Большая Советская энциклопедия

    I

    Ку́пер (Couper)

    Арчибалд Скотт (31.3.1831, Керкинтиллох, — 11.3.1892, там же), шотландский химик. Образование получил в Глазго и Париже; был ассистентом в Эдинбурге. Работал в лаборатории Ш. А. Вюрца в Париже (1856). В 1858 вернулся на родину и вскоре из-за нервного заболевания прекратил научную работу. С именем К. связано развитие представлений о валентности (См. Валентность). Всё своеобразие органических веществ он объяснял (1858) способностью атомов углерода соединяться с 4 или 2 эквивалентами различных элементов, а также друг с другом в цепочку.

    Соч. в рус. пер.: О новой химической теории, в сборнике: Столетие теории химического строения, М., 1961, с. 31—45.

    Лит.: Бутлеров А. М., Замечания по поводу новой химической теории А. С. Kvпера, Соч., т. 1, М., 1953, с. 37—45; Быков Г. В., История классической теории химического строения, М., 1960, с. 39—50.

    II

    Ку́пер (Cooper)

    Гордон (родился 6.3.1927, г. Шони, штат Оклахома), лётчик-космонавт США, подполковник ВВС. В 1949 окончил университет на Гавайских островах и стал офицером ВВС. В 1956 окончил технологический институт ВВС, в 1957 — школу лётчиков-испытателей на авиационной базе ВВС Эдуарде. Работал на этой базе лётчиком-испытателем и инженером. В 1959 был отобран в группу космонавтов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США. 15—17 мая 1963 совершил свой первый полёт в космос на космическом корабле «Меркурий» («Фейт-7»). Корабль 22 раза облетел вокруг Земли и пробыл в космосе 34 ч 20 мин, пройдя 879 тыс. км. Второй полёт в космос К. совершил (совместно с Ч. Конрадом) в качестве командира корабля «Джемини-5». Корабль был выведен на орбиту 21 августа 1965 и за 190 ч 56 минпребывания в космосе (21—29 авг.) сделал 120 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 5,3 млн. км.

    Г. Купер.

    III

    Ку́пер (Cooper)

    Джеймс Фенимор (15.9.1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси, — 14.9.1851, Куперстаун), американский писатель. Учился в Иельском университете, в 1806—11 служил на флоте. Мировую известность приобрёл циклом романов (пенталогия), объединённых Натти (Натаниэль) Бумпо, выступающим под именами: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин («Пионеры», 1823, русский перевод 1832; «Последний из могикан», 1826, русский перевод 1833; «Прерия», 1827, русский перевод 1829; «Следопыт, или Озеро-море», 1840, русский перевод 1841; «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841, русский перевод 1848). Большой интерес представляют также морские романы К. — «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828) и др. Начав с восхваления «американских свобод», К. переходит во 2-й половине 30-х гг. к резкой критике американской действительности (социально-политическая сатира «Моникины», 1835, русский перевод 1953, и др.). В антибуржуазной утопии «Кратер» (1847) выразился пессимизм К. Во многом связанное с просветитительной литературой 18 в. творчество К. принадлежит к раннему периоду американского романтизма. Выразительно изображая социальные и расовые конфликты США, К. ввёл новые этнографические мотивы, раскрывавшие быт и нравы американских аборигенов-индейцев, на специфическом американском материале отразил типичный для романтизма антагонизм природы и искусственной цивилизации. Наследие К. вошло в золотой фонд детской литературы.

    Соч.: The works, v. 1—33, N. Y., 1895—1900; в рус. пер. — Соч., т. 1—25, СПБ. 1865—80; Избр. соч., предисл. А. А. Елистратовой, т. 1—6, М., 1961—63.

    Лит.: История американской литературы, т. 1, М. — Л., 1947; Боброва М., Дж. Ф. Купер, Саратов, 1967; Spiller R. Е., Blackburn P. С., A descriptive bibliography of the writings of James Fenimore Cooper, N. Y., 1934; Walker W. S., James Fenimore Cooper. An introduction and interpretation, N. Y., 1962 (библ. с. 127—33); House К. S., Cooper's Americans, Columbus (O.), [1965]; Dekker G., James Fenimore Cooper the novelist, L., 1967.

    А. Н. Николюкин.

    Дж. Ф. Купер.

    IV

    Ку́пер (Cooper)

    Леон (родился 28.2.1930, Нью-Йорк), американский физик-теоретик. Окончил Колумбийский университет (1951). В 1954—55 работал в институте перспективных исследований в Принстоне, в 1955—1957 в Иллинойсском университете у Дж. Бардина, с 1958 в университете Брауна в Провиденсе. В 1972 К. (совместно с Бардином и Дж. Р. Шриффером) присуждена Нобелевская премия за развитие микроскопической теории сверхпроводимости (См. Сверхпроводимость), построенной на основе гипотезы К. о возможности образования в сверхпроводнике так называемых куперовских пар (см. Купера эффект).

    Лит.: Bound electron pairs in a degenerate Fermi gas, «Phys. Rev.», 1956, v. 104, p, 1189.

    V

    Ку́пер (Cooper)

    Сэмюэл (1609, Лондон, — 5.5.1672, там же), английский живописец. Работал в Лондоне, во Франции при дворе Людовика XIV и в Голландии. Крупнейший английский мастер реалистического миниатюрного портрета, К. создал ярко психологические, полные мужественной энергии портреты О. Кромвеля и др. деятелей Английской буржуазной революции 17 в. Смелость, правдивость и проницательность К. проявил и в портретах периода реставрации Стюартов.

    Лит.: Foster J. J., Samuel Cooper..., L., 1920.

    С. Купер. Портрет Оливера Кромвеля. Середина 17 в. Частное собрание. Англия.

    VI

    Ку́пер (Cooper)

    Томас (22.10.1759, Вестминстер, — 11.5.1839, Колумбия, Южная Каролина, США), англо-американский философ-материалист, врач, химик, экономист и политический деятель. Учился в Оксфорде; был членом Манчестерского конституционного общества. Во время Великой французской революции посетил Францию (1792). В 1793 с семьей своего учителя и тестя английского учёного и философа Дж. Пристлипереселился в США, где сблизился с Т. Джефферсоном. Был судьей, затем профессором химии и экономики, в 1821—33 президент Колумбийского колледжа (Южная Каролина). В своих философских произведениях и анонимных антирелигиозных памфлетах К. отстаивал материалистическое и атеистическое мировоззрение, отрицал существование духовной субстанции, бессмертие души, свободу воли, врождённые идеи. В разработке психофизической проблемы продолжил линию французских материалистов Ж. Ламетри и П. Кабаниса.

    Соч.: Tracts, ethical, theological and political, Warrington, 1789; Political essays, Phil., 1800; A view of the methaphysical and physiological arguments in favor of materialism, Phil., 1823; The scripture doctrine of materialism, Phil., 1823; Lectures on the elements of political economy, Columbia, 1826; в рус. пер., в кн.: Американские просветители, т. 2. М., 1969, с. 325—408.

    Лит.: Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США, М. — Л., 1965, гл. 5; Malone D., The public life of Th. Cooper, New Haven — L., 1926.

    Б. Э. Быховский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    КУПЕР, купр, куприк муж. у зверей, скота и человека оконечность крестцовой кости, где начало хвостцовых: у птиц хлупик, кардинальский кусочск, крайний задок, в котором торчат хвостовые перья; куприк сладкоежками почитается лакомым кусочком. Куприковый, к нему относящийся

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Современная энциклопедия

    КУПЕР (Cooper) Гари (настоящее имя Фрэнк Джеймс) (1901 - 61), американский киноактер. Снимался в приключенческих фильмах и мелодрамах, в экранизациях произведений Э. Хемингуэя "Прощай, оружие!" (1933), "По ком звонит колокол" (1948). Особый успех имел в социальных комедиях Ф. Капры "Мистер Дидс переезжает в город" (1936) и "Познакомьтесь с Джоном Доу" (1942), где создал образ "стопроцентного американца", борющегося за воплощение в жизнь "американской мечты". В 50-е гг. снялся в вестернах "Ровно в полдень" и "Человек с Запада".

