Словарь Брокгауза и Ефрона

    русский композитор (род. в 1871 г.), ученик Н. Кленовского и Римского-Корсакова. Главные его произведения: квартет на слова Пушкина "Птичка Божия", менуэт "Berceuse", концертная увертюра для оркестра, квартет на слова Лермонтова "Ветка Палестины", баллада на слова М. Горького "Рыбак и фея", элегия на слова Некрасова "Несжатая полоса", сюита "Крымские эскизы" для орк., "Три пальмы", симфонич. картина для орк. по Лермонтову, романсы.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Спендиаров (настоящая фамилия ‒ Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, ‒ 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист Армянской ССР (1926). Классик армянской музыки. Окончил юридический факультет Московского университета (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кленовского в Москве (1892‒94) и Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896‒1900). Долгое время жил в Крыму. Творчество С. развивалось под влиянием передовой русской и армянской культуры (общался с А. К. Глазуновым, М. Горьким, поэтом О. Туманяном и др.). Как композитор С. утверждал реалистическое искусство, тяготел к программной музыке, создал в своих произведениях опоэтизированные образы природы, жанровые картины народный жизни. За симфоническую картину «Три пальмы» (1905), легенду «Бэда-проповедник» (1907) и мелодекламацию «Мы отдохнём» (на текст А. П. Чехова, 1910) получил Глинкинские премии (1908, 1910, 1912). В ряде его сочинений звучит протест против социальной несправедливости и призыв к свободе: элегия «Несжатая полоса» для хора с оркестром (слова Н. А. Некрасова, 1902), героическая песня «Туда, туда, на поле чести» (по роману «Раны Армении» Абовяна, слова И. Иоаннисяна, 1914), ария с оркестром «К Армении» (1915).

    После Октябрьской революции 1917 С. активно включился в строительство сов. культуры. Руководил самодеятельными хорами, оркестрами, обрабатывал народный, в том числе революционные, песни. С 1924 жил в Ереване, участвовал в работе института науки и искусства, консерватории, в организации музыкального издательства и симфонического оркестра. В расцвете творческих сил С. написал «Эриванские этюды» для оркестра (1925), до конца жизни работал над героико-патриотической оперой «Алмаст» по поэме «Взятие Тмкаберта» Туманяна (1930, Москва). Среди сочинений С. ‒ «Концертная увертюра» (1900), 2 сюиты «Крымские этюды» (1903, 1912), кантата «Памяти В. В. Стасова» (1907), романсы, мелодекламации, вокальные ансамбли, хоры, камерно-инструментальные произведения. Имя С. присвоено Армянскому театру оперы и балета.

    Соч.: Полн. собр. соч., сост. и ред. Г. Е. Будагян, т. 1‒10, Ер., 1943‒71; Автобиография, «Советская музыка», 1938, № 4.

    Лит.: Шавердян А., А. А. Спендиаров, М. ‒ Л., 1939; Спендиарова М., Спенднаров, М., 1964; Тнгранов Г., А. А. Спендиаров, 2 изд., М., 1971; Александр Спендиаров. Статьи и исследования, сост. Г. Геодакян, Ер., 1973.

    Г. Г. Тигранов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СПЕНДИАРОВ Александр Афанасьевич (1871-1928) - композитор и дирижер, народный артист Армении (1926). Создатель классических армянских симфоний и оперных произведений. Опера "Алмаст" (1928), симфоническая картина "Три пальмы" (1905) и др.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Спендиа́ров Александр Афанасьевич

    (1871—1928), композитор, дирижёр, педагог, народный артист Армянской ССР (1926). Ученик Н. А. Римского-Корсакова. Создатель классических армянских симфонических и оперных произведений. Опера «Алмаст» (1928), симфоническая картина «Три пальмы» (1905) и др.

    * * *

    СПЕНДИАРОВ Александр Афанасьевич

    СПЕНДИА́РОВ Александр Афанасьевич (1871—1928), композитор и дирижер, народный артист Армении (1926). Создатель классических армянских симфоний и оперных произведений. Опера «Алмаст» (1928), симфоническая картина «Три пальмы» (1905) и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    ( 1 XI 1871, Каховка - 7 V 1928, Ереван)

    А. А. Спендиаров был мне всегда близок и дорог как высоко талантливый самобытный композитор и как музыкант с безупречной, широко разносторонней техникой.

    ...В музыке А. А. чувствуется свежесть вдохновения, благоухание колорита, искренность и изящество мысли и совершенство отделки.

    А. Глазунов

    А. Спендиаров вошел в историю как классик армянской музыки, заложивший основы национального симфонизма и создавший одну из лучших национальных опер. Он сыграл также выдающуюся роль в становлении армянской композиторской школы. Органически претворив традиции русского эпического симфонизма (А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов) на национальной почве, он расширил идейно-образный, тематический, жанровый диапазон армянской музыки, обогатил ее выразительные средства.

    "Из музыкальных влияний в период моего младенчества и отрочества", - вспоминает Спендиаров, - "самым сильным была игра на фортепиано моей матери, которую я очень любил слушать и которая несомненно пробудила во мне раннюю любовь к музыке". Несмотря на рано проявившиеся творческие способности, заниматься музыкой он начал сравнительно поздно - в девятилетнем возрасте. Обучение игре на фортепиано вскоре сменилось занятиями на скрипке. К годам учения в симферопольской гимназии относятся первые творческие опыты Спендиарова: он пробует сочинять танцы, марши, романсы.

    В 1880 г. Спендиаров поступает в Московский университет, учится на юридическом факультете и параллельно продолжает заниматься на скрипке, играет в студенческом оркестре. У дирижера этого оркестра Н. Кленовского Спендиаров берет уроки теории, композиции, а после окончания университета (1896) едет в Петербург и в течение четырех лет осваивает курс композиции у Н. Римского-Корсакова.

    Уже в период учебы Спендиаров пишет ряд вокальных и инструментальных пьес, сразу же получивших широкую популярность. Среди них романсы "Восточная мелодия (К розе)" и "Восточная колыбельная песнь, Концертная увертюра" (1900). В эти годы Спендиаров знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым, Н. Тиграняном. Знакомство перерастает в большую дружбу, сохранившуюся до конца жизни. С 1900 г. Спендиаров в основном живет в Крыму (Ялта, Феодосия, Судак). Здесь он общается с выдающимися представителями русской художественной культуры: М. Горьким, А. Чеховым, Л. Толстым, И. Буниным, Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым. Гостями Спендиарова бывали А. Глазунов, Ф. Блюменфельд, оперные певицы Е. Збруева и Е. Мравина.

    В 1902 г., находясь в Ялте, Горький познакомил Спендиарова со своей поэмой "Рыбак и фея" и предложил ее в качестве сюжета. Вскоре на ее основе было сочинено одно из лучших вокальных произведений композитора - баллада для баса с оркестром, исполненная Шаляпиным летом того же года на одном из музыкальных вечеров. К творчеству Горького Спендиаров обратился еще раз в 1910 г., он сочинил мелодекламацию "Эдельвейс" на текст из пьесы "Дачники", выразив тем самым свои передовые политические взгляды. В этом плане характерно и то, что в 1905 г. Спендиаров выступил в печати с открытым письмом в знак протеста по поводу увольнения Н. Римского-Корсакова из состава профессоров Петербургской консерватории. Памяти дорогого учителя посвящена "Траурная прелюдия" (1908).

    По инициативе Ц. Кюи летом 1903г. в Ялте состоялся дирижерский дебют Спендиарова, с успехом исполнившего первую серию "Крымских эскизов". Будучи прекрасным интерпретатором собственных сочинений, он впоследствии неоднократно выступает как дирижер в городах России и Закавказья, в Москве и Петербурге.

    Интерес к музыке народов, населявших Крым, особенно армян и крымских татар, получил у Спендиарова воплощение в целом ряде вокальных и симфонических произведений. Подлинные мелодии крымских татар использованы в одном из лучших и репертуарных сочинений композитора в двух сериях "Крымских эскизов" для оркестра (1903, 1912). По мотивам романа X. Абовяна "Раны Армении" в начале первой мировой войны была сочинена героическая песнь "Туда, туда, на поле чести". Обложку для издаваемого сочинения оформил М. Сарьян, что послужило поводом для личного знакомства двух славных представителей армянской культуры. Средства с этого издания они передали комитету помощи жертвам войны в Турции. Мотив трагедии армянского народа (геноцида) Спендиаров воплотил в героико-патриотической арии для баритона с оркестром "К Армении" на стихи И. Ионисяна. Эти произведения имели этапное значение в творчестве Спендиарова и подготовили почву для создания героико-патриотической оперы "Алмаст" на сюжет поэмы О. Туманяна "Взятие Тмкаберта", повествующей об освободительной борьбе армянского народа в XVIII в. против персидских завоевателей. В поиске либретто Спендиарову помог М. Сарьян, познакомивший композитора в Тбилиси с поэтом О. Туманяном. Совместно был составлен сценарий, а либретто написала поэтесса С. Парнок.

    Прежде чем приступить к сочинению оперы, Спендиаров принялся накапливать материал: собирал армянские и персидские народные и ашугские напевы, знакомился с обработками различных образцов восточной музыки. Непосредственная работа над оперой началась позднее и была закончена уже после переезда Спендиарова в 1924 г. в Ереван по приглашению правительства Советской Армении.

    Последний период творческой деятельности Спендиарова связан с активным участием в строительстве молодой советской музыкальной культуры. В Крыму (в Судаке) он работает в отделе народного образования и преподает в музыкальной студии, руководит самодеятельными хорами и оркестрами, обрабатывает русские и украинские народные песни. Возобновляется его деятельность в качестве дирижера авторских концертов, организуемых в городах Крыма, в Москве и Ленинграде. В концерте, состоявшемся в Большом зале Ленинградской филармонии 5 декабря 1923 г. наряду с симфонической картиной "Три пальмы", второй серией "Крымских эскизов" и "Колыбельной" была в первый раз исполнена первая сюита из оперы "Алмаст", вызвавшая благожелательные отклики критики.

    Переезд в Армению (Ереван) оказал значительное влияние на дальнейшее направление творческой деятельности Спендиарова. Он преподает в консерватории, участвует в организации первого в Армении симфонического оркестра, продолжает выступать в качестве дирижера. С прежним энтузиазмом композитор записывает и изучает армянскую народную музыку, выступает в печати.

    Спендиаров воспитал немало учеников, ставших впоследствии известными советскими композиторами. Это Н. Чемберджи, Л. Ходжа-Эйнатов, С. Баласанян и др. Он одним из первых оценил и поддержал талант А. Хачатуряна. Плодотворная педагогическая и музыкально-общественная деятельность Спендиарова не помешала дальнейшему расцвету его композиторского творчества. Именно в последние годы он создал ряд своих лучших произведений, среди которых замечательный образец национального симфонизма "Эриванские этюды" (1925) и опера "Алмаст" (1928). Спендиаров был полон творческих планов: зрел замысел симфонии "Севан", симфонии-кантаты "Армения", в которой композитор хотел отразить историческую судьбу родного народа. Но планам этим не суждено было сбыться. В апреле 1928 г. Спендиаров сильно простудился, заболел воспалением легких, и 7 мая его не стало. Прах композитора захоронен в саду перед Ереванским оперным театром его имени.

    Творчеству Спендиарова присуща тяга к воплощению национально характерных жанровых картин природы, народного быта. Его музыка пленяет настроением мягкого светлого лиризма. Вместе с тем мотивы социального протеста, непреклонной веры в грядущее освобождение и счастье своего многострадального народа пронизывают целый ряд замечательных творений композитора. Своим творчеством Спендиаров поднял армянскую музыку на более высокую ступень профессионализма, углубил армяно-русские музыкальные связи, обогатил национальную музыкальную культуру художественным опытом русской классики.

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СПЕНДИАРОВ Александр Афанасьевич
    СПЕНДИАРОВ Александр Афанасьевич (1871-1928) - композитор и дирижер, народный артист Армении (1926). Создатель классических армянских симфоний и оперных произведений. Опера "Алмаст" (1928), симфоническая картина "Три пальмы" (1905) и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: