Фаттори Джованни в словарях и энциклопедиях
Фаттори (Fattori) Джованни (6.9.1825, Ливорно, √ 30.8.1908, Флоренция), итальянский живописец. Ведущий мастер маккьяйоли. Учился в АХ во Флоренции (1846√49), где с 1869 преподавал. Участник Революции 1848√49. Находил признание как автор огромных батальных картин («Итальянский лагерь после битвы при Мадженте», 1861, Галерея Питти, Флоренция), однако подлинных успехов добивался в небольших сценах и этюдах, с их жизненной непосредственностью, свободой письма и остротой композиции («Белая лошадь», коллекция Карниело, Флоренция; «В дозоре», коллекция Мардзотто, Рим), а также в остро-характерных портретах. Работал как офортист.
Лит.: Micheli М. de, G. Fattori, Busto Arsizio, 1961.
Фатто́ри Джованни
(Fattori) (1825—1908), итальянский живописец школы «маккьяйоли». Участник Революции 1848—49. Батальные сцены, жанровые композиции («Римские повозки», около 1873), портреты отмечены живой непосредственностью.
* * *
ФАТТОРИ ДжованниФАТТО́РИ (Fattori) Джованни (6 сентября 1825, Ливорно — 30 августа 1908, Флоренция), итальянский живописец, график. Глава художественно-выставочного объединения «Школа маккьяйоли» («Scuola Macchiaioli»), возникшего во Флоренции в конце 1850-х гг.
Фаттори родился в Ливорно и учился рисунку у местного живописца Дж. Бальдини, в 1846—49 — занимался в частной школе у Дж. Беццуолли, а затем — в Академии художеств Флоренции, где преподавал последний. Прервав на время занятия в Академии, в 1848—49 гг. принимал участие в революционных событиях Рисорджименто(см. РИСОРДЖИМЕНТО). Его дипломной работой было полотно «Прощание с жизнью» на сюжет из исторического романа «Ильдегонда» Т. Гросси, популярного в годы Рисорджименто. Увлечение историческими сюжетами было связано и с интересом к творчеству неаполитанского живописца Д. Морелли, с которым Фаттори познакомился в 1856. Он рассказывал о Всемирной выставке 1855 в Париже, о «Павильоне реализма» Г. Курбе, о своих путешествиях в восточные страны. Молодые мастера высоко ценили и его колористический дар, наследника традиции мастеров неаполитанской «Скуолы Позилиппо».
В 1860 Фаттори и ряд других молодых живописцев Флоренции (С. Лега, Т. Синьорини, О. Боррани и др.) приняли участие в конкурсе (организованном правительством Тосканы), посвященном событиям 1859. Для них сражения франко-итальянской и австрийской армий при Сольферино, Куртатоне, Маджента, Палестро, Сан-Мартино были реальной национальной историей. Первую премию получило полотно Фаттори «Итальянский лагерь в битве при Маджента» (1860. Флоренция, Питти), вторую поделили произведения С. Лега и О. Боррани. После этого конкурса и было создано во Флоренции объединение «Скуола Маккьяйоли» (от итал. macchia — пятно). Слово «школа», популярное в Италии, где каждая региональная область на протяжении многих веков являлась носительницей глубоких национальных традиций, заключало в себе уже и иной смысл, ибо это была группа художников-единомышленников, объединенных общими гражданскими и эстетическими взглядами. В него вошли молодые живописцы из разных провинций Италии, сблизившиеся во Флоренции, ставшей крупным культурным центром после революции 1848—1849 гг., а в 1865—1871 — столицей Италии. В 1861 «маккьяйоли» впервые выступили совместно, организовав отдельную выставку в Казино деи Ризорти. Совместная выставочная деятельность «маккьяйоли» длилась до 1868 года, а в дальнейшем судьбы членов объединения (Дж. Фаттори, А. Чечони, Т. Сияьорини, О. Боррапи, С. Де Тиволи, Р. Сернези и др.) сложились по-разному. Часть из них оставалась навсегда работать в Тоскане, другие переселились в 1870-е во Францию. Шестидесятые годы были временем наивысшего единства взглядов художников. «Школа Маккьяйоли» была создана как объединение художников (подобные «товарищества» в 1850—60-е возникали и в других европейских странах), искавших пути деятельности без покровительства официальных инстанций. «Маккьяйоли» отвергали главный принцип академического обучения — официальные темы программ конкурсных произведений на сюжеты из мифологии или древней истории, нормативность «Устава» флорентийской Академии.
В сложении эстетической программы объединения, его культуртрегерских задач большая роль принадлежала Фаттори, который пользовался большим уважением в кругу товарищей. В «методе macchia» обосновывалась не только живописная система (работа цветовым пятном на пленэре), но и творческая позиция художников. Романтическая в своей основе концепция, «искреннего» реализма «маккьяйоли» предполагала изучение действительности «путем возврата к искусству кваттрочентистов, без чувствительности религиозного чувства, но с человеческим чувством своей эпохи», — как писал Фаттори. Живописный метод «маккьяйоли» явился одним из наиболее ранних примеров в европейском искусстве живописи «открытым» цветом на пленэре.
В манере живописи цветовым пятном написаны Фаттори сцены «Трое солдат» (1859—60, Генуя, частное собрание), «Белая стена» (ок. 1870, Вильданьо, собр. Марцотто), «Отдых кавалерии» (1860. Ливорно, частное собрание). Рисунки к большим полотнам («Битва при Кустоце», 1876—78, Флоренция, Питти) и маленьким жанрового характера работам из истории военных событий художник всегда исполнял с натуры.
Подлинно новым словом в искусстве Италии 1860—70-х гг. явились картины «Сардиния в Ливорно» (1865, Флоренция, частное собрание), «Ротонда Пальмьери» (1866, Флоренция, Питти), «С. Лега пишет на берегу моря» (1866—67, Милан, частное собрание), «Крестьянки в окрестностях Ливорно» (ок. 1865, Милан, частное собрание), «Диего Мартелли в Кастильончелло» (1866—70, Милан, собрание Джакер), «Пинии в Томболо» (1865—66. Монтекатини, частное собрание). Особой, присущей Фаттори пластикой цвета, свежестью и непосредственностью восприятия цветового богатства натуры эти небольшие полотна напоминают этюды. Изображение фигур, сельских домиков, деревьев в пейзаже становится одной из важных тем в творчестве Фаттори, стремившегося правдиво передавать пятном эффекты света и тени, искавшего «объединяющую» силу цвета, которая позволила бы преодолеть разобщенность объемов и пейзажной среды.
В 1860-е — 1870-е были написаны портреты — «Сеттимия Вануччи» (первая жена художника; 1864. Рим, Национальная Галерея современного искусства), «Кузина Арджия» (1861, Флоренция, Питти), отличающиеся правдивостью передачи характеров в образах близких людей.
Полный поэзии облик тосканской кампаньи передан Фаттори в полотнах «Телега с быками» (1870, Флоренция, Питти), «Отдых в Маремме» (1873—1877, Генуя, собр. Тарагони). Малый мирок сельской провинции вызывает ассоциации с описаниями его в творчестве писателей-веристов Тосканы. В их новеллах, как и в полотнах художника, пейзаж всегда согрет теплом человеческого присутствия.
Под впечатлением поездки в Рим (1872) было написано полотно «Римские извозчики» (1872—73, Флоренция, Питти), ставшее известным произведением веризма. В 1875 Фаттори посетил Париж, который оставил много поэтических воспоминаний. Он познакомился с импрессионистами и Дега, но открытия французских мастеров не вдохновили его, он остался приверженцем «метода machia».
Поздний период (1880—1890-е)
В 1880-е в живопись Фаттори входит новая тема, его увлекает изображение быта погонщиков быков (буттеро) тосканской низменности — Мареммы. Они изображены в его пейзажах по двое, по трое, скачущими на лошадях и охраняющими или перегоняющими стада белых буйволов. Их фигуры читаются темными силуэтами на фоне желтых, выжженных солнцем долин Мареммы. О быте тосканских буттеро повествуют и два больших полотна — «Клеймение быков в Маремме» (1887, Генуя, собрание Тарагони) и «Рынок в Сан Годенедио» (1886—87, Флоренция, Питти). В полотнах позднего периода более опосредованно раскрыт быт итальянской сельской провинции, передан не только красочный колорит тосканского пейзажа, не только его поэтически-правдивое содержание, но раскрыт и более глубокий смысл человеческого существования в нем. Об одном из поздних полотен «Мертвая лошадь» (1903, Генуя, собр. Тарагони) художник писал, что «соприкоснувшись с язвами нашего века, я нашел там своего извозчика у мертвой лошади — нищету». Он уже не только документально правдиво передал в нем приметы окружающего мира, но и пытался показать его несовершенство. Живо и разнообразно передан облик простых жителей Мареммы в серии портретов буттеро («Морской волк», 1875—1880, Рим, собр. Кавилья; «Голова погонщика», 1881—1883, Милан, частное собрание). Они свидетельствуют об интересе художника к передаче социально-характерного.
В 1880—90-е Фаттори занялся техникой офорта и ксилографии, выполнив серии видов Флоренции и Ливорно. В них ощутимо восприятие городского пейзажа художником-веристом, скрупулезно изучающим натуру (офорты «Дилижанс», «Старый рынок во Флоренции». Ливорно, Музей Фаттори).
Написанные в поздний период портреты «Амалия Нолленберг» (1880—1884. Милан, частн. собр.), «Портрет третьей жены — Фанни Мартинелли» (1905. Ливорно, Музей Фаттори), автопортреты (1884. Флоренция, Питти; 1894. Флоренция, частн. собр.), подводили итог творчества художника, выражали его размышления о любви, творчестве, нелегком пути в искусстве.
С 1886 года он преподавал в Академии художеств Флоренции. Среди его учеников и последователей были такие известные мастера как Дж. Пелицца да Вольпедо, Э. Рослер-Франц, О. Розаи, А. Соффичи, А. Модильяни(см. МОДИЛЬЯНИ Амедео), П. Номеллини, Дж. Ромити и др. Традиции его веризма получили развитие в творчестве мастеров «Скуола Лаброника», созданной на его родине в Ливорно в 1920.
Имя Фаттори всегда было окружено большой любовью в Италии. Галерея в Ливорно носит его имя, скульптором В. Джеминьяни создан установленный перед ней памятник художнику.