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    купе́р купр, род. п. -а́ "крестец, копчик", ку́прик (Гоголь), укр. ку́пер, др.-чеш. kupr, др.-польск. kupr, польск. kuper, -рrа "копчик, зад". Родственно лит. kuprà "нарост, горб", лтш. kuprs – то же, д.-в.-н. hоvаr – то же; другая ступень вокализма: лит. kauprà "холм", kаũраrаs "курган", далее сюда же ку́па; см. Бернекер 1, 646; Буга, РФВ 71, 51; Траутман, ВSW 138 и сл. Распространение слав. слов (др.-чеш.) делает невозможным заимствование из лит. kuprà (вопреки Малиновскому, РF 5, 127).

  9. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  10. Литературная энциклопедия

    Купер

    КУПЕР Фенимор (James Fenimor Cooper, 1789—1851) — североамериканский писатель. Из трех групп его произведений (1. Эпопея «Кожаного Чулка» и романы исторические и морские, 2. романы «Anti-Rent Trilogy» и памфлеты против Америки, 3. три романа и памфлеты, обращенные против Европы, см. библиографию) мировую славу и почетное право быть писателем для детей обеспечила ему первая. Но это не должно заслонять писателя-борца, очень часто ставившего себе отнюдь не развлекательные цели.

    К. жил в пору, когда феодально-англофильская Америка уступила место зачинавшейся «демократической» плутократии. Еще отец Купера мог хвастать, что «40 тысяч живет на его земле», и в 1792 собирал избирательные голоса арендаторов угрозой разорить их, а уже сын Фенимор за попытку вернуть участок земли, бывший в пользовании общины, выслушивает в 1838 резолюцию порицания, к-рая рекомендует «собрать все книги К. из библиотек и сжечь». К. долго не ввязывался в борьбу (1806—1811 он во флоте, по 1821 живет скуайром в поместье жены, в 1820 выходит первая книга К. «Precaution», затем — литературный успех «Шпиона» и «Пионеров» и с 1826 по 1833 — пребывание в Европе). Аристократ по американской мерке, он был все же республиканцем и не мог ужиться с деспотией Реставрации. В своих «европейских» романах он обличает Европу, в «Сведениях об американцах» защищает американский уклад. Но стоило ему вернуться в США, и «То, что он нашел дома», определило его как консерватора. Борясь за старый феодально-помещичий строй, К. горячо восстал против «рваческого большинства, к-рым вертит подкуп и спекуляция». В «Home as Found» уже видно, что К. чувствовал, как растет вытесняющий его американский буржуа, хищник в области хозяйственной, обыватель в области культурно-бытовой. В «Monikins» — едкой, чисто свифтовской сатире, К. видит корень зла в алчности разбогатевших выскочек; в «Anti-Rent Trilogy» выступает собственником, охранителем поместной системы и культурной роли джентри. В пору «черного передела» сн не мирится с пуританами-скваттерами, вроде Аарона Тысячеакра, к-рый, захватывая землю, «купленную» скуайрами у индейцев за бутылку виски, аргументирует против дутой купчей — то стихом Библии, то доводами от здравого смысла: «Здесь стою — здесь останусь». Ряд памфлетов К. направил против пуританина буржуа, проводившего разорительную для джентри земельную реформу, и скоро, как и все препятствующие развитию американского капитализма, был объявлен «un-american» (не 100-процентным американцем), подвергнут травле, принужден вести ряд процессов; наконец, озлобленный, изолированный, подобно своему Бумпо, возвратился к теме Кожаного Чулка. В поисках утешения он обращается к прошлому, создавая «породу американских скуайров, существовавших только на его страницах» (Эффингамы), «естественного человека» Бумпо — их слугу — и благородных индейцев — их союзников. Он заглядывает в будущее, пробуя создать малоубедительную утопию — «Колония на кратере» (1847). В то же время он в ряде книг настойчиво ведет борьбу с «расточением» (waste), как системой пионерского хозяйства Америки. Мы видим у К. три группы: 1. первые колонизаторы — солдаты и помещики Эффингамы, разведчики, вроде Бумпо, который берет у природы лишь излишки на пропитание; 2. дельцы-хищники и пенкосниматели — Буш, Тысячеакр, Кэрби и 3. хозяева, охранители и предтечи будущей индустриальной Америки (идеализированный отец К. — судья Темпль). К. на стороне первых, за союз их с третьими и склонен чернить вторых. Отношение К. к индейцам двойственно, — для него они не всегда лишь «навоз для белой расы» (взгляд, характерный для типичных колониальных писателей). Союзники французов, минги, — это индейцы-враги, коварные и жестокие; их по К. не грех и уничтожать. Но делавары — индейцы-друзья — во многом образец для излюбленного К. героя Бумпо. Скорбя о романтическом прошлом, К. ставит индейца Джона в один ряд с Бумпо — оба они жертвы колониального заселения. Джона приручили и спаивают, а Кожаного Чулка топор Кэрби и кляузы Дулитля выгоняют из лесов в прерию, но и там его преследует опустошительное вторжение пионеров Бушей, в лице к-рых К. показал ненавистное ему, но неудержимое продвижение авангарда колонизации. Однако истинные вдохновители колонизации — капиталисты-буржуа (Темпль), в руках к-рых Кэрби и Буши только слепое орудие, — импонируют К., и объективно он оказывается на стороне тех, кто неминуемо ведет к уничтожению индейцев и романтики первого заселения, воплощенной в образе Кожаного Чулка.

    Что касается оформления, то в К. борется тенденция натуралистически воспринятого и разработанного материала с тенденцией романтической его подачи в духе Руссо и В. Скотта. Все описания действительно виденного К. (особенно мо'ря, о'зера Отсего) и построенные как мемуары произведения (так, первые 26 глав «Пионеров» — в сущности воспоминания о святках в родном Куперстауне) точны и осязательны. В ряде предисловий он ставит себе целью то «дать дагеротипную точность описаний», то «привлечь внимание читателя к социальному злу верной его картиной». Но поиски романтики по аналогии с шотландской экзотикой Скотта привели к куперовым индейцам и наградили К. традиционной фабулой и ситуациями (см. ниже). Индейцев К. лично не наблюдал (кроме вымирающих одиночек, вроде Джона и депутатов индейских участков). Сведения о них он почерпнул из книги миссионера Хэкуэлдера, жившего в 1760—1780 среди делаваров, и из др. источников. Прерии он также ни разу не видел. Все это плюс стремление помещика идеализировать XVIII век повело к романтическому абстрагированию эпопеи Кожаного Чулка, начатой в «Пионерах» (1823) чисто натуралистически. Характерно развитие составного образа Бумпо: в «Пионерах» — это комплекс бытовых черт (хвастовство, болтливость и т. п.) реально жившего в Куперстауне охотника Шимпэна, но уже с XXVII главы он получает героическую прививку от другого прототипа, героя пионеризма XVIII века Даниэля Буна. В «Прерии» окончательно формируется эпический облик Бумпо — сына природы и резонера в духе «моравских братьев». А затем, на пути к идеализированному образу, Купер в «Последнем из могикан» подчеркивает верность Бумпо, в «Следопыте» — его самопожертвование, в «Зверобое» — юношеское обаяние. Кожаный Чулок стал эпическим героем, собранием добродетелей, нарицательным идеальным типом американца, в особенности для экспортного применения. Когда в 1917 США собирались стать в ряды Антанты, французские дипломаты говорили, что «дух Кожаного Чулка еще жив в американском народе». Рядом с Бумпо героизируется и его друг-индеец (от Джона до Чингачгука). Но при американской тенденции к снижению образа «цветного», Джон не может служить обобщением индейца своего времени, и позднейшие индейцы Купера, данные сквозь призму Хэкуэлдера, ближе к правде, несмотря на весь свой романтический убор.

    Наряду с созданием высокого эпоса у Купера в то же время никогда не притуплялась зоркость натуралиста, и на этом пути он приблизился к правдоподобной трактовке индейца, хотя бы в фигуре Вайандотте (1843). Романтизируя Зверобоя у столба пыток, К. показывает и повседневные явления американской жизни того времени: белого охотника за скальпами Гуттера, суд Буша в прерии и т. п. Не видев прерии, он пейзаж последней сцены дает в тонах зловещей символики, близкой к синтетической абстракции ужасов Эдгара По.

    Литературное мастерство Купера не всегда на одинаковой высоте. Рядом со сжатым и точным описанием — вычурность и длинноты; писатель пользуется авантюрно-романтической схемой, причем центр тяжести у него не в любовной интриге, слабо развернутой и очень сдержанной (обычны у К. самопожертвование, гибель страстных натур и т. д., в чем, несмотря на неприязнь К. к пуританам, сказалась все же пуританская закваска писателя), а в несложной авантюрной обработке (преследование, пленение, таинственный незнакомец, тайное убежище) богатого фактического материала. Эти черты сделали Купера излюбленным писателем для детей. Основные герои Купера четки, и показательно, что характер и речь их формирует профессия (напр. высокопарность Бумпо, которого Буши почти не понимают, когда он говорит о море или природе, морские словечки Бена Помпы или сравнения лесоруба Кэрби вроде: «Нечего тебе шуметь, как подрубленной сосне»). Второстепенные персонажи К. часто шаблонны; таково большинство женских типов, кроме, пожалуй, Эсфири Гуттер, или обычные у Купера простаки (Гамут, д-р Бат).

    К., в творчестве к-рого скрестились аристократические тенденции, руссоизм и традиция В. Скотта, одним из первых дал толчок развитию американского романа. По линии разрыва с окружающим и мизантропии творчество Купера не является исключением в американской литературе (см. «Твен», «Джеймс» и другие).

    В России К. стал известен в скверных переводах с французского тотчас же по выходе его книг. Во Франции Бальзак «рычал от восторга, читая его романы», у нас Белинский восхищался тем, как К. из «видимой простоты творит великое и необъятное и... дает всему особый отпечаток Новой земли». Об единственной серьезной своей беседе с Лермонтовым Белинский пишет: «Я был без памяти, когда он сказал, что К. выше В. Скотта, что у него больше глубины и художественной целости». После известных переводов Введенского (40-е гг.) и некультурных во многих отношениях переводов Коковцева (60-е гг.), в 80—90-х гг. прошла волна детских переделок с немецких искажений Купера, затем вышло полное собрание его романов в издании Сойкина. В наши дни сочинения Купера издает «ЗИФ», имея в виду «отображение Купером американской жизни, здоровую авантюру и волевую зарядку».Библиография:

    I. Переводы (из ранних): Шпион, перев. с французск. перевода В. Скотта Ив. Крупеникова, М. 1825; Поселенцы, перев. с французск. М. Салемана, СПБ., 1832; Лоцман, перев. с французск. Сорокина, СПБ., 1832; Путеводитель в пустыне, перев. Кетчера, СПБ., 1841; Последний из могикан, перев. С. Майковой, СПБ., 1874. Почти все переводы Кетчера и Введенского первоначально печатались в журналах, особенно в «Биб-ке для чтения» и «Отечественных записках» 40—50-х гг. Из собраний сочинений: сокращенные переводы Коковцева 60-х гг. переизданы в Собр. сочин., изд. Вольф, СПБ., 1940; Иллюстр. собр. романов, изд. Сойкина, СПБ., 1913; Эпопея Кожаного Чулка, полный перевод И. Введенского, Под редакцией и с примеч. М. Горького, Гиз — Гржебин, 1923; Иллюстр. собр. романов в сокращен. перев., Под редакцией, с вступ. статьей Могучего и с предисл. Динамова, «ЗИФ», 1927, и сл. Из переделок для детей: Борьба с дикарями, техасские рассказы, перед. для юнош., перев. с немецкого Макаровой, СПБ., 1881; Конанчет, Индийский вождь, Рассказы, перераб. Гофмана, перев. с немецкаго, изд. Аскарханова, СПБ., 1897. На англ. яз.: лучшее собр. сочин., 32 тт., с введением дочери Купера Сюзанны Купер, изд. Houghton Mifflin, Boston. Главные произвед. Купера: а) Пенталогия Кожаного Чулка (в порядке развития действия): Deerslayer, 1841; Last of the Mohicans, 1826; Pathfinder, 1840; Pioneers, 1823; Prairie, 1827; авант. и морские: Spy, 1821; Pilot, 1823; Red Rover, 1828; History of the Navy, 2 vv., 1839. б) Полемические сочин.: Letter to his Countrymen, N.-Y., 1834; Monikins, 1835; Homeward Bound; Home as Found, 1838; American Demokrat, Cooperstown, 1838; Anti-Rent Trilogy: Satanstoe, 1845; Chainbearer, 1845; Redskins, 1846. в) Европейские сочин.: Notions of the Americans, 1828; ром. Bravo, 1831; Heidenmauer, 1832; Headsman, 1833; Cleanings in Europe (8 тт. путевых очерков); Correspondence of J. F. Cooper, 2 vv., New-Haven, 1922.

    II. Белинский В. Г., Рецензия на «Путеводитель в пустыне» и ст. «Разделение поэзии на роды и виды», Сочин., ред. С. А. Венгерова, тт. V, VI и XIX, СПБ., 1903; Жорж Санд, Фенимор Купер, ст. в № 32 «Сына отечества», 1856; ст. в «Библиотеке для чтения»: «Талант Купера», т. XI, № 20, «Политические мнения Купера», т. XIII, № 23; Рецензия о «Monikins», там же, т. XIV, № 26; Lounsbury, J. F. Cooper, N.-Y., 1883 (изд. 2-е, 1910); Clymer, J. F. Cooper, Boston, 1900; Philipps M., J. F. Cooper, N.-Y., 1913 (фактический и локальный материал); Gibb M. M., Le Roman de Bas de Cuir, Champion, P., 1927.

    III. «Cambridge History of American Literature» (полная библиография).

  11. Источник: Литературная энциклопедия



  12. Научно-технический энциклопедический словарь

    КУПЕР (Cooper) Леон Нейл (р. 1930), американский физик. С 1974 г. был профессором в Брауновском университете, шт. Род-Айленд, США. Вместе с Джоном БАРДИНОМ и Джоном Робертом ШРАЙФЕРОМ получил в 1972 г. Нобелевскую премию по физике за исследования в области СВЕРХПРОВОДИМОСТИ. Они показали, что электроны в сверхпроводнике располагаются в виде так называемых «пар Купера», а не рассеивают энергию и момент случайным образом.

  13. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  14. Философская энциклопедия

    КУПЕР

    (Cooper), Томас (22 окт. 1759 – 11 мая 1839) – англо-амер. философ-материалист, врач, химик, экономист и политич. деятель. Родился в Вестминстере, учился в Оксфорде, во время франц. революции посетил Францию (1792), где установил связь с якобинцами, за что был обвинен англ. реакционером Бёрком в нац. измене. В 1793 с семьей своего учителя и тестя Пристли К. переселился в США, где примыкал к демократич. партии Джефферсона, с к-рым находился в дружеств. отношениях. Был судьей, затем проф. химии и экономики, с 1821 – президент Колумбийского колледжа (Южная Каролина). Энциклопедически образованный ученый, активный борец против религ. мракобесия, К. постоянно подвергался нападкам и преследованиям со стороны клерикалов и реакционеров. В борьбе Севера и Юга по вопросу о рабовладении К. выступал, однако, в защиту рабовладения, изменив антирабовладельч. взглядам, к-рые он защищал до приезда в Америку. В своих филос. произведениях и анонимных антирелиг. памфлетах К. боролся за науч. материалистич. и атеистич. мировоззрение, разоблачал нелепость библейских мифов и отрицал божеств. происхождение "священного писания". В полемике с метафизикой Декарта, с идеализмом Мальбранша, Лейбница, кембриджских неоплатоников, шотландской школы он открыто защищал материализм, отрицал существование духовной субстанции, бессмертие души, свободу воли, врожденные идеи. Особенно большое место в работах К. занимала материалистич. разработка психофизич. проблемы, доказательство того, что материя мыслит. В этой области он продолжал линию франц. материалистов Ламетри и Кабаниса.

    Соч.: Tracts, ethical, theological and political, v. 1, L., 1789; A view of the methaphysical and physiological arguments in favor of materialism, Phil., 1823; The scripture doctrine of materialism, Phil., 1823; Lectures on the elements of political economy, Columbia, 1826.

    Лит.: История философии, т. 2, [M. ], 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Malone D., The public life of Th. С, New Haven – L., 1926; Anderson P. R. and Fisch M. H., Philosophy in America. From the Puritans to James, N. Y., 1939.

    Б. Быховский. Москва.

  15. Источник: Философская энциклопедия



  16. Толковый словарь Даля

  17. Источник: