Словарь Брокгауза и Ефрона

    талантливый живописец. Род. в 1856 г.; получив воспитание в Вятском духовном училище, переехал, вместе со своим старшим братом, В. М. Васнецовым (см.) в СПб. и стал под его руководством упражняться в живописи, но вскоре вынужден был возвратиться в Вятку и поступить там на должность городского учителя. В 1878 г. он явился в Москву и с этого времени окончательно посвятил себя живописи. После того он жил в СПб., много работая для иллюстрированных журналов и книг, в Киеве и снова в Москве, сделал несколько поездок по России и совершенствовался, в Париже, откуда путешествовал в Италию и Германию. К числу наиболее удачных его картин, замечательных тонкою и сильною передачею общего впечатления природы, принадлежат: "Серенький день", "Родина", "Тайга на Урале", "Кама" (все четыре в Третьяковск. гал.; в Москве), "На Севере" и "Старая Москва" (обе Русском музее имп. Александра III, в СПб.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Васнецов Аполлинарий Михайлович [25.7(6.8).1856, с. Рябово, ныне Кировской области, ‒ 23.1.1933, Москва], русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов «Союза русских художников» (1903). С 1900 ‒ академик петербургской АХ. Автор эпических пейзажных полотен («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895, ‒ все в Третьяковской галерее). С 1890-х гг. обратился к историческому пейзажу и создал большое число архитектурных пейзажей древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, Русский музей; «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925, Музей истории и реконструкции Москвы). Выполнил эскизы к театральным постановкам («Хованщина» Мусоргского, 1897, в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; «Сказание о невидимом граде Китеже...» Римского-Корсакова, 1907, в Мариинском театре). В 1901‒18 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника.

    Соч.: Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908; Облик старой Москвы, в кн.: Грабарь И.[и др.]. История русского искусства, т. 2, М., [1910‒11], гл. XIV, c.225‒50.

    Лит.: Беспалова Л., А. М. Васнецов. 1856‒1933, М., 1956; А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Васнецо́в Аполлинарий Михайлович

    (1856—1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др.

    * * *

    ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович

    ВАСНЕЦО́В Аполлинарий Михайлович [25 июля (6 августа) 1856, село Рябово, ныне в Кировской области — 23 января 1933, Москва], российский художник, мастер пейзажа, органично соединивший живописное мастерство с талантом археолога.

    Пейзажи Севера

    Родился в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В. М. Васнецова(см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович). В 1870-е гг., увлекшись идеями народничества, оставил искусство и стал сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи и графике. В 1880—1890 жил в Петербурге, зарабатывая на жизнь рисунками, которые публиковались в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—1918), руководя там классом пейзажной живописи после смерти И. И. Левитана(см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич).

    Сформировался как мастер сравнительно поздно. Первоначально главное место в его творчестве занимали мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и холодных, полноводных рек («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895; «Северный край. Сибирская река», 1899, и др.). Эти картины развивают традиции романтического пейзажа и близки по своему типу популярному в те годы «пейзажу настроения» (где сам зритель как бы становится главным героем безлюдных или почти безлюдных просторов). В то же время эпический строй данных произведений сближает их с тем «северным модерном», мастера которого (в России, Скандинавии, США и Канаде) воспевали — в духе символизма — первозданную северную природу, незримо овеянную духом древних преданий.

    Художник-археолог

    Природные пейзажи Васнецова имели успех, однако особый авторитет он завоевал своими историко-архитектурными картинами («Улица в Китай-городе. Начало 17 века»; «Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» — обе 1900; «Гонцы. Ранним утром в Кремле», 1913; и др.), проникновенно воссоздающими облик средневековой Москвы, чаще всего Москвы 17 в. Этому столетию мастер придавал особое значение, считая тогдашнюю архитектуру высшим образцом «русского стиля». Страстно полюбив древнюю столицу, Васнецов исходил ее вдоль и поперек, внимательно следил за археологическими раскопками и сам принимал в них участие, подготовив целый ряд научных докладов и публикаций. В живописи же и графике своей он одушевлял научные данные поэтической фантазией, передающей не просто какие-то пестрые кусочки старинного быта, а его целостную среду. Поэтому его образы (репродукции с которых часто используются в качестве исторических иллюстраций) одновременно и весьма достоверны и полны ретроспективной национальной романтики.

    К этим ретроспекциям по духу своему близки и театральные работы художника. Наиболее значительны из них эскизы оформления спектаклей «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1885) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1897) в Частной русской опере С. И. Мамонтова(см. МАМОНТОВ Савва Иванович). Васнецов состоял членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов, часть из которых опубликовал. Среди его исследований и очерков особо выделяется статья «Облик старой Москвы», написанная в качестве отдельной главы 2-го тома «Истории русского искусства» (1910), выходившей под редакцией И. Э. Грабаря(см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович).

    В своей теоретической книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (1908) стремился восстановить классические представления об искусстве, полагая, что вне канонических идеалов (или, по его выражению, «вне тезисов искусства») «начинается область заблуждений». С этих традиционалистских позиций критиковал «декадентщину»; размежевание модерна и авангарда проявилось тут так же отчетливо, как, чуть позже, и в «неоклассической» арт-критике А. Н. Бенуа(см. БЕНУА Александр Николаевич).

    После революции продолжал свой цикл исторических пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне — Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также натурные этюды Москвы и Подмосковья. Активно пытался противостоять вздымавшейся волне официального вандализма и сделать все возможное для предотвращения сноса архитектурных памятников. В Москве существует музей-квартира А. М. Васнецова, а в Кирове — дом-музей братьев Васнецовых.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    ВАСНЕЦ́́ОВ Аполлинарий Михайлович (1856—1933), рус. художник. Брат В.М.Васнецова. Член Т-ва передвижников. Илл. В. к «Песне про... купца Калашникова» — «Москва при Иоанне Грозном» — помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко-архит. фон древней Москвы дан с документальной точностью и вместе с тем весьма лирично (вид на Кремль из Замоскворечья, узкие улочки древнего города с церквами и деревянными домиками и пр.). Для того же издания (т. 1) В. создал ряд илл. к лирике Л. Тяготевший к пейзажу, художник избрал для иллюстрирования преим. стихи, в к-рых так или иначе затрагивались темы, связанные с природой. Наиболее выразительна илл. к стих. «Горные вершины» — человек в горном ущелье среди величеств. ночного пейзажа. Илл. к стих. «Когда волнуется желтеющая нива» — поле, волнующееся под ветром, темный лес на горизонте — сюжетно соответствует началу стих. и отличается большой реалистичностью (тушь, перо, итал. карандаш; ГРМ местонахожд. остальных оригиналов неизв.). К стих. «Как часто...» В. выполнил полустраничную заставку с изображением усадьбы в Тарханах: пруд, дом, домовая церковь, на первом плане — силуэт стоящего в задумчивости человека. Художнику удалось передать лирич. атмосферу грустных размышлений поэта. Концовка к стих. «Свиданье» воссоздает картину ночного Тифлиса. Явно не удались две пышные тяжеловесные виньетки В. к стих. «А. О. Смирновой» и «К портрету». Не выражают глубокой филос. мысли поэта и полустраничные заставки к стих. «Дубовый листок» и «Тучи». Недостатки отд. илл. В. к произв. Л. были отмечены совр. критикой.Лит.: Васильев С., Наши иллюстраторы, «РО», 1892, июнь, с. 625—31; Лазаревский И., А. М. Васнецов, «Новый журнал для всех», 1911, № 37, стлб. 94—95; Беспалова Л. А., А. М. Васнецов, М., 1956, с. 71; Сидоров, с. 373—374.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник: