Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Bell) — механик, известный успешным применением пара к передвижению кораблей, родился в Терпичене, в Линлейтгошейре, в 1767 г. Получив обычное воспитание в приходской школе, он поступил учеником к своему дяде, строителю мельниц и, сделавшись корабельным мастером в Бонессе, отправился в Лондон, где поступил на службу к знаменитому инженеру Ренни. Вернувшись в Шотландию в 1790 г., он устроился плотником в Глазго и переехал потом в Эленбург, при устье Клейда, где преследовал свои планы по механике, изредка доставал работу и в качестве инженера; 6 января 1812 года он практически разрешил трудности, представлявшиеся всем производившим опыты до него, выстроив пароход (названный "Комета") приблизительно в 25 тонн. Пароход приводился в движение машиной в три лошадиные силы и двигался со скоростью 7 миль в час. Хотя первенство (приблизительно 4 лет) изобретения парохода приписывается Роберту Фультону, американскому инженеру, но несомненно, что Фультону весьма существенно помогали в построении парохода Б. и др. Жители Глазго собрали значительную сумму денег для Б.; он также получил от администраторов River Clide'a пенсион в 100 фунтов стерлингов в год. Ум. в Эленбурге 14 ноября 1830 г., ему поставлен памятник в Дунглассе, возле Боулинга, на берегах Клейда.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Бёлль (Böll) Генрих [р. 21.12.1917, Кельн], немецкий писатель (ФРГ). Сын резчика по дереву. Работал столяром, служил в книжном магазине. В 1939‒45 солдат гитлеровской армии; после возвращения из американского плена изучал филологию в Кельнском университете. Живёт в Кельне. Выступил в печати в 1947. Первые значительные произведения ‒ повесть «Поезд приходит вовремя» (1949), сборник рассказов «Странник, когда ты придёшь в Спа...» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951, рус. пер. 1962). В романах «И не сказал ни единого слова» (1953, рус. пер. 1958), «Дом без хозяина» (1954, рус. пер. 1959), «Бильярд в половине десятого» (1959, рус. пер. 1961), «Глазами клоуна» (1963, рус. пер. 1964; инсценировка в Театре им. Моссовета, 1968), в повестях «Хлеб ранних лет» (1955, рус. пер. 1958), «Самовольная отлучка» (1964, рус. пер. 1965), «Конец одной командировки» (1966, рус. пер. 1966) выражено отвращение к фашизму, немецкой военщине, буржуазному стяжательству, фальшивой мещанской морали, религиозному ханжеству. В своих книгах Б. поднимает острые нравственные проблемы, вырастающие из критического осмысления современного общества. В традициях мировой реалистической классики, особенно Ф. М. Достоевского, которому Б. посвятил сценарий телефильма «Достоевский и Петербург» (1967‒68), писатель мастерски передаёт внутреннюю жизнь своих героев, противоречивое движение их мыслей и чувств.

    В публицистике Б. утверждает необходимость общественной и нравственной активности искусства, гражданская ответственность художника, доказывая, что решающим критерием во всех видах литературного творчества должна быть «совесть писателя как общественного человека». Книги Б. переведены на русский, украинский, грузинский, латышский, эстонский языки. Он неоднократно бывал в СССР.

    Соч.: Erzähiungen. Hörspiele. Aufsätze, Köln ‒ В., 1961; Frankfurter Vorlesungen, Köln ‒ B., 1966; Aufsätze. Kritiken.Reden, B. ‒ K51n, 1967.

    Лит.: Рожновский С., Г. Белль, М., 1965; Мотылева Т., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Орлова P., Копелев Л., Писатель и совесть, «Новый мир», 1967, №12; Роднянская И., Мир Генриха Белля, «Вопросы литературы», 1966, № 10; Der Schriftsteller H. B511. Ein biographisch-bibliographischer Abrib, 4Aufl., Köln ‒ B., [1965]; In Sachen Böll, Köln ‒ B., 1968.

    И. Л. Захаров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Boll, Heinrich)

    (1917-1985), немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1972. Родился 21 декабря 1917 в Кельне. В 1939 был призван рядовым в пехоту, в 1945 попал в плен к американцам, вернулся в Кельн в 1946. Ранние рассказы Белля по характеру схожи с рассказами многих немецких авторов конца 1940-х годов; они представляют собой беглые, беспощадно реалистические портреты "маленьких людей", обитающих в руинах разбомбленных городов. Как и рассказы, первые его романы - Поезд пришел вовремя (Der Zug war pnktlich, 1949), Где ты был, Адам? (Wo warst du, Adam?, 1951), И не сказал ни единого слова (Und sagte kein einziges Wort, 1954) - звучат страстным обвинением ужасам и хаосу войны. Когда Белль отошел от темы войны и выживания, манера его письма изменилась. В книге Бильярд в половине десятого (Billiard um Halbzehn, 1959), который часто называют лучшим его романом, Белль использует сложные повествовательные приемы, сжимая в один-единственный день весь опыт трех поколений состоятельной немецкой семьи. В романе Глазами клоуна (Ansichten eines Clowns, 1963) вскрываются нравы католического истеблишмента. Групповой портрет с дамой (Gruppenbild mit Dame, 1971), самый объемный и наиболее новаторский роман Белля, облечен в форму подробного бюрократического отчета, где около шестидесяти человек характеризуют некую персону, создавая тем самым мозаичную панораму немецкой жизни после Первой мировой войны. Потерянная честь Катарины Блум (Die Verlorene Ehre der Katharina Blum, 1974) - ироническая зарисовка на тему бульварной прессы и клеветнических сплетен. В творческом наследии Белля - роман Под конвоем заботы (Frsorgliche Belagerung, 1979) о терроризме; Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части (Was soll aus dem Jungen bloss werden? oder: Irgend was mit Bchern, 1981) - воспоминания о ранней юности в Кельне. Умер Белль в Кельне 16 июля 1985.

    ЛИТЕРАТУРА

    Белль Г. Дом без хозяина. М., 1960 Белль Г. Бильярд в половине десятого. М., 1961 Белль Г. Город привычных лиц. М., 1964 Рожновский С.В. Генрих Белль. М., 1965 Белль Г. Семь коротких историй. М., 1968 Белль Г. Долина Грохочущих Копыт. М., 1971 Белль Г. Каждый день умирает частица свободы. Художественная публицистика. М., 1986 Белль Г. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1989-1996

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Бёлль Генрих

    (BÖll) (1917—1985), немецкий писатель. В романе «Где ты был, Адам?» (1951), «И не сказал ни единого слова» (1953), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963), «Групповой портрет с дамой» (1971), повесть «Хлеб ранних лет» (1955), рассказах, отмеченных ясной манерой письма, тонкими психологическим анализом и окрашенных католическим миросозерцанием, — нравственное противостояние злу, отвержение нацизма, милитаризма, социальной несправедливости. Политический роман «Потерянная честь Катарины Блюм...» (1974), «Женщины у берега Рейна» (1985). Нобелевская премия (1972).

    * * *

    БЕЛЛЬ Генрих

    БЕЛЛЬ (Boll) Генрих (1917—1985), немецкий писатель. В романах «Где ты был, Адам? (1951), «И не сказал ни единого слова» (1953), «Бильярд в половине десятого» (1959), «Глазами клоуна» (1963), повести «Хлеб ранних лет» (1955), рассказах острота этической проблематики (нравственное противостояние общественному злу), поддержанная католической ориентацией Белля, глубина психологического анализа, лиризм сочетаются с резкой, порой язвительной социальной критикой, в т. ч. антифашистской и антивоенной (роман об исторических судьбах послевоенной Германии «Групповой портрет с дамой», 1971, с элементами гротеска). Политические романы «Потерянная честь Катарины Блюм... (1974), «Женщины у берега Рейна» (1985). Нобелевская премия (1972).

    * * *

    БЕЛЛЬ (Boell) Генрих (21 декабря 1917, Кельн — 16 июля 1985, там же), немецкий писатель.

    Родился в семье краснодеревщика. По окончании классической гимназии (1936) работал учеником продавца в букинистическом магазине. В апреле 1939 записался в Кельнский университет, где собирался изучать литературу, но уже через несколько месяцев получил призывную повестку из вермахта.

    В 1939—45 пехотинцем воевал во Франции, участвовал в боях на Украине и Крыму. В начале 1945 дезертировал и попал в американский лагерь для военнопленных. После освобождения работал столяром, а затем продолжил образование в университете.

    Литературный дебют

    Литературный дебют Белля состоялся в 1947, когда в одном из кельнских журналов был опубликован его рассказ «Весть». Через два года отдельной книгой вышла повесть начинающего писателя «Поезд пришел вовремя» (1949), рассказывавшая о солдате, который, как и сам Белль, дезертировал из армии.

    В 1950 Белль стал членом «Группы 47»(см. ГРУППА 47). В 1952 в программной статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, Белль призвал к созданию «нового» немецкого языка — простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью. В соответствии с провозглашенными принципами ранние рассказы Белля отличаются стилистической простотой, они наполнены жизненной конкретностью. Сборники рассказов Белля «Не только к Рождеству» (1952), «Молчание доктора Мурке» (1958), «Город привычных лиц» (1959), «Когда началась война» (1961), «Когда кончилась война» (1962) нашли отклик не только и у широкой читающей публики, и критики.

    В 1951 писатель получил премию «Группы 47» за рассказ «Черная овца» о молодом человеке, не желающего жить по законам своей семьи (эта тема позже станет одной из ведущих в творчестве Белля).

    От рассказов с незамысловатыми сюжетами Белль постепенно перешел к более объемным вещам: в 1953 опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя — роман «Дом без хозяина». Они написаны о недавно пережитом, в них узнавались реалии первых очень трудных послевоенных лет, затрагивались проблемы социальных и моральных последствий войны.

    Первый большой успех

    Славу одного из ведущих прозаиков ФРГ принес Беллю роман «Бильярд в половине девятого» (1959). Формально его действие происходит в течение одного дня, 6 сентября 1958 года, когда герой по имени Генрих Фемель, известный архитектор, празднует свое восьмидесятилетие. На самом деле действие романа вмещает в себя не только события из жизни трех поколений семьи Фемель, но и полувековую историю Германии. «Бильярд в половине девятого» состоит из внутренних монологов одиннадцати героев, одни и те же события представлены читателю с разных точек зрения, так что складывается более или менее объективная картина исторического быта Германии первой половины 20 в. Своеобразным воплощением Германии становится грандиозное аббатство Св. Антония, в конкурсе проектов на постройку которого когда-то победил Генрих Фемель и которое было взорвано его сыном Робертом, ушедшим после гибели жены в антифашистское подполье. Послевоенная Германия, в которой живут герои романа, оказывается, по мнению Белля, не намного лучше довоенной: и здесь царят ложь, деньги, за которые можно откупиться от прошлого.

    «Глазами клоуна»

    Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение Белля — «Глазами клоуна» (1963).

    Небогатый событиями роман Белля — это, по сути, внутренний монолог главного героя, циркового артиста Ганса Шнира, сына промышленника-миллионера, который вспоминает о годах его детства, пришедшихся на войну, о послевоенной юности, размышляет об искусстве.

    После того, как героя покинула его возлюбленная Мари, которую Шнир считает «своей женой перед Богом», он начинает выпадать из ритма жизни, у него обостряются его «две врожденные болезни — меланхолия и мигрень». Лекарством против жизненной неудачи для Ганса становится алкоголь. В результате Шнир не может выходить на арену цирку, он вынужден на время прервать свои выступления. Возвратившись в свою квартиру в Бонне, он обзванивает знакомых, чтобы разыскать Мари, ставшую женой католического деятеля Цюпфнера, но безуспешно.

    Из воспоминаний героя читатель понимает, что тот выпал из жизни задолго до того, как потерял любимую — еще в отрочестве, когда отказывался вместе со своими одноклассниками участвовать в учениях гитлерюгенда, с согласия его родителей проводившихся в родовом поместье Шниров, и, позже, в двадцать лет, когда отверг предложение отца продолжить его дело, выбрав путь свободного художника.

    Ни в чем герой не находит опоры: ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии. «Католик по интуиции», он видит, как церковники на каждом шагу нарушают букву и дух христианских заповедей, а тот, кто искренне следует им в условиях современного общества, может превратиться в изгоя.

    На гребне известности

    Вершиной международного признания стало избрание Белля в 1971 президентом Международного пен-клуба, а в 1972 он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии 20 века. В центре романа описываемая глазами многих людей жизнь Лени Груйтен—Пфайфер, личная судьба которой оказалась тесно переплетенной с историей ее родины.

    В начале 1970-х. гг., после серии террористических актов, проведенных западногерманскими ультралевыми молодежными группировками, Белль выступил в их защиту, оправдывая ужасающие поступки неразумной внутренней политикой западногерманских властей, невозможностью свободы личности в современном немецком обществе. Повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974) была написана Беллем под впечатлениями от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов.

    Центральная проблема «Потерянной чести Катарины Блюм», как и проблема всех поздних произведений Белля — вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Белля — «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981).

    Белль был первым и, пожалуй, самым популярным в СССР западногерманским писателем молодого послевоенного поколения, книги которого стали доступными благодаря «оттепели» конца 1950-х — 1960-х гг. С 1952 по 1973 на русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Белль был частым гостем в СССР.

    В 1974 вопреки протесту советских властей предоставил А. И. Солженицыну(см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич), высланному советскими властями из СССР, временное пристанище в своем доме в Кельне (в предшествующий период Белль нелегально вывозил рукописи писателя-диссидента на Запад, где они были опубликованы). В результате произведения Белля были запрещены к публикации в Советском Союзе. Запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки.(см. ПЕРЕСТРОЙКА)

    В 1987 в Кельне был создан Фонд имени Генриха Белля — неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зеленых» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.

  7. Источник: Энциклопедический словарь