Большая Советская энциклопедия

    Репин Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, ‒ 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864‒71; в 1873‒76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники). Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Р. работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, ‒ над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, ‒ оба в Русском музее). В эти годы Р. создал большой групповой портрет «Славянские композиторы» (1871‒72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.

    С начала 70-х гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Р. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870‒73, Русский музей, см. илл.). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Р. стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества ‒ народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Р. ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет «Парижское кафе» (1874‒75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. написал картину «Садко в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Р. пленэрной (см. Пленэр) живописью («Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Р. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом», Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей, ‒ оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Р. изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 ‒ начале 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой («Проводы новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорницi», 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Р. к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной Р. России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. удалось показать в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880‒83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Р. стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других «хозяевах» деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.

    С 1882 Р. жил в Петербурге. Конец 1870-х ‒ 1880-е гг. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Р. много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Р. создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения («Отказ от исповеди», 1879‒85, «Арест пропагандиста», 1880‒92, «Не ждали», 1884‒88, ‒ все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла ‒ «Не ждали» ‒ изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Р. показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Р. пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870‒80-е гг. Р. создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни ‒ столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882, см. илл.), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) ‒ все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого мастерства достигает Р. в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графическая манера Р. к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок «Девочка Ада», 1882, Третьяковская галерея, и «Невский проспект», 1887, Русский музей, ‒ оба карандаш). В 1880‒1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.

    Р. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Р. привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879, Третьяковская галерея). Картина «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Р. была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878‒91, Русский музей, см. илл.), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Р. отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Р. вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Р. уже не создал картин равных произведениям 1870‒80-х гг. Лучшие произведения 1890‒1900-х гг. ‒ это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901‒03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Р. ‒ одна из вершин русского демократического искусства. В 1894‒1907 Р. преподавал в АХ (в 1898‒99 ‒ ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Р., живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Р. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Р. есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Р. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).

    Соч.: Далёкое близкое, 6 изд., [М.], 1961; Переписка ‒ Репин И. Е. и Крамской И. Н., М. ‒ Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В., т. 1‒3, М. ‒ Л., 1948‒1950; Репин И. Е. и Толстой Л. Н., т. 1‒2, М. ‒ Л., 1949.

    Лит.: Репин. [Статьи и материалы], т. 1‒2, М. ‒ Л., 1948‒49 (Художественное наследство...); Федоров-Давыдов А. А., И. Е. Репин, М., 1961; Лясковская О. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1962; Грабарь И. Е., И. Е. Репин, т. 1‒2, М., 1963‒64; Новое о Репине, [Л., 1968].

    (По материалам статьи А. А. Федорова-Давыдова и Д. В. Сарабьянова из 2-го издания БСЭ.)

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ре́пин Илья Ефимович

    (1844—1930), российский живописец. Наблюдательность, страстный артистический темперамент, умение использовать позу, жест для образно-эмоциональной характеристики модели, мастерство воссоздания психологической атмосферы события равно выразились в эпически обобщающих сценах народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880—83), в картинах, посвящённых судьбам революционеров-народников («Не ждали», 1884—88), в исторических полотнах («Иван Грозный и сын его Иван», 1885; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878—91), в портретах современников («М. П. Мусоргский», 1881). С 1899 жил в посёлке Куоккала (ныне Репино), в 1917—40 принадлежавшем Финляндии.И. Е. Репин.

    * * *

    РЕПИН Илья Ефимович

    РЕ́ПИН Илья Ефимович (1844—1930), русский живописец, передвижник(см. ПЕРЕДВИЖНИКИ). Вскрывал противоречия действительности («Крестный ход в Курской губернии», 1880—83), работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880—92; «Не ждали», 1884—88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878—91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881).

    * * *

    РЕ́ПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, ныне Харьковская область Украины — 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], русский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.

    Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского(см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич)) и (в 1864—71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873—76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).

    «Бурлаки на Волге»

    Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869; «Воскрешение дочери Иаира», 1871; обе — Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа — уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию — общей драматической задаче. «Бурлаки на Волге» (1870—73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов — в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым(см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович) в 1870 году — картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры — народных типов — и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги.

    Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. «Я человек 60-х годов,... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов», — свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма(см. ИМПРЕССИОНИЗМ), и символизма(см. СИМВОЛИЗМ). Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова(см. СТАСОВ Владимир Васильевич), то «Мира искусства»(см. МИР ИСКУССТВА), но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом.

    Главная картина парижского периода («Садко в подводном царстве», 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. Но художник стремится закрепить успех «Бурлаков» в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни — таких, как «Проводы новобранца» (1879, там же) и «Вечорницi» (1881, Третьяковская галерея).

    Итогом этих поисков стал новый шедевр — «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83, там же). «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик.

    Тема революции

    Растущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах «Отказ от исповеди» (1879—85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880—92; все — Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») — психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг).

    Исторические мотивы

    Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же ), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878—91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына — настоящая «картина-триллер», говоря современным языком, — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.

    Портреты

    Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877, Нижегородский художественный музей; «Мужик с дурным глазом» и «Протодиакон», — оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры («Н. И. Пирогов», «М. П. Мусоргский», 1881; «П. А. Стрепетова», 1882; все — там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные («Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт», 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы», 1871—72, Московская консерватория; «Торжественное заседание Государственного Совета», 1901—03, совместно с Б. М. Кустодиевым(см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович) и И. С. Куликовым, Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных [«Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой].

    Особенности стиля Репина. Графика

    Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн, — эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, — от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все — там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь(см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович). Давал также частные уроки В. А. Серову(см. СЕРОВ Валентин Александрович).

    Странная картина «Какой простор!» (1903, Русский музей) — с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, — удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922—25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И.И. Бродский(см. БРОДСКИЙ Исаак Израилевич) и К.И. Чуковский(см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович)). Чуковский после смерти художника выпустил в 1937 году сборник его мемуаров и статей об искусстве («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    Р́́ЕПИН Илья Ефимович (1844—1930), рус. художник. Неоднократно обращался к творчеству Л. В 1868, будучи учеником АХ, создал илл. к «Песне про...купца Калашникова» — «Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну» (акв., карандаш; собрание М. Монсона, Стокгольм; см. в кн.: И. Э. Грабарь, Репин, т. 2, с. 250); в том же году выполнены еще 2 рис. на тот же сюжет: один с архитект. фоном (карандаш; был в собр. В. И. Репиной в Хельсинки), др. — без него (карандаш, ГТГ). К 1884 относится илл. к стих. "Три пальмы" [акв.; музей им. Ю. М. Пэна, Витебск; см. в кн.: Пахомов (2), с. 264]. Трагич. смысл. стих. остался за пределами внимания Р. Нельзя признать удачной и акв. к стих. «По небу полуночи ангел летел» (1880; Краснодарский худож. музей им. А. В. Луначарского).К повести «Бэла» в 1884 Р. выполнил акв. «Конь Казбича Карагез» (местонахождение неизв.); в 1887 — рис. «Казбич ранит Бэлу» [карандаш; ГРМ; см. в кн.: Пахомов (2), с. 264]; этот динамичный эскиз можно отнести к лучшим илл. художника, связанным с творчеством Л. В частном собр. в Финляндии хранится илл. Р. к «Княжне Мери» — «Печорин у окна» (акв.; 90-е гг.; была у В. И. Репиной; точное местонахождение неизв.). В Нар. б-ке Саратовского ун-та в Отделе рукописей хранится лист набросков илл. к «Герою...», «Демону» и «Мцыри» (1914—15?). В монографии о Репине Грабарь ошибочно приписывал ему авторство илл. к драме «Маскарад» (Костромской базовый музей).Для 1-го тома собр. соч. Л. (1891, Кушнерев) Р. создал илл. к стих. «Пророк»: «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа» (акв.; местонахождение оригинала неизв.); «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» (сепия, акв.; музей Л. в Пятигорске; в первонач. трактовке Р. показывает пророка среди совр. общества — эскиз, ГТГ); «Отверженный пророк в пустыне» (акв.; местонахождение оригинала неизв.; подготовит. рис. «В пустыне», тушь, кисть; ГТГ). Художник остался недоволен своими илл. к «Пророку»; неодобрит. отзывы появились и в печати. Однако эти илл. остаются наиболее значит. попыткой передать глубокий смысл «Пророка» Л.Лит.: Васильев С. (Флеров), Наши иллюстраторы, «РО», 1892, т. 3, с. 263—65; Кузьминский К., Репин — иллюстратор, М., 1913, с. 24—27; его же, Рус. реалистич. иллюстрация XVIII и XIX вв., М., 1937, с. 183, 188—89; Грабарь И., Репин, т. 2, М., 1937, с. 150, 160, 273, 280; Парамонов А., Иллюстрации И. Е. Репина, М., 1952, с. 49—62.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    РЕПИН Илья Ефимович
    РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: