Словарь Брокгауза и Ефрона

    — профессор логики и психологии Петербургского университета. Напечатал: "Учение Лейбница" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, № 1); "Опыт нового построения теории материи на принципах критической философии" (ч. 1, СПб., 1888); "Критико-философский анализ массы и связь высших законов материи в законе пропорциональности" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1889, № 3); "К вопросу о строении материи" (ibid. 1890, №№ 7 и 8); "Научная деятельность M. И. Владиславлева" (ibid. 1890, № 6, стр. 181 — 211). По своим философским воззрениям В. примыкает к школе новокантианцев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Введенский Александр Иванович (1856, Тамбов, ‒ 7.3.1925, Ленинград), русский философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Профессор Петербургского университета (с 1890), председатель Санкт-Петербургского философского общества (с 1899). В сочинении «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Последнее связано с нравственным долгом, постулирующим принцип свободы воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука, В. считал её основным методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время. Логическое учение В. связано с его гносеологией; функция логики, по В., ‒ проверять истинность познания, а не открывать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.

    Соч.: Спор о свободе воли перед судом критической философии, «Журнал Министерства народного просвещения», 1901, ч. 337, октябрь; Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42); Логика как часть теории познания, 3 изд., П., 1917.

    Лит.: Из истории русской психологии, М., 1961, с. 384‒390.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888-1946) - идеолог и митрополит русской обновленческой церкви.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) - российский философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по психологии и логике.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Психологический словарь

    Введенский Александр Иванович (1856 - 1925) - русский философ и психолог. Разработал на основе учения И. Канта философскую систему "логицизма". В книгах "О пределах и признаках одушевления" (1892) и "Психология без всякой метафизики" отвергал экспериментальный подход к анализу душевной жизни.

  9. Источник: Психологический словарь



  10. Энциклопедия Кольера

    (1856-1925), русский философ, психолог, логик. Родился в Тамбове 19 марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884-1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии. С 1890 Введенский - профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России. К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без всякой метафизики (1914, 3 издания). Основывая собственное учение ("логицизм") на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но "заведомо годных для знания" суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского неокантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач "критической" философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Виндельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является "объективирование" ("неотделимость я от не-я", "я без не-я пусто"). В "логицизме" Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, - основной инструмент проверки научной состоятельности теоретического знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только "нормативен" ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н.И.Лобачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесен к "нашим представлениям о вещах". В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера. Введенский видел в метафизике как "морально обоснованной вере" необходимый элемент мировоззрения. Он допускал также возможность особого "метафизического органа познания" и реальность "мистического восприятия". Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э.Л.Радлов, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот, М.И.Каринский и другие русские мыслители. В 1920-е годы Введенский выступал против атеизма, доказывая принципиальную неосуществимость его конечных целей. Умер Введенский 7 марта 1925.

    ЛИТЕРАТУРА

    Введенский А.И. К вопросу о строении материи. СПб, 1890 Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики. СПб, 1892 Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898 Введенский А.И. Философские очерки. СПб, 1901 Введенский А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма. СПб, 1909 Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Философская энциклопедия

    ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович

    (1856-1925) — философ, психолог, логик. Окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та; в 1884—1886 подготавливался к званию проф. в ун-тах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, слушал К. Фишера. С 1887 — приват-доцент Петербургского ун-та, через год защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» и занял кафедру философии. В различных высших учебных заведениях столицы читал лекции по логике, психологии и истории философии, вел семинары по И. Канту, Платону, Аристотелю. С 1898 — председатель Санкт-Петербургского филос. общества, активно издавал филос. литературу и занимался собственным филос. творчеством. В истории рус. философии В. можно считать одним из самых больших приверженцев философии Канта, что нашло отражение в таких работах, как «Логика как часть теории познания» (1909), «Психология без всякой метафизики» (1914). Решение центральных филос. проблем В. видел в кантовском научно-критическом агностицизме, отвергал возможность научной метафизики, т.е. познания бытия, но признавал метафизику как дело веры.

    Собственное филос. учение В. называл логизм о м, обосновывая его на принципах кантовского априоризма, который трактовал в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Из господствовавшего в то время неокантианства наиболее близки В. были Г. Коген и В. Виндельбанд.

    Среди философов учениками В. можно назвать СО. Грузенберга, И.И. Лапшина, И.О. Лосского, СИ. Поварнина, в филос. полемике с ним состояли Э.Л. Радлов, С.Н. Трубецкой, Н.Я. Грот, М.И. Каринский.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    Введенский Александр Иванович

    I

    (1856—1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт-Петербургского философского общества (1897—1917). Труды по психологии и логике.

    II

    (1888—1946), церковный деятель. Один из лидеров «обновленческого движения» в Русской православной церкви. В 1900-х гг. выдвинул программу модернизации православия. Участвовал в разработке литургической, канонической и приходской реформ. После раскола так называемой «Живой церкви» (1922) — глава «Союза общин древлеапостольской церкви».

    III

    (1904—1941), русский поэт. Входил в литературную группу ОБЭРИУ (1927—30). Печатался в коллективных сборниках (1926, 1927), детских журналах «Ёж» и «Чиж» (с 1928). В поэмах «Кругом возможно Бог» (1930 или 1931), «Потец», «Некоторое количество разговоров» (обе 1936—1937), стихах («Элегия», «Где. Когда») — эффект бессмыслицы как поэтический приём познания иррационального смысла бытия (главные мотивы — время, смерть, Бог); пьеса «Ёлка у Ивановых» (1938) предвосхитила драматургию «театра абсурда». Подвергался необоснованным репрессиям (1931—33, арест и ссылка; 1941).

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: