Большая Советская энциклопедия

    два рельса (рельсовые нити), расположенные на определённом расстоянии один от другого, прикрепленные к опорам (шпалам) железнодорожного пути (См. Железнодорожный путь) рельсовыми скреплениями. Для большинства железных дорог мира нормальная ширина Р. к. на прямых участках 1435 мм, в СССР — 1520 мм (с допусками +6, —4 мм). На прямых участках два рельса должны находиться на одном уровне (±4 мм). На кривых участках пути наружный рельс по отношению к внутреннему имеет возвышение для обеспечения одинаковой нагрузки на обе рельсовые нити, снижения боковых давлений колёс на наружный рельс, уменьшения воздействия на пассажиров чрезмерных непогашенных горизонтальных ускорений. Кроме железных дорог с нормальной (широкой) Р. к., существуют участки с т. н. узкой колеей — 750 мм (стандартная) и реже 1000 мм (нестандартная). Такую колею обычно имеют подъездные пути промышленных предприятий, шахт, рудников и др.

    Лит.: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Dictionnaire technique russo-italien

    binario ferroviario

  3. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  4. Русско-украинский политехнический словарь

    ре́йкова ко́лія

  5. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  6. Русско-украинский политехнический словарь

    ре́йкова ко́лія

  7. Источник: Русско-украинский политехнический словарь