Большая Советская энциклопедия

    Мандевиль (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт, Голландия, ‒ 21.1.1733, Лондон), английский писатель. По происхождению француз. В Лейдене получил медицинское образование. В 1705 опубликовал сатиру «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными», переиздана в 1714 и 1723 под названием «Басня о пчёлах, или Частные пороки ‒ общая выгода» (русский перевод 1924). Жизнь пчелиного улья ‒ аллегория буржуазного общества с его конкуренцией, коррупцией, социальным угнетением; М. «... доказывает, что в современном обществе пороки необходимы и полезны. Это отнюдь не было апологией современного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 146). В английской общественной мысли М. наметил линию трезвой, иронической критики буржуазного строя.

    Соч.: Mandeville▓s travels, L., 1968; The fable of the bees, L., 1970; в русском переводе, в книге: Деборин А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924.

    Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. ‒ Л., 1945, с. 296‒301; Кауе F. В., The influence of Bernard Mandeville, в книге: Studies in the literature of the Augustan age, N. Y., 1966.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Mandeville, Bernard)

    (1670-1733), английский сатирик. Родился в 1670 в Дордрехте (Нидерланды). В 1691 получил ученую степень доктора медицины в Лейденском университете. Большую часть жизни провел в Англии, где имел медицинскую практику. В 1705 опубликовал стихотворную сатиру Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными (The Grumbling Hive, or Knaves Turn'd Honest), переизданную в 1714 в дополненном виде под названием Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода (The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits). В сатире описывался улей, где пчелы устранили зло, после чего обнаружилось, что с пороками исчезло и само общество. Пока пчелы грешили, улей процветал; обратившись к добродетели, улей обнищал. Автор прибегает к традиционной шкале ценностей: своекорыстие дурно, самопожертвование добродетельно. Таким образом, гордыня, эгоизм и стяжательство суть пороки, однако, свидетельствует Мандевиль, именно на них зиждется экономическое благосостояние общества. Должное равновесие между потребностями и запросами общества, а в конечном счете и его благосостояние поддерживаются тем лучше, чем менее в него вмешиваются власти и благотворительные организации. Мандевиль предвосхитил позднейшую экономическую теорию "laissez-faire", т.е. принцип неограниченной свободы предпринимательства. Поначалу сочинение Мандевиля почти не было замечено современниками и получило известность лишь после решения суда присяжных в Мидлсексе, осудившего издание 1723 как представляющее опасность для общественного спокойствия. Умер Мандевиль в Хакни (теперь в городской черте Лондона) 21 января 1733.

    ЛИТЕРАТУРА

    Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974 Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. М., 1986

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ма́ндеви́ль Бернард

    (Mandeville) (1670—1733), английский писатель. В сатире «Басня о пчёлах» (1714) в аллегорической форме критикует социальные отношения.

    * * *

    МАНДЕВИЛЬ Бернард

    МА́НДЕВИ́ЛЬ (Mandeville) Бернард (1670—1733), английский писатель. В сатире «Басня о пчелах» (1717) в аллегорической форме критикует социальные отношения.

    * * *

    МА́НДЕВИ́ЛЬ (Mandeville) Бернард де (ноябрь 1670, Дордрехт или Роттердам — 21 января 1733, Лондон), английский мыслитель и писатель.

    Жизнь

    Родился в семье потомков французских гугенотов, переселившихся в Голландию из-за религиозных преследований. После окончания в 1691 Лейденского университета, где изучал медицину и философию, занимался врачебной практикой, специализируясь по нервным болезням, путешествовал по Франции, Италии. Прибыв в 1700 для изучения английского языка в Англию, решил поселиться здесь, найдя условия жизни благоприятными. Приобретя авторитет высококвалифицированного врача, обзавелся обширными и разветвленными связями в английском обществе, приобрел влиятельных покровителей, что позволило ему сделать содержательные и яркие наблюдения общественных нравов.

    Издал несколько сборников стихотворений, журнал нравоучительной направленности «Болтунья». В 1705 анонимно выпустил небольшую поэму-басню «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными». Опубликовал «Трактат об ипохондрических и истерических страстях» (1711), сочинение «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (1720), памфлеты «Благопристойная защита публичных домов» (1724), «Исследование о происхождении чести и о пользе христианства в войне» (1732), «Письмо к Диону» (1732) и т. д.

    Первое издание его главного и принесшего ему славу произведения «Басня о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества» (1714) осталось незамеченным, второе (1723), значительно расширенное, вызвало большой интерес и спровоцировало оживленную полемику. Теологи, моралисты и писатели (Беркли(см. БЕРКЛИ Джордж), Шефтсбери(см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), Хатчесон(см. ХАТЧЕСОН Фрэнсис) и др.) осудили книгу, увидев в ней подрыв христианской веры, низвержение морали, поругание добродетелей и проповедь безудержного аморализма(см. АМОРАЛИЗМ). Все последующие годы жизни Мандевиль вел полемику с оппонентами, защищая свой труд и дополняя его. При жизни автора «Басня» выдержала шесть изданий, в 1729 был издан второй том произведения.

    Основные идеи

    Наибольшее влияние на взгляды Мандевиля оказали Т. Гоббс(см. ГОББС) и Д. Локк(см. ЛОКК Джон). Мысль Мандевиля характеризуется трезво-реалистической и материалистической направленностью.

    «Басня» включает в себя «Возроптавший улей», обстоятельные комментарии к нему и ряд этико-социологических исследований, развивающих исходную образную систему в рациональную доктрину. Сам «Улей» по своей сюжетной канве отчасти восходит к одной из басен Эзопа(см. ЭЗОП (баснописец)). В своем труде, направленном против морали пуританизма, господствовавшей в Англии и Голландии, против ханжества, лицемерия и двуличия, зарекомендовал себя не только как оригинальный писатель и глубокий философ, но и как незаурядный психолог и экономист.

    Оперируя энтомологическими аллегориями, живописал покоящееся на тяжком труде социальных низов общество, пронизанное тотальным злокозненным индивидуализмом всех его членов. «Улей» рисуется как царство, где господствуют всевозможные пороки и моральные язвы, где развертывается феноменология нечистой совести, как мир всеобщего эгоизма, взаимного надувательства и обмана. Общество предстает конгломератом корыстолюбцев, честолюбцев, мошенников, воров, лжецов, пьяниц, мотов и т.д. За возвышенной и благородной мотивацией людей, в том числе и великих, Мандевиль неизменно вскрывал низменные побуждения, отрицая «идеалистические» основания человеческого поведения. Опирался на учение об аффективной природе человека, добродетель же считал подавлением аффектов(см. АФФЕКТ), противоречащим естественным порывам.

    Остроумный парадоксализм трезвой и честной этико-социальной концепции Мандевиля зиждился на утверждении того, что многообразное моральное несовершенство, изначально присущее человеческой природе, является двигателем общественной жизни, условием и предпосылкой преуспевания. Алчность, продажность, лицемерие, хитрость, ложь, тщеславие, зависть, мотовство, разрат и распутство представителей всех социальных слоев, профессий и родов занятий — купцов, ремесленников, чиновников, военных, судей, священнослужителей, врачей, адвокатов, преступников, проституток и др. — обеспечивают процветание общества, ведут его к подъему на более высокую ступень социальной эволюции, гарантирует прогресс экономики, культуры и цивилизации. Пороки, удовлетворяя человеческие потребности, обуславливают прочность и стабильность социальных связей, их динамику, усложнение и утончение общественных отношений. Практикуя порок, человек невольно способствует общественному благу — «плоды пороков пожиная, цвела держава восковая». Галерея частных несовершенств и недостатков трансформируется в гармонию общественного целого. Так, пьяницы содействуют расцвету виноградарства и бочарного дела, моты и расточители обеспечивают работой нуждающихся, воры гарантируют заказы кузнецам, изготовляющим замки и засовы и т. д.

    Всесторонне обосновывая диалектику нравов, утверждал этический релятивизм и взаимный переход добродетелей и пороков друг в друга и, в связи с этим, оспаривал моральные абсолюты и отвергал религиозное ханжество. Зло назвал «великим принципом», который способствует реализации человеческих, социальных качеств, являясь «животворящей силой и опорой» всех родов занятий, всего здания общественного устройства. По мысли Мандевиля, «добро произрастает из зла столь же естественно, как цыплята из яиц». Торжество же добродетелей губительно и опасно, поскольку ведет к упадку, всесторонней деградации, одичанию и опустошению. Выступил предтечей теории «разумного эгоизма».

    Основная практическая рекомендация Мандевиля, адресованная властям, заключалась в том, что многообразные пороки индивидуумов посредством правильного управления могут и должны быть обращены на пользу общества.

    Концепция Мандевиля может быть проинтерпретирована и как облаченная в форму язвительной сатиры критика современного общества, порочного в своих основах.

    Был настроен последовательно антиклерикально, высказывался за свободу совести, против участия церкви в делах государства.

  5. Источник: Энциклопедический словарь