Большая Советская энциклопедия

    Фалья (Falla) Мануэль де (23.11. 1876, Кадис, √ 14.11.1946, Альта-Грасия, Аргентина), испанский композитор и пианист. Учился у Х. Траго (фортепиано), Ф. Педреля (композиция). Завоевал известность оперой «Короткая жизнь» (1905, пост. 1913, Ницца), как и ряд последующих сочинений, основанных на фольклоре Андалусии. Концертировал как пианист. В 1907√14 жил в Париже, где встречался с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем. Под влиянием их музыки написаны «Ночи в садах Испании» («Симфонические впечатления» для фортепиано с оркестром, 1915). Выделяются балеты «Любовь-волшебница» (1915, Мадрид), «Треуголка» (1919, Лондон), «Балаганчик маэстро Педро» (по «Дон Кихоту», 1923), сочетающий элементы оперы, балета-пантомимы и кукольного представления (основанного на фольклоре Кастилии), «Бетическая фантазия» для фортепиано (1919), концерт для клавесина и 5 инструментов (1924); 7 испанских народных песен для голоса с фортепиано (1914), 4 испанские пьесы для фортепиано (1909); пьеса для гитары памяти Дебюсси (1920); многие сочинения известны в переложениях Ф. Крейслера, П. Коханьского (для скрипки с фортепиано) и М. Марешаля (для виолончели с фортепиано). Музыке Ф., синтезирующей достижения западно-европейского музыкального искусства начала 20 в. и национальные музыкальные традиции, свойственны ясность и законченность формы, ритмическое богатство, красочность оркестровки, напряжённая экспрессивность, сочетающаяся со сдержанностью эмоций. В конце 1939 эмигрировал из франкистской Испании в Аргентину, изредка выступал как дирижёр.

    Соч. в рус. пер.: Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971.

    Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М,, 1960; Оссовский А., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 227√88; Бронфин Е., Мануэль де Фалья как музыкальный писатель, в кн.: Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах, пер. с псп., М., 1971; Cuelar J., М. de Falla, Madrid, 1968.

    Е. Ф. Бронфин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Falla, Manuel de) (1876-1946), испанский композитор. Родился 23 ноября 1876 в Кадисе. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей Ренасимьенто - испанского культурного возрождения. Музыка Фальи глубоко укоренена в национальной традиции. В ранних сочинениях композитора - например, в сюите Ночи в садах Испании (Noces en los jardines de Espaa) для фортепиано с оркестром - ощущается также влияние французского импрессионизма. Среди сочинений Фальи: две оперы - Жизнь коротка (La Vida breve, 1905) и Балаганчик маэстро Педро (El Retablo de Maese Pedro, 1919), два балета - Любовь-волшебница (El Amor brujo, 1915) и Треуголка (El Sombrero de tres picos, 1919), концерт для клавесина с инструментальным ансамблем (1923-1926). В последние годы жизни композитор работал над ораторией Атлантида (La Atlantida) для солистов, хора и оркестра (осталась незавершенной). С 1939 Фалья жил в Аргентине. Умер Фалья в Альта-Грасиа (Аргентина) 14 ноября 1946.

    ЛИТЕРАТУРА

    Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971 Мартынов И. М. де Фалья. Жизнь и творчество. М., 1986

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Фа́лья Мануэль де

    (Falla) (1876—1946), испанский композитор и пианист. Творчество Фальи, обобщившее региональные разновидности национального фольклора, традиции испанской музыки эпох Ренессанса и барокко, — вершина современной испанской музыки. Оперы «Короткая жизнь» (1905), «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита «Ночи в садах Испании» для фортепьяно с оркестром (1915), пьесы для фортепьяно, гитары и другие сочинения. Статьи о музыке и музыкантах (русский перевод 1971).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 23 XI 1876, Кадис - 14 XI 1946. Альта-Грасия, Аргентина)

    Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма.

    Цель искусства - порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть.

    М. де Фалья

    М. де Фалья - выдающийся испанский композитор XX в. - в своем творчестве развивал эстетические принципы Ф. Педреля - идейного руководителя и организатора движения за возрождение испанской национальной музыкальной культуры (Ренасимьенто). На рубеже XIX-XX вв. это движение охватило различные стороны жизни страны. Деятели Ренасимьенто (писатели, музыканты, художники) стремились вывести из застоя испанскую культуру, возродить ее самобытность, поднять национальную музыку на уровень передовых европейских композиторских школ. Фалья, как и его современники - композиторы И. Альбенис и Э. Гранадос, стремился воплотить в своем творчестве эстетические принципы Ренасимьенто.

    Первые уроки музыки Фалья получил у своей матери. Потом брал уроки фортепианной игры у X. Траго, у которого учился впоследствии в Мадридской консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт. В 14 лет Фалья уже начал сочинять произведения для камерно-инструментального ансамбля, а в 1897-1904 гг. написал пьесы для фортепиано и 5 сарсуэл. Плодотворное воздействие на Фалью оказали годы учения у Педреля (1902-04), который ориентировал молодого композитора на изучение испанского фольклора. В результате появилось первое значительное произведение - опера "Короткая жизнь" (1905). Написанная на драматический сюжет из народной жизни, она содержит выразительные и психологически правдивые образы, колоритные пейзажные зарисовки. Эта опера была отмечена первой премией на конкурсе мадридской Академии изящных искусств в 1905 г. В том же году Фалья завоевывает первую премию на конкурсе пианистов в Мадриде. Он много концертирует, дает уроки игры на фортепиано, сочиняет.

    Огромное значение для расширения художественных взглядов Фальи и совершенствования мастерства имело его пребывание в Париже (1907-14) и творческое общение с выдающимися французскими композиторами К. Дебюсси и М. Равелем. По совету П. Дюка в 1912 г. Фалья перерабатывает партитуру оперы "Короткая жизнь", которая ставится затем в Ницце и Париже. В 1914 г. композитор возвращается в Мадрид, где по его инициативе создается музыкальное общество для пропаганды старинной и современной музыки испанских композиторов. Трагические события первой мировой войны нашли отражение в "Молитве матерей, которые держат на руках своих сыновей" для голоса и фортепиано (1914).

    В 1910-20 гг. стиль Фальи приобретает законченность. В нем органично синтезируются достижения западноевропейской музыки с национальными испанскими музыкальными традициями. Это блестяще воплотилось в вокальном цикле "Семь испанских народных песен" (1914), в одноактном балете-пантомиме с пением "Любовь-волшебница" (1915), в котором изображены картины быта испанских цыган. В симфонических впечатлениях (по обозначению автора) "Ночи в садах Испании" для фортепиано с оркестром (1909-15) Фалья сочетает характерные особенности французского импрессионизма с испанской основой. В результате сотрудничества с С. Дягилевым появился балет "Треуголка", который получил широкую известность. В оформлении и в исполнении балета принимали участие такие выдающиеся деятели культуры, как хореограф Л. Мясин, дирижер Э. Ансерме, художник П. Пикассо. Фалья приобретает авторитет в европейском масштабе. По просьбе выдающегося пианиста А. Рубинштейна Фалья пишет блестящую виртуозную пьесу "Бетическая фантазия", основанную на андалусских народных темах. В ней использованы оригинальные технические приемы, идущие от испанского гитарного исполнительства.

    С 1921 г. Фалья живет в Гранаде, где совместно с Ф. Гарсиа Лоркой в 1922 г. организует фестиваль канте хондо, который имеет большой общественный резонанс. В Гранаде Фалья написал оригинальное музыкально-театральное произведение "Балаганчик маэстро Педро" (на сюжет одной из глав "Дон-Кихота" М. Сервантеса), в котором сочетаются элементы оперы, балета-пантомимы и кукольного представления. В музыке этого сочинения претворены особенности фольклора Кастилии. В 20-х гг. в творчестве Фальи проявляются черты неоклассицизма. Они отчетливо видны в Концерте для клавичембало, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели (1923-26), посвященном выдающейся польской клавесинистке В. Ландовской. На протяжении многих лет Фалья работал над монументальной сценической кантатой "Атлантида" (по поэме Ж. Вердагера-и-Сантало). Она была завершена учеником композитора Э. Альфтером и исполнялась в виде оратории в 1961 г., а как опера была поставлена в Ла Скала в 1962 г. Последние годы Фалья жил в Аргентине, куда вынужден был эмигрировать из франкистской Испании в 1939 г.

    В музыке Фальи впервые воплощен испанский характер в его общенациональном проявлении, полностью свободном от местной ограниченности. Его творчество поставило испанскую музыку в один ряд с другими западноевропейскими школами и принесло ей мировое признание.

  7. Источник: Музыкальный словарь