Большая Советская энциклопедия

    Шелер (Scheler) Макс (22. 8. 1874, Мюнхен, ‒ 19. 5. 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии познания и философской антропологии как самостоятельных дисциплин. Профессор в Кельне (1919‒28). Испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, с сер. 1910-х гг. обратился к католической религиозной философии («О вечном в человеке», 1921, и др.), в дальнейшем эволюционировал к персоналистической метафизике пантеистического типа.

    Для Ш. характерно острое ощущение кризиса европейской культуры, источник которого он видел в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчёта. Отвергая социализм, который он рассматривал как «конденсированную форму» того же утилитаризма буржуазного духа, Ш. в своей этической системе возлагал надежды на «третий путь» ‒ пробуждение чувства ценности в сознании индивида. Ставя задачей преодолеть с помощью феноменологического метода абстрактность и формализм кантовской этики, Ш. попытался построить иерархию объективных ценностей («Формализм в этике и материальная этика ценностей», т. 1‒2, 1913‒16) и ввёл различие между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными»: относительны, по Ш., не ценности как таковые, а исторические формы их существования. Опираясь на Августина и Паскаля, Ш. противопоставил логике интеллекта логику чувства, истолковывавшегося им как интенциональный (см. Интенция) акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, согласно Ш., ‒ это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта; специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не на ценность как таковую («Сущность и формы симпатии», 1923). В работах по социологии познания («Формы знания и общество», 1926) Ш. рассматривал многообразие социальных норм и оценок как следствие многообразия исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных «жизненных», «духовных» и религиозных ценностей. Характерный для Ш. дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в его незавершённой работе по философской антропологии («О месте человека в космосе», 1928), где могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия. Ш. оказал большое влияние на последующее развитие идеалистической философии, став своего рода связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом.

    Соч: Gesammelte Werke, 5 Aufl., Bd 1‒13, Bern, 1954‒66; Gesammelte Werke, Bd 1 ‒ Frühe Schriften, hrsg. v. M. Scheler und M. S. Frings, Bern‒Münch., 1971.

    Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 499‒500; Dupuy M., La philosophie de M. Scheler, v. 1‒2, P., 1959; M. Scheler. Bibliographie, hrsg. v. W. Hartmann, Stuttg.‒ Bad Cannstatt, 1963; Frings M. S., M. Scheler, Pittsburgh, 1965.

    Д. Н. Ляликов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ШЕЛЕР Макс (1874-1928) - немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике Канта противопоставил т. н. материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Scheler, Max) (1874-1928), немецкий философ, представитель феноменологического движения, соединивший в своем учении идеи Р.Эйкена и Э.Гуссерля. Родился в Мюнхене 22 августа 1874, преподавательскую карьеру начал в 1901 в Йенском университете; в последующие годы профессор Мюнхенского и Кельнского университетов. Наиболее известной работой Шелера является Формализм в этике и материально-ценностная этика (Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik, 1913-1916), в которой развиваются идеи Б.Паскаля о "разуме сердца" и строится иерархическая система ценностей - объективных качеств, которые раскрываются в человеческих чувствах, имеющих таким образом познавательный статус (т.н. "логика чувства" в противовес "логике интеллекта"). Царство универсальных ценностей дополняется "порядком времени", сферой индивидуальных ценностей. Дуализм универсального и индивидуального и в еще большей степени - идеального и реального, сущности и существования, духа и жизни пронизывает всю метафизическую антропологию Шелера. Будучи "аскетом", поглощенный интуитивным постижением чистых идей, разум бессилен воплотить их в действительность, если они не связаны с жизненными инстинктами и материальными интересами. Наделение духа энергией жизни было бы одновременно творением "полноты человека" будущего и высшей точкой движения, через которое в бурях мировой истории Бог осуществляет Свою вечную сущность. Среди других работ Шелера - О вечном в человеке (Vom Ewigen im Menschen, 1921); Сущность и формы симпатии (Wesen und Formen der Sympathie, 1923); Формы знания и общество (Die Wissensformen und die Gesellschaft, 1926); Место человека в космосе (Die Stellung des Menschen im Kosmos, 1928). Умер Шелер во Франкфурте-на-Майне 19 мая 1928.

    ЛИТЕРАТУРА

    Шелер М. Избранные произведения. М., 1994

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Ше́лер Макс

    (1874—1928), немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике И. Канта противопоставил так называемую материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Основные труды: «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (т. 1—2, 1913—16), «О вечном в человеке» (1921), «Формы знания и общество» (1926), «Место человека в космосе» (1928).

    * * *

    ШЕЛЕР Макс

    ШЕ́ЛЕР (Scheler) Макс (1874—1928), немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике Канта противопоставил т. н. материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ШЕЛЕР Макс
    ШЕЛЕР Макс (1874-1928) - немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике Канта противопоставил т. н. материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: