«Фаттори Джованни»

Фаттори Джованни в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фаттори Джованни»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Фаттори (Fattori) Джованни (6.9.1825, Ливорно, √ 30.8.1908, Флоренция), итальянский живописец. Ведущий мастер маккьяйоли. Учился в АХ во Флоренции (1846√49), где с 1869 преподавал. Участник Революции 1848√49. Находил признание как автор огромных батальных картин («Итальянский лагерь после битвы при Мадженте», 1861, Галерея Питти, Флоренция), однако подлинных успехов добивался в небольших сценах и этюдах, с их жизненной непосредственностью, свободой письма и остротой композиции («Белая лошадь», коллекция Карниело, Флоренция; «В дозоре», коллекция Мардзотто, Рим), а также в остро-характерных портретах. Работал как офортист.

    Лит.: Micheli М. de, G. Fattori, Busto Arsizio, 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Фатто́ри Джованни

    (Fattori) (1825—1908), итальянский живописец школы «маккьяйоли». Участник Революции 1848—49. Батальные сцены, жанровые композиции («Римские повозки», около 1873), портреты отмечены живой непосредственностью.

    * * *

    ФАТТОРИ Джованни

    ФАТТО́РИ (Fattori) Джованни (6 сентября 1825, Ливорно — 30 августа 1908, Флоренция), итальянский живописец, график. Глава художественно-выставочного объединения «Школа маккьяйоли» («Scuola Macchiaioli»), возникшего во Флоренции в конце 1850-х гг.

    Фаттори родился в Ливорно и учился рисунку у местного живописца Дж. Бальдини, в 1846—49 — занимался в частной школе у Дж. Беццуолли, а затем — в Академии художеств Флоренции, где преподавал последний. Прервав на время занятия в Академии, в 1848—49 гг. принимал участие в революционных событиях Рисорджименто(см. РИСОРДЖИМЕНТО). Его дипломной работой было полотно «Прощание с жизнью» на сюжет из исторического романа «Ильдегонда» Т. Гросси, популярного в годы Рисорджименто. Увлечение историческими сюжетами было связано и с интересом к творчеству неаполитанского живописца Д. Морелли, с которым Фаттори познакомился в 1856. Он рассказывал о Всемирной выставке 1855 в Париже, о «Павильоне реализма» Г. Курбе, о своих путешествиях в восточные страны. Молодые мастера высоко ценили и его колористический дар, наследника традиции мастеров неаполитанской «Скуолы Позилиппо».

    В 1860 Фаттори и ряд других молодых живописцев Флоренции (С. Лега, Т. Синьорини, О. Боррани и др.) приняли участие в конкурсе (организованном правительством Тосканы), посвященном событиям 1859. Для них сражения франко-итальянской и австрийской армий при Сольферино, Куртатоне, Маджента, Палестро, Сан-Мартино были реальной национальной историей. Первую премию получило полотно Фаттори «Итальянский лагерь в битве при Маджента» (1860. Флоренция, Питти), вторую поделили произведения С. Лега и О. Боррани. После этого конкурса и было создано во Флоренции объединение «Скуола Маккьяйоли» (от итал. macchia — пятно). Слово «школа», популярное в Италии, где каждая региональная область на протяжении многих веков являлась носительницей глубоких национальных традиций, заключало в себе уже и иной смысл, ибо это была группа художников-единомышленников, объединенных общими гражданскими и эстетическими взглядами. В него вошли молодые живописцы из разных провинций Италии, сблизившиеся во Флоренции, ставшей крупным культурным центром после революции 1848—1849 гг., а в 1865—1871 — столицей Италии. В 1861 «маккьяйоли» впервые выступили совместно, организовав отдельную выставку в Казино деи Ризорти. Совместная выставочная деятельность «маккьяйоли» длилась до 1868 года, а в дальнейшем судьбы членов объединения (Дж. Фаттори, А. Чечони, Т. Сияьорини, О. Боррапи, С. Де Тиволи, Р. Сернези и др.) сложились по-разному. Часть из них оставалась навсегда работать в Тоскане, другие переселились в 1870-е во Францию. Шестидесятые годы были временем наивысшего единства взглядов художников. «Школа Маккьяйоли» была создана как объединение художников (подобные «товарищества» в 1850—60-е возникали и в других европейских странах), искавших пути деятельности без покровительства официальных инстанций. «Маккьяйоли» отвергали главный принцип академического обучения — официальные темы программ конкурсных произведений на сюжеты из мифологии или древней истории, нормативность «Устава» флорентийской Академии.

    В сложении эстетической программы объединения, его культуртрегерских задач большая роль принадлежала Фаттори, который пользовался большим уважением в кругу товарищей. В «методе macchia» обосновывалась не только живописная система (работа цветовым пятном на пленэре), но и творческая позиция художников. Романтическая в своей основе концепция, «искреннего» реализма «маккьяйоли» предполагала изучение действительности «путем возврата к искусству кваттрочентистов, без чувствительности религиозного чувства, но с человеческим чувством своей эпохи», — как писал Фаттори. Живописный метод «маккьяйоли» явился одним из наиболее ранних примеров в европейском искусстве живописи «открытым» цветом на пленэре.

    В манере живописи цветовым пятном написаны Фаттори сцены «Трое солдат» (1859—60, Генуя, частное собрание), «Белая стена» (ок. 1870, Вильданьо, собр. Марцотто), «Отдых кавалерии» (1860. Ливорно, частное собрание). Рисунки к большим полотнам («Битва при Кустоце», 1876—78, Флоренция, Питти) и маленьким жанрового характера работам из истории военных событий художник всегда исполнял с натуры.

    Подлинно новым словом в искусстве Италии 1860—70-х гг. явились картины «Сардиния в Ливорно» (1865, Флоренция, частное собрание), «Ротонда Пальмьери» (1866, Флоренция, Питти), «С. Лега пишет на берегу моря» (1866—67, Милан, частное собрание), «Крестьянки в окрестностях Ливорно» (ок. 1865, Милан, частное собрание), «Диего Мартелли в Кастильончелло» (1866—70, Милан, собрание Джакер), «Пинии в Томболо» (1865—66. Монтекатини, частное собрание). Особой, присущей Фаттори пластикой цвета, свежестью и непосредственностью восприятия цветового богатства натуры эти небольшие полотна напоминают этюды. Изображение фигур, сельских домиков, деревьев в пейзаже становится одной из важных тем в творчестве Фаттори, стремившегося правдиво передавать пятном эффекты света и тени, искавшего «объединяющую» силу цвета, которая позволила бы преодолеть разобщенность объемов и пейзажной среды.

    В 1860-е — 1870-е были написаны портреты — «Сеттимия Вануччи» (первая жена художника; 1864. Рим, Национальная Галерея современного искусства), «Кузина Арджия» (1861, Флоренция, Питти), отличающиеся правдивостью передачи характеров в образах близких людей.

    Полный поэзии облик тосканской кампаньи передан Фаттори в полотнах «Телега с быками» (1870, Флоренция, Питти), «Отдых в Маремме» (1873—1877, Генуя, собр. Тарагони). Малый мирок сельской провинции вызывает ассоциации с описаниями его в творчестве писателей-веристов Тосканы. В их новеллах, как и в полотнах художника, пейзаж всегда согрет теплом человеческого присутствия.

    Под впечатлением поездки в Рим (1872) было написано полотно «Римские извозчики» (1872—73, Флоренция, Питти), ставшее известным произведением веризма. В 1875 Фаттори посетил Париж, который оставил много поэтических воспоминаний. Он познакомился с импрессионистами и Дега, но открытия французских мастеров не вдохновили его, он остался приверженцем «метода machia».

    Поздний период (1880—1890-е)

    В 1880-е в живопись Фаттори входит новая тема, его увлекает изображение быта погонщиков быков (буттеро) тосканской низменности — Мареммы. Они изображены в его пейзажах по двое, по трое, скачущими на лошадях и охраняющими или перегоняющими стада белых буйволов. Их фигуры читаются темными силуэтами на фоне желтых, выжженных солнцем долин Мареммы. О быте тосканских буттеро повествуют и два больших полотна — «Клеймение быков в Маремме» (1887, Генуя, собрание Тарагони) и «Рынок в Сан Годенедио» (1886—87, Флоренция, Питти). В полотнах позднего периода более опосредованно раскрыт быт итальянской сельской провинции, передан не только красочный колорит тосканского пейзажа, не только его поэтически-правдивое содержание, но раскрыт и более глубокий смысл человеческого существования в нем. Об одном из поздних полотен «Мертвая лошадь» (1903, Генуя, собр. Тарагони) художник писал, что «соприкоснувшись с язвами нашего века, я нашел там своего извозчика у мертвой лошади — нищету». Он уже не только документально правдиво передал в нем приметы окружающего мира, но и пытался показать его несовершенство. Живо и разнообразно передан облик простых жителей Мареммы в серии портретов буттеро («Морской волк», 1875—1880, Рим, собр. Кавилья; «Голова погонщика», 1881—1883, Милан, частное собрание). Они свидетельствуют об интересе художника к передаче социально-характерного.

    В 1880—90-е Фаттори занялся техникой офорта и ксилографии, выполнив серии видов Флоренции и Ливорно. В них ощутимо восприятие городского пейзажа художником-веристом, скрупулезно изучающим натуру (офорты «Дилижанс», «Старый рынок во Флоренции». Ливорно, Музей Фаттори).

    Написанные в поздний период портреты «Амалия Нолленберг» (1880—1884. Милан, частн. собр.), «Портрет третьей жены — Фанни Мартинелли» (1905. Ливорно, Музей Фаттори), автопортреты (1884. Флоренция, Питти; 1894. Флоренция, частн. собр.), подводили итог творчества художника, выражали его размышления о любви, творчестве, нелегком пути в искусстве.

    С 1886 года он преподавал в Академии художеств Флоренции. Среди его учеников и последователей были такие известные мастера как Дж. Пелицца да Вольпедо, Э. Рослер-Франц, О. Розаи, А. Соффичи, А. Модильяни(см. МОДИЛЬЯНИ Амедео), П. Номеллини, Дж. Ромити и др. Традиции его веризма получили развитие в творчестве мастеров «Скуола Лаброника», созданной на его родине в Ливорно в 1920.

    Имя Фаттори всегда было окружено большой любовью в Италии. Галерея в Ливорно носит его имя, скульптором В. Джеминьяни создан установленный перед ней памятник художнику.

  3. Источник: Энциклопедический словарь