(греч. metriopátheia, от métrios — умеренный и páthos — страсть)
термин древнегреческой этики, означающий требование умеренности в страстях. Противополагался апатии (См. Апатия) — отсутствию страстей. Особенное развитие М. получила в этике Демокрита и Эпикура, которые рекомендовали умеренность в чувственных наслаждениях в качестве необходимого условия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве основной нормы поведения, в том числе и в общественной жизни. М. — один из основополагающих принципов «Этики» Аристотеля, который определяет добродетель как середину между двумя крайностями: «слишком много» и «слишком мало», избытком и недостатком (например, храбрость — середина между трусостью и безрассудной смелостью, щедрость — середина между скупостью и расточительностью). Учение о М. лежало и в основе древнегреческой медицины. По Алкмеону, здоровье есть равновесие противоположностей, образующих человеческий организм, а болезнь состоит в нарушении этого равновесия.
Лит.: Лосев А. Ф., Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и лирика), «Уч. зап. Московского гос. педагогического института», 1954, т. 83, в. 4.
А. О. Маковельский.
МЕТРИОПАТИЯ (греч. metriopatheia - от metrios - умеренный и pathos - страсть), понятие древнегреческой этики, означающее умеренность в страстях, противополагалась апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (напр., щедрость - середина между скупостью и расточительностью).
(греч. -, от?? -умеряющий свои страсти: — умеренный,???? - страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич. апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»). Учение о М. разделялось также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32) М. и апатия выступают одновременно: первая — как принцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая — как принцип «теоретич.» («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естеств. человека», второй — «уподобление богу».
метриопа́тия
(греч. metriopátheia, от métrios — умеренный и páthos — страсть), понятие древнегреческой этики, означающее умеренность в страстях, противополагалась апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (например, щедрость — середина между скупостью и расточительностью).
* * *
МЕТРИОПАТИЯМЕТРИОПА́ТИЯ (греч. metriopatheia, от metrios — умеренный и pathos — страсть), понятие древнегреческой этики, означающее умеренность в страстях, противополагалась апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (напр., щедрость — середина между скупостью и расточительностью).
МЕТРИОПАТИЯ (μετριοπάθεια, от μετριοπαθής — умеряющий свои страсти: μέτριος - умеренный, πάθος - страсть, аффект), термин Перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом', стоическому идеалу полного искоренения аффектов и абсолютного бесстрастия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоическая апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопатию («умеренно-ст-растие»). Учение о метриопатии разделялось также представителями платоновской Академии (начиная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх из Херонеи) и некоторыми скептиками. У Порфирия (Sent., 32) метриопа-тия и апатия выступают одновременно: первая - как принцип «гражданских» («политических») добродетелей, вторая - как принцип «теоретических» («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естественного человека», второй - «уподобление богу».
Лит. Dillon J. M. Metriopatheia and Apatheia. Some reflections on a controversy in later Greek ethics, - Essays in Ancient Greek philosophy. Ed. by J. P. Anton, A. Preus. Vol. 2. Albany. N. Y., 1983, p. 508-517.
А. В. ЛЕБЕДЕВ