сущность извращения марксистско-ленинской теории Д. п. Л. Троцким, Г. Зиновьевым, Н. Бухариным, при всем различии их аргументации, в конечном итоге сводилась к неверию в способность рабочего класса Сов. Союза при помощи своей диктатуры построить социалистич. общество. Опираясь на ленинизм, партия дала отпор всем оппортунистич. отступлениям от марксистско-ленинской теории Д. п.

    К сер. 1930-х гг. социализм в СССР в основном был построен. Исчезла не только экономич. основа существования буржуазии - капиталистич. уклад х-ва, но исчез также и экономич. источник мелкобурж. анархич. стихии - мелкотоварное х-во.

    В связи с ликвидацией эксплуататорских классов исчез клас. антагонизм. Установление социально-экономич. единства сов. общества подняло на высшую ступень союз рабочего класса и крестьянства и руководящую роль рабочего класса в этом союзе. Социалистич. гос-во вступило в новый период своего развития. Начался процесс перерастания гос-ва Д. п. во всенародное гос-во. Новая обстановка требовала всестороннего теоретич. осмысления совершившихся политич. сдвигов внутри страны. Однако в условиях культа личности Сталина этого по существу не было сделано. Установившаяся монополия Сталина на разработку теоретич. вопросов серьезно затормозила развитие учения о Д. п. Высказывания Сталина по вопросам теории Д. п. носили противоречивый, а зачастую и ошибочный характер. С одной стороны, Сталин заявлял на XVIII съезде ВКП(б) в 1939, что с полной победой социализма отмерла, отпала такая функция Сов. социалистич. гос-ва, как военно-политич. подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. С другой стороны, Сталин выдвинул свой грубо ошибочный тезис о неизбежности обострения клас. борьбы в стране после победы социализма, тезис, явившийся теоретич. оправданием массовых необоснованных репрессий. Как показал впоследствии XX съезд КПСС (1956), репрессии периода культа личности Сталина явились грубым извращением демократич. сути социалистич. гос. власти. Нарушения социалистич. законности, отступления от принципов социалистич. демократизма в период культа личности Сталина серьезно затормозили развитие сов. социалистич. демократии. Однако они не могли поколебать, изменить пролетарскую социалистич. природу гос. власти в СССР.

    2-я мировая война 1939-45 положила начало второму этапу общего кризиса капитализма. В ходе Вел. Отечеств. войны 1941-45 Сов. гос-во с честью выполнило свой интернац. долг перед междунар. рабочим классом, разгромив фаш. агрессоров. В Европе и Азии в результате победы социалистич. революций появился ряд новых гос-в Д. п. в форме нар. демократии.

    Существенной особенностью Д. п. во всех странах, отпавших от империалистич. системы в ходе и после 2-й мировой войны, является то, что с самого начала своего возникновения они могли опереться на опыт Окт. социалистич. революции и социалистич. строительства в СССР, а также на прямую военно-политич. и экономич. помощь Сов. Союза. Общей особенностью послевоен. политич. развития ряда стран Центр. и Юго-Вост. Европы является то обстоятельство, что здесь установление Д. п. охватывает ряд лет (примерно 1944-49). В Болгарии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии в известной степени при этом были использованы парламентские формы. Основой политич. власти рабочего класса здесь послужили народно-демократич. гос. органы, созданные еще в результате победы антифаш. антиимпериалистич. революции и формировавшиеся на общенац. основе. Своеобразие политич. развития стран Европы и Азии порождало ряд специфич. черт в способах осуществления Д. п., политич. подавления свергнутой буржуазии, в формах клас. союза с непролетарскими трудящимися массами, в системе орг-ций и гос. форме Д. п. Опыт нар.-демократич. стран показал, что в условиях Д. п. возможна как однопартийная, так и многопартийная политич. система, однако и при многопартийной системе непременным условием существования Д. п. является руководящая роль марксистско-ленинской партии рабочего класса. После отпадения ряда стран Центр. и Юго-Вост. Европы, Азии, а затем Кубы в Лат. Америке от империалистич. системы марксистско-ленинская теория Д. п. стала развиваться не только на основе опыта Сов. Союза, но и на основе опыта новых гос-в Д. п. По сравнению с европ. странами Д. п. в странах Азии отличается рядом особенностей вследствие того, что до отпадения от капиталистич. системы они находились в колониальной (Сев. Корея, Сев. Вьетнам) или полуколониальной (Китай) зависимости от империалистич. держав. В Китае в период антифеод. и антиимпериалистич. революции на терр. революц. баз была установлена демократич. диктатура народа - объединенная диктатура всех революц. классов, руководимая пролетариатом и основанная на союзе рабочего класса и крестьянства. После победы революции и провозглашения в 1949 КНР демократич. диктатура народа приступила к решению задач социалистич. революции и тем самым превратилась в одну из разновидностей Д. п. Одной из важнейших существенных особенностей Д. п. в Китае является союз рабочего класса не только с крестьянством и мелкой гор. буржуазией, но также и с патриотич. элементами нац. буржуазии.

    К сер. 20 в. рост экономич. и воен.-политич. могущества СССР, рост силы социалистич. лагеря в целом, крушение колониальной системы империализма, успехи мирового революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения повлекли за собой коренное изменение в соотношении сил на междунар. арене в пользу социализма. Двадцатый съезд КПСС (1956), а затем Московские совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1957 и 1960) развили дальше марксистско-ленинскую теорию Д. п., сформулировав положение о том, что в новых ист. условиях для рабочего класса ряда капиталистич. стран возникла возможность как немирного, так и мирного завоевания власти без гражд. войны, возросла вероятность использования пролетариатом при завоевании власти парламента, независимо от того, совершается ли революция мирным или немирным путем. На XX съезде КПСС и на междунар. совещаниях деятелей коммунистич. движения было подчеркнуто особое значение для нынешней эпохи ленинского тезиса о многообразии путей и способов завоевания власти пролетариатом, о разнообразии политич. форм Д. п. Ярким подтверждением этого ленинского тезиса на третьем этапе общего кризиса капитализма является утверждение Д. п. на Кубе. XX съезд КПСС дал мощный толчок теоретич. осмыслению социально-политич. сдвигов внутри Сов. Союза. Восстановив ленинские нормы партийной, государственной и обществ. жизни, решительно выкорчевывая идеологию культа личности, партия, ЦК КПСС, начиная с XX съезда (1956), проделали огромную теоретич. работу по исследованию актуальных проблем ленинизма. Это нашло выражение в материалах и решениях внеочередного XXI съезда КПСС, а затем в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой на XXII съезде, что представляет дальнейшее творческое развитие марксистско-ленинской теории социалистич. гос-ва вообще и, в частности, теории Д. п.

    Ленин в произведении "Государство и революция" писал, что с построением социализма гос-во отмирает постольку, поскольку эксплуататоров уже нет и "...подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя. Но государство еще не отмерло совсем... Для полного отмирания государства нужен полный коммунизм" (Соч., т. 25, с. 439). Ленин разъяснял, что если рассматривать социалистич. гос-во как отмирающее гос-во, если рассматривать отмирание социалистич. гос-ва как процесс, то необходимо четко разграничить два этапа отмирания социалистич. государственности - этап отмирания гос., политич. подавления свергнутых классов, отмирания диктатуры в отношении эксплуататорских классов в связи с их ликвидацией и этап отмирания пролетарской демократии, к-рая, представляя собой гос. власть социалистич. общества, все еще нуждается в принуждении и в аппарате, способном осуществлять это принуждение в соответствии с законом. В связи с образованием мировой социалистич. системы коренным образом изменилась междунар. обстановка. XXII съезд КПСС, обобщая историч. путь политич. развития СССР, развил дальше марксистско-ленинское учение о Д. п., о социалистич. государстве вообще, всесторонне осветил вопрос о конкретных формах отмирания Д. п. Советские марксисты, возглавляемые Н. С. Хрущевым, всесторонне развили марксистско-ленинское положение о социально-экономич. основе отмирания Д. п. Они показали, что в процессе завершения социалистич. строительства, упрочения социалистич. производств. отношений, дальнейшего сближения социальной природы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции завершается перерастание пролетарской демократии во всенар. социалистич. демократию. В связи с этим сущность социалистич. гос-ва серьезно изменяется. Если первоначально оно выступало как прямое выражение Д. п., как орган политич. господства рабочего класса, то затем оно превращается в орган выражения воли всего сов. социалистич. общества, во всенар. социалистич. гос-во.

    К кон. 1950-х гг. внутри СССР произошли громадные изменения как в материально-технич. базе, так и в социально-экономич. структуре общества. Эти изменения, как было отмечено XXI съездом КПСС, знаменуют собой завершение строительства социализма в СССР и вступление сов. общества в период развернутого строительства коммунизма. Учитывая, что одновременно произошли серьезные изменения в соотношении сил на междунар. арене в пользу социализма, XXI съезд констатировал, что в СССР социализм победил полностью и окончательно. В условиях, когда социализм в СССР окончательно победил не только с течки зрения внутр. развития, но и в междунар. плане, когда в связи с громадным сближением двух форм социалистич. собственности и подъемом культурного уровня всего народа социально-экономич. грани между рабочим классом, колх. крестьянством- и интеллигенцией в значит. степени стерлись и все слои населения не мыслят своего существования без социализма, - в этих условиях окончательно отпала надобность в политич. господстве рабочего класса. Советское гос-во в настоящее время из гос-ва Д. п. превратилось во всенародное социалистич. гос-во, из органа выражения воли рабочего класса в орган выражения воли всего народа. В Программе КПСС указывается: "Обеспечив полную и окончательную победу социализма - первой фазы коммунизма - и переход общества к развернутому строительству коммунизма, диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР". Вместе с тем, поскольку рабочий класс является самой передовой, наиболее организованной силой сов. общества, он осуществляет свою руководящую роль и в период развернутого коммунистич. строительства. Коммунистич. партия из партии рабочего класса превратилась в партию всего сов. народа, ее роль как руководящей организации все более возрастает. Коммунистич. партия всемерно поднимает творч. инициативу нар. масс, обеспечивает все более активное их участие в управлении гос-вом, направляет их усилия на решающие участки коммунистич. строительства, возглавляет развивающуюся деятельность многочисл. обществ. орг-ций трудящихся.

    По мере завершения социалистич. строительства и в других социалистических гос-вах начинается процесс превращения гос-в Д. п. в общенар. социалистич. гос-ва.

    Марксистско-ленинское учение о Д. п. является гл. объектом ожесточенных нападок со стороны реформистов, ревизионистов и догматиков. Совр. лидеры социал-демократии полностью отреклись от марксизма, от идеи клас. борьбы, социалистич. революции, от борьбы за Д. п. Правые социалисты, отвергая Д. п., всячески идеализируют бурж. гос-во, изображая его как надклас. силу, превозносят бурж. парл. демократию. Красноречивым свидетельством полного идейного перерождения лидеров совр. социал-демократии является проект декларации Социалистич. интернационала, опубл. весной 1962. Совр. реформисты выступают с домыслами о том, что Д. п. якобы не является всеобщей закономерностью политич. развития общества при переходе от капитализма к социализму, что Д. п. в совр. ист. условиях не обязательна, т. к. путь к социализму якобы не обязательно лежит через пролет. революцию, а следовательно, и через Д. п. Реформисты беспочвенно утверждают, что возможен эволюционный путь трансформации капитализма в социализм, путь, исключающий установление Д. п. В качестве идеальной гос. власти для перехода от капитализма к социализму реформисты предлагают т. н. "интегральную" демократию, т.е. чистую, надклас. демократию, под к-рой они, по сути дела, понимают подправленную и принаряженную бурж. парл. демократию, на деле являющуюся орудием монополистич. капитала; они злобно клевещут на практику Д. п. в Сов. Союзе и странах нар. демократии; безосновательно утверждают, что опыт Д. п. в СССР и странах нар. демократии якобы не пригоден для др. стран.

    Представители ревизионизма отрицают ист. необходимость социалистич. революции и Д. п., руководящую роль марксистско-ленинской партии, подрывают основы пролетарского интернационализма, скатываются к национализму. В острой идейной борьбе ревизионизм подвергнут решит. критике. Коммунистич. и рабочие партии в своих решениях сурово осудили отступления ревизионистов от ленинизма.

    Не меньшую опасность для междунар. коммунистич. движения представляют также попытки извратить марксистско-ленинскую теорию с позиций догматизма и сектантства. Догматизм и сектантство ведут к отрыву, изоляции коммунистич. партий от широких масс трудящихся, обрекают их на пассивное выжидание или толкают на левацкие авантюристич. действия в революц. борьбе. Догматики и сектанты (напр., китайские теоретики) мешают правильно оценивать изменяющуюся политич. обстановку и использовать новые возникающие возможности в интересах пролетариата и всех демократич. сил. Они отрицают возможность завоевания власти пролетариатом мирным путем, неизбежность многообразия форм Д. п. при переходе к социализму, пренебрегают задачами развития, совершенствования пролетарской демократии, безосновательно отстаивают необходимость сохранения Д. п. на весь период социализма, вплоть до высшей фазы коммунизма. Всесторонняя и глубокая критика совр. ревизионизма и догматизма по вопросу о Д. п. дана в документах Московских совещаний представителей коммунистических и рабочих партий (1957 и 1960), в Открытом письме ЦК КПСС партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза (14 июля 1963) и в материалах Февральского (1964) пленума ЦК КПСС.

    Лит.: Маркс К., Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же; Маркс К., Клас. борьба во Франции 1847-1850 гг., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, (Письмо) И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г., там же, т. 28; Энгельс Ф., Введение к работе К. Маркса "Гражд. война во Франции", там же, т. 22; его же, К критике проекта с.-д.программы 1891 г., там же; Ленин В. И., "Что делать?", Соч., 4 изд., т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. 9; его же, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 21; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистич. экономизме", там же, т. 23; его же, Воен. программа пролетарской революции, там же; его же, Письма из далека, там же; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Гос-во и революция, там же, т. 25; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 27; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 30; его же, Выборы в учредит. собрание и диктатура пролетариата, там же, т. 30; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, К истории вопроса о диктатуре, там же; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина, там же, т. 32; его же, О продовольств. налоге, там же; его же, О нашей революции, там же, т. 33; Программа РСДРП, принятая на II съезде партии (1903), в кн.: КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 Изд., ч. 1, М., 1954; Программа РКП(б). (Принята VIII съездом РКП(б). 1919), там же; Резолюции XX съезда Коммунистич. партии Сов. Союза. 14-25 февр. 1956, М.,1956; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС. 30 июня 1956 г., М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран, состоявшегося в Москве. 14-16 нояб. 1957 г., М., 1957; Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий, в кн.: Док-ты Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий. Москва, нояб., 1960, М., 1960; Хрущев Н. С., Сорок лет Вел. Окт. социалистич. революции. Доклад на юбилейной сессии Верх. Совета СССР. 6 нояб. 1957 г., М., 1957; его же, О контрольных цифрах развития нар. х-ва СССР на 1959-1965 гг. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС. 27 янв. 1959, М.,1959; его же, За новые победы мирового коммунистич. движения, М., 1961; его же, О программе КПСС. Доклад на XXII съезде КПСС. 18 окт. 1961, М., 1961; его же, Развитие экономики СССР и парт. руководство нар. х-вом. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 нояб. 1962 г., М., 1962; его же, Марксизм-ленинизм - наше знамя, наше боевое оружие. Речь на Пленуме ЦК КПСС 21 июня 1963, M., 1963; Укрепим единство коммунистич. движения во имя торжества мира и социализма, "Правда", 1963, 7 янв., Nо 7 (16228); Открытое письмо Центр. Комитета Коммунистич. партии Сов. Союза парт. орг-циям, всем коммунистам Сов. Союза, M., 1963.

    М. А. Селезнев. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Энциклопедия социологии

    - англ. dictatorship of the proletariat; нем. Dictatur des Proletariats. Госуд. власть пролетариата, устанавливаемая в результате социалистической революции и слома буржуазной госуд. машины, основанная на союзе рабочего класса с крестьянством при руководящей роли рабочего класса. см. ПРОЛЕТАРИАТ.

  13. Источник: Энциклопедия социологии



  14. Толковый словарь по социологии

    - англ. dictatorship of the proletariat; нем. Dictatur des Proletariats. Госуд. власть пролетариата, устанавливаемая в результате социалистической революции и слома буржуазной госуд. машины, основанная на союзе рабочего класса с крестьянством при руководящей роли рабочего класса. См. ПРОЛЕТАРИАТ.

  15. Источник: Толковый словарь по социологии



  16. Социология: Энциклопедия

    - понятие, впервые употребленное Марксом в работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", обозначающее предполагаемую форму организацию власти рабочего класса, которую он завоевывает в результате социалистической революции и использует как важнейшее средство для строительства социалистического общества. Маркс считал Д.П. закономерным этапом и способом перехода от классового общества к обществу без классов. В работе "Критика Готской программы" (1875) Маркс сформулировал следующую гипотезу: "Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата".

    Учение о Д.П. получило свое развитие в работах В. Ленина, Р. Люксембург и др. Учение о Д.П. с момента его возникновения вызывало и вызывает острую борьбу и споры. Это не удивительно, т.к. оно затрагивает коренные интересы огромных масс людей как неимущих, так и имущих. При этом в ходе противоборства одни акцентировали внимание на том, что это "диктатура", т.е. неограниченная власть, другие же, что это способ утверждения новых исторических форм демократии. Например, Р. Люксембург, критикуя Ленина и Л. Троцкого за их методы осуществления Д.П., утверждала, что "эта диктатура заключается в способе применения демократии, а не в ее упразднении... Эта диктатура должна быть делом класса, а не малого руководящего меньшинства от имени класса, то есть она должна на каждом шагу исходить от активного участия масс, находиться под их непосредственным влиянием, подчиняться контролю всей общественности, опираться на растущую политическую обученность народных масс". Практика утверждения социалистического общества в СССР и других странах осуществлялась именно в худшем варианте диктатуры "малого руководящего меньшинства от имени класса". Эта модель оказалась трагически несостоятельной.

    Л.С. Дудинский

  17. Источник: Социология: Энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: