Словарь Брокгауза и Ефрона

    живописец-жанрист, род. в 1844 г.; в 1863 г. поступил в ученики Имп. акд. худ. Посещая ее классы, был награжден в 1864 и 1865 гг. двумя малыми серебряными медалями за свои успехи в рисовании и живописи с натуры и написал картину "Больное дитя", доставившую ему, в 1865 г. золотую медаль, установленную для отличившихся в экспрессии. При выходе своем из акд. в 1866 г. получил звание неклассн. художника, из которого в 1870 г. был повышен в академики. С 1871 г. состоит членом передвижных художественных выставок и является на них со своими картинами, изображающими сцены простонародной, преимущественно деревенской жизни. Лучшие из его произведений, "Приход колдуна на свадьбу" (1875) и "Семейный раздел в крестьянском быту" (1876), находятся в Третьяковской галерее в Москве. Кроме того, заслуживают быть упомянутыми его картины: "Бедный ужин" (1879, находится у г. Головина); "Кто там?" (1878, у него же), "У своей полосы" (1892) и "Лихая свекровь" (1893).

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Максимов Василий Максимович [17(29).1.1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги, ‒ 18.11(1.12).1911, Петербург], русский живописец. Сын крестьянина. Учился в Петербурге в иконописных мастерских (1855‒1862) и в АХ (1863‒1866). С 1872 член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). С глубоким сочувствием к обездоленным, М. изображал сцены крестьянского быта, с острой наблюдательностью раскрывал нравы и обычаи русской деревни, внутренний мир крестьянина («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875, «Семейный раздел», 1876, «Больной муж», 1881, ‒ все в Третьяковской галерее; «Лесной сторож», 1893, Одесский художественный музей). Теме оскудения помещичьих усадеб посвящена картина «Всё в прошлом» (1889, Третьяковская галерея). Главные произведения М. отличаются повествовательным развитием сюжета, стремлением к поэтизации персонажей, продуманным построением композиций.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    МАКСИМОВ Василий Максимович (1844-1911) - российский живописец, передвижник. Жанровые картины показывают нравы и обычаи русской деревни ("Семейный раздел", 1876).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Макси́мов Василий Максимович

    (1844—1911), российский живописец, передвижник. Жанровые картины показывают нравы и обычаи русской деревни («Семейный раздел», 1876), запечатлевают уходящий в прошлое облик помещичьих усадеб («Всё в прошлом», 1889).

    * * *

    МАКСИМОВ Василий Максимович

    МАКСИ́МОВ Василий Максимович [17 (29) января 1844, деревня Лопино, близ Новой Ладоги — 18 ноября (1 декабря) 1911, Петербург), русский живописец.

    Сын крестьянина. Учился в Петербурге в иконописных мастерских (1855—1862) и в Академии худоджеств (1863—1866). С 1872 член Товарищества передвижных художественных выставок(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК). Писал жанровые картины, показывающие нравы и обычаи русской деревни («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875; «Семейный раздел», 1876; «Больной муж», 1881; все в Третьяковской галерее). В своих картинах демонстрировал острую наблюдательность и сочувствие к обездоленным. Запечатлел он и облик уходящих в прошлое старых помещичьих усадеб («Все в прошлом», 1889, Третьяковская галерея). Произведения Максимова отличаются повествовательным развитием сюжета, стремлением к опоэтизации персонажей и продуманным построением композиции.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: