Большая Советская энциклопедия

    Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, ‒ 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750‒53 (по др. данным, 1747‒1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

    С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

    Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

    Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника ‒ не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».

    С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.

    Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 1‒2, К., 1973; Соч., т. 1‒2, М., 1973.

    Лит.: Эрн В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972.

    Ю. М. Лощиц.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94) - украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (1722-1794), русский и украинский философ, поэт, педагог. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии 22 ноября 1722. Сын простого казака. Учился в Киево-Могилянской академии, много путешествовал (побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, Германии), овладел несколькими языками (в том числе греческим и древнееврейским), знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В 1759-1769 преподавал в Харьковском коллегиуме. При жизни Сковороды его сочинения были известны только в списках. Он был автором философских диалогов: Асхань, Наркисс, Беседа, нареченная двое, Разглагол о древнем мире, Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни, Кольцо и др., а также трактатов и разнообразных поэтических сочинений, переводов греческих и латинских текстов (в том числе трудов Плутарха, Теренция, Цицерона). Большая часть жизни философа прошла в странничестве. Широко известна эпитафия на могиле мыслителя-странника, написанная им самим: "Мир ловил меня, но не поймал". В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии писал о религиозном чувстве отчуждения от мира как важнейшем в мироощущении Сковороды. Речь шла о мистическом переживании двойственности мирового бытия и об отчуждении именно от того, что воспринималось религиозным мыслителем как внешняя, "суетная", не-бытийственная сторона жизни. Этим "миром" Сковорода и не желал быть "пойманным". В то же время ему было присуще переживание реальности иного, высшего уровня бытия, к познанию которого, по его убеждению, человек может и должен стремиться: "Если хочешь что-либо узнать в истине, усмотри сначала во плоти, т.е. в наружности, и увидишь в ней следы Божии, обличающие безвестную и тайную премудрость". К познанию "следов Божиих" в мире можно придти, только храня верность древнему философскому завету: познай самого себя. "Не измерив себя прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу извлечешь из знания меры в прочих существах?" В обосновании исключительного значения философской рефлексии Сковорода не останавливался и перед отождествлением процесса самопознания с богопознанием: "Познать себя и уразуметь Бога - один труд". В антропологии Сковороды присутствуют мотивы, характерные для русской средневековой мысли. Это, в частности, относится к его учению о сердце как средоточии духовного и телесного бытия человека. Влияние платонизма проявляется в обосновании им роли эроса в эстетических переживаниях человека и в том, что сама любовь предполагает определенное "сродство" с ее предметом - изначальную, метафизическую предрасположенность сердца. В учении о "таящемся в человеке Духе Божием", о том, что каждый человек в своем земном существовании есть лишь "сон и тень истинного человека", Сковорода близок к построениям европейских мистиков, в частности к Майстеру Экхарту с его учением о "сокровенной глубине" в Боге и человеке. Присутствуют у мыслителя и мистико-пантеистические мотивы: "Бог всю тварь проницает и содержит...", "Бог есть основание и вечный план нашей плоти...", "Тайна пружина всему..." и т.п. "О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!" - восклицает Сковорода уже в конце жизни. В его понимании этическая задача человека состоит в том, чтобы осознать и обрести мистическое начало в себе, и в этом смысле стать наконец самим собой. Но превращению эмпирического субъекта в "истинного человека" препятствует воля, влекущая личность в мир борьбы и страданий. "Всяк обоживший свою волю, враг есть Божией воле, не может войти в Царствие Божие", - писал Сковорода. Мотив "безвольности" в самых разнообразных вариантах характерен для мистических традиций как Запада, так и Востока. Присутствует он и в творчестве Сковороды: отчасти как результат определенных идейных влияний, но в гораздо большей мере как отражение личного духовного опыта, опыта постоянной и мучительной борьбы с "клейкой стихийностью мира", с "эмпирическим человеком" в себе самом. В конце жизни Сковорода, как и многие мистики до него, склонялся к тому, чтобы признать эмпирическую действительность уже непосредственным воплощением зла. Уходя в мистических прозрениях из этого мира в "мир первородный", человек тем самым оказывается и "по ту сторону добра и зла". Умер Сковорода в с. Ивановка Харьковской губернии 29 октября 1794.

    ЛИТЕРАТУРА

    Эрн В.Ф. Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912 Сковорода Г.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1973

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Философская энциклопедия

    СКОВОРОДА Григорий Саввич

    (1722-1794) — укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии, где слушал лекции М. Козачинского, Г. Конисского, С. Тодорского. Преподавал в коллегиумах Переяславля и Харькова. С 1769 вел жизнь странствующего философа. Сочинения С. среди которых многочисленные диалоги, сочетающие традиции сократического диалога с элементами внехрамовой литургии, распространялись в рукописных копиях.

    В отличие от схоластизированного аристотелизма киевских профессоров, философия С. — персоналис-тически истолкованный платонизм. В центре ее — учение о трех «мирах» («макрокосм» — Вселенная; «микрокосм» — человек и социум; «мир символов» — Библия, мифология, фольклор, филос. сентенции) и двух вечных «натурах». Задача человека — сквозь внешнюю «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть натуру внутреннюю — «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трех «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов, парадигм общественного устроения (совокупность «сродностей»), духовный смысл сакрального текста. Путем самопознания, постижения и реализации своего «внутреннего человека», «сродности» (софийная предрасположенность к определенной форме общественно-значимого труда, мастерству) человек обретает счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика «сродного труда» философа — свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона, Климента Александрийского и Ори-гена) интерпретация «мира символов», исполнение заповедей и педагогическая («сократическая») функция воспитания людей в добродетели. Идеи и образы С. получили разработку в сочинениях П.Д. Юркевича, Н.В. Гоголя, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, А. Белого, М.А. Булгакова и др.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Сковорода́ Григорий Саввич

    (1722—1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вёл жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования — подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.

    * * *

    СКОВОРОДА Григорий Саввич

    СКОВОРОДА́ Григорий Саввич (1722—94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования — подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СКОВОРОДА Григорий Саввич
    СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94) - украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: