Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Миннезингеры.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от нем. Meistersinger, буквально — мастер-певец)

    представители средневековой песенной поэзии, т. н. мейстерзанга, развившейся со 2-й половины 13 в. из поздних форм миннезанга (см. Миннезингеры). Мейстерзанг связан с подъёмом городов и ростом бюргерства. Первую певческую школу основал Генрих Фрауэнлоб из Мейсена (около 1250—1318). Поэзия М. получила распространение в Южной Германии; особенно известна Нюрнбергская певческая корпорация, из которой вышли Ганс Фольц и Ганс Сакс. Позднее мейстерзанг распространился на Австрию и Богемию. Творчество М. было регламентировано обширными сводами правил (т. н. табулатуры), которым неуклонно должен был следовать М. В определённые дни в церкви или ратуше М. устраивали торжественные поэтические состязания. С конца 16 в. начинается упадок творчества М., вызванный общим упадком цехового ремесла. Репертуар М. почти не выходил за пределы библейских и религиозно-дидактических мотивов, лишь в 16 в. появились светские и даже любовные песни. М. нередко выступали авторами фастнахтшпилей (См. Фастнахтшпиль). Певческие школы М. существовали до середины 19 в. В опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868) Р. Вагнер прославил их искусство и в то же время осмеял мещанский педантизм, характерный для поэзии большинства М.

    Лит.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б. И. Пурищев и Р. О. Шор, М., 1953; Sauer К., Die Meistersinger, Lpz., 1935; Schnell F., Zur Geschichte der Augsburger Meistersingerschule, Augsburg, 1956; Nagel B., Meistersang, Stuttg., 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ушакова

    МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ [тэ], мейстерзингеров, ед. мейстерзингер, мейстерзингера, муж. (нем. Meistersinger, букв. мастера-певцы) (ист.). Певцы-поэты, члены цеховых певческих организаций, возникших в городах Германии в эпоху позднего средневековья.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Большой энциклопедический словарь

    МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (нем. Meistersinger - букв. - мастер-певец), немецкие средневековые поэты-певцы из ремесленно-цеховой среды (Г. Сакс, Г. Фольц, Г. Фогель и др.), пришедшие на смену миннезингерам. Усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен на религиозно-дидактические (14-15 вв.), позднее и светские (16 в., Реформация) темы.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (немецкое Meistersinger, буквально - мастер-певец), немецкие поэты-певцы 14 - 16 вв. из цеховых ремесленников (Г. Фольц, Г. Сакс и другие). Религиозно-дидактические, с 16 в. светские стихи и соответствующие напевы регламентировались сводом правил; народные фарсы, куплеты, анекдоты, проникнутые бюргерским морализаторством. Искусство мейстерзингеров, так называемый мейстерзанг, развилось из творчества миннезингеров. Школа-гильдия мейстерзингеров в Нюрнберге и образ ее главы - Сакса получили отражение в опере Р. Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867).

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн. ист. лит.

    minnesängers m pl; maîtres m pl chanteurs

  11. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  12. Литературная энциклопедия

    мейстерзи́нгеры

    (нем. Meistersinger – мастер пения), поэты-бюргеры в Германии 13–14 вв., адаптировавшие формы миннезингеров к городской тематике и сообщившие индивидуальному поэтическому творчеству «цеховой» характер. Популярные жанры: шванк (нем. Schwank – короткий сатирический рассказ в стихах) и фастнахтшпиль (нем. Fastnachtspiel – игра на масленицу). Наиболее известны Ганс Фольц, Ганс Сакс.

  13. Источник: Литературная энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    мейстерзи́нгеры

    (нем. Meistersinger, буквально — мастер-певец), немецкие средневековые поэты-певцы первоначально из церковных певческих «братств», позднее — из ремесленно-цеховой среды [Г. Сакс, X. Фольц (Н. Folz), Г. Фогель (Н. Vogel) и др.], пришедшие на смену миннезингерам. Усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен на религиозно-дидактические (XIV—XV вв.), позднее и светские (XVI в., Реформация) темы.

    * * *

    МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ

    МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersinger), «мастера пения», представители немецкой бюргерской поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезангу во второй половине 13 века. Лирике мейстерзингеров свойственна морализация, дидактический пафос.

    Истоки мейстерзанга

    Основателем мейстерзанга принято считать Генриха из Мейссена по прозвищу Фрауенлоб (примерно 1250—1318) — автора песен-плачей о смерти Венцеля II и императора Рудольфа(см. РУДОЛЬФ I Габсбург), морально-дидактических стихотворений, продолжавших традицию шпрухов(см. ШПРУХ); особенно популярен был его лейх во славу девы Марии, который и дал ему такое прозвище. Фрауенлоба окружали почитатели и ученики, обучавшиеся у него искусству стихотворства и пения. Благодаря Фрауенлобу в Майнце возникла первая «певческая школа», проложившая путь другим подобным школам, которые сыграли важную роль в развитии мейстерзанга. Со временем певческие школы переросли в корпорации, состоявшие из ремесленников, любителей церковного и светского пения.

    Практика певческих школ

    У певческих школ был свой распорядок и правила, впоследствии зафиксированные в так называемых табулатурах. Эти своды правил регламентировали взаимоотношения между членами братства, руководили поэтом в его творческой практике, регулировали манеру исполнения песен. Называться мастером пения мог лишь тот, кто постиг искусство мейстерзанга, начиная с усвоения «правил» и заканчивая сочинением «пробной песни», по которой оценивалась творческая зрелость поэта. По праздникам мейстерзингеры устраивали торжественные поэтические состязания, победителю вручался венок с изображением царя Давида(см. ДАВИД (Иудея)) — покровителя певцов. Особое место занимало так называемое «застольное пение» — за кружкой пива или вина члены братства распевали увеселительные песни.

    Особенности песен мейстерзингеров

    Первые мейстерзингеры писали исключительно на религиозно-дидактических темы, однако репертуар последующих поэтов-мейстерзингеров был более широк. Они обращались к истории, литературе, текущим событиям, миру природы, этическим вопросам, восхвалению искусства мейстерзанга, шванковым(см. ШВАНК) сюжетам. Мейстерзингерская песня обычно состояла из ряда строф, часто применялась традиционное трехчастное построение строфы. Первоначально для песен выбирались уже известные мелодии, и только с 16 века мейстерзингеры начали сочинять собственные мелодии. Появилось множество разнообразных мелодий, имевших самые причудливые наименования. Однако нельзя говорить о большой творческой свободе мейстерзингеров, их деятельность была подчинена строгой регламентации, певческие братства походили на ремесленные цехи, и мастер пения должен был следовать табулатурам. На певческом состязании победу одерживал именно тот, кто менее других погрешал против принятых правил, за соблюдением которых бдительно следили специальные наблюдатели.

    Эволюция мейстерзанга

    Среди мейстерзингеров были не только ремесленники, но и подлинные мастера, среди которых выделяется Зухензин, творивший во второй половине 14 века, искусный версификатор Мускатблют (первая половина 15 века), поэт и драматург Ганс Фольц (вторая половина 15 века) и Ганс Сакс(см. САКС Ганс) (середина 16 в.). Со второй половины 17 в. в связи с кризисом цехового ремесла начался упадок мейстерзанга. Несмотря на это мейстерзингеры еще довольно долго продолжали свою деятельность. Последняя певческая школа перестает существовать только в 1875 году в городе Меммингене.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: