Большая Советская энциклопедия

    (итал. pastíccio, буквально — паштет; переносное значение — смесь, мешанина)

    опера, музыка которой заимствована из различных популярных опер (арии, дуэты и др. номера, но с новым текстом) или специально написана несколькими композиторами (обычно каждый пишет один акт). Этот тип оперы был популярен в 18 в. в Италии. Термин «П.» применяется и к др. музыкальным произведениям (особенно вариациям), создаваемым несколькими авторами.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio - букв. - паштет; перен. - смесь), опера, музыка которой заимствована из созданных ранее опер или специально написана несколькими композиторами.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ПАСТИЧЧО (итальянское pasticcio, буквально - паштет; В переносном смысле - смесь), опера, музыка которой составлена из отрывков созданных ранее разных опер или специально написана несколькими композиторами.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ПАСТИ́ЧЧО неизм.; ср. [итал. pasticcio - паштет].

    1. Иск. Произведение искусства, намеренно повторяющее стиль, манеру какого-л. другого автора.

    2. Муз. Опера, музыка которой составлена из отрывков других опер.

    * * *

    пасти́ччо

    (итал. pasticcio, буквально — паштет; в переносном смысле — смесь), опера, музыка которой заимствована из созданных ранее опер или специально написана несколькими композиторами.

    * * *

    ПАСТИЧЧО

    ПАСТИ́ЧЧО (итал. pasticcio, букв. — паштет; перен. — смесь), опера, музыка которой заимствована из созданных ранее опер или специально написана несколькими композиторами.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    (итал. pasticcio, букв.- паштет; в переносном смысле - смесь, мешанина) - опера, состоящая из арий, дуэтов и др. частей, заимствованных из разл. опер нескольких или (реже) одного композитора. Создатели П. стремились в угоду слушателю объединить в одном произв. целый ряд наиболее популярных оперных номеров. Для подобных П. создавались новые либретто; т. о., каждый из номеров звучал с новым текстом. Пример П. с музыкой разл. композиторов - опера "Томирис, королева Скифии", составленная Дж. Пепушем из опер А. Скарлатти, Дж. Бонончини, А. Стеффани, Ф. Гаспарини и Т. Альбинони (речитативы самого Пепуша, либретто П. А. Мотто, Лондон, 1707). Пример П. из опер одного композитора - опера "Айвенго", составленная А. Паччини из опер Дж. Россини "Семирамида", "Моисей", "Танкред" и "Сорока-воровка" (Париж, 1826). Нередко П. называют и сочинения, прежде всего оперные, над созданием к-рых с самого начала работало несколько композиторов (обычно каждый из них писал по одному акту). В их числе - опера "Муций Сцевола" Ф. Маттеи, Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделя (Лондон, 1721), опера "Маркиза де Бреивилье", музыку к-рой написали Ф. Обер, Д. А. Баттон, А. Бертон, Ф. Бланжини, A. Буальдьё, М. Карафа, Л. Керубини, Ф. Герольд и Ф. Паэр (Париж, 1831). Порой подобным образом создавались и произв. др. жанров. Напр., музыка духовной оратории "Долг первой заповеди" ("Die Schuldigkeit des ersten Gebots", Зальцбург, 1766/67) была написана А. К. Адльгассером, M. Гайдном и В. А. Моцартом. В 19-20 вв. встречаются и случаи коллективного создания балетов ("Новобрачные Эйфелевой башни"-"Les mariйs de la Tour Eiffel" с музыкой "Шестёрки", Париж, 1921), инстр. произведений (шуточная соната для скрипки и фп., написанная для Й. Иоахима Р. Шуманом, И. Брамсом и А. Дитрихом, 1853). Особые примыкающие к П. произв. составляют циклы вариаций ряда композиторов, каждому из к-рых принадлежит по одной вариации, напр. изданные в 1824 вариации для фп. на вальс Диабелли, в создании к-рых приняли участие Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Н. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, Й. Черни, Я. В. Воржишек, В. Томашек и др. композиторы (Бетховен написал на ту же тему целый цикл вариаций), или "Парафразы на неизменную тему" ("тати-тати") для фп. в 3 руки Бородина, Римского-Корсакова и Кюи (1878), струн. квартет В-La-F Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова и Лядова, вариации на рус. нар. тему для струнного квартета Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Блуменфельда и др. (1899), сб. пьес для струн. квартета членов Беляевского кружка - "Пятницы" (1899).

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: