Большая Советская энциклопедия

    Ялтинская конференция 1945, конференция глав правительств трёх союзных во 2-й мировой войне 1939—1945 держав — СССР, США, Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников штабов и др. советников. Состоялась в Ялте 4—11 февраля, в период, когда в результате мощных наступательных ударов Советской Армии, перенёсшей военные действия на германскую территорию, война против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию. На К. к. были согласованы военные планы держав в целях окончательного разгрома фашистской Германии, определено их отношение к Германии после её безоговорочной капитуляции и намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира. Было решено, что после того как германское вооружённое сопротивление будет окончательно сокрушено, вооруженные силы СССР, США и Великобритании оккупируют Германию; причём войска каждой из упомянутых держав будут занимать определённую часть (зону) Германии. Предусматривалось также создание в Германии координированной союзнической администрации и установление контроля, осуществляемого через специально создаваемый контрольный орган, состоящий из главнокомандующих трёх держав, с местом пребывания в Берлине. При этом указывалось, что Франция будет приглашена взять на себя определённую зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члена этого контрольного органа. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до К. к. в Европейской консультативной комиссии и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином»» от 12 сентября 1944. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир», «разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб», «изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию...; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа».

    Вместе с тем в коммюнике К. к. подчеркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма германский народ сможет занять достойное место в сообществе наций. Состоялся обмен мнениями по вопросу о репарациях с Германии.

    К. к. приняла решение по вопросу создания Организации Объединённых Наций (См. Организация Объединённых Наций) (ООН). Участники К. к. определили, что 25 апреля 1945 в Сан-Франциско (США) будет созвана конференция Объединённых Наций, которая подготовит окончательный текст Устава ООН (см. Сан-Францисская конференция 1945). Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН.

    К. к. приняла «Декларацию об освобожденной Европе», в которой союзные державы заявили о своём стремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономических проблем освобожденной Европы. В декларации говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».

    По вопросу «О Польше» в коммюнике К. к. выражалось «общее желание видеть установленной сильную, свободную, независимую и демократическую Польшу».

    Была достигнута договорённость о создании правительства Польши на широкой основе, с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Было решено, что советско-польская граница должна проходить по т. н. «Керзона линии» (См. Керзона линия) с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши, что Польша получит существенное приращение территории на С, и на З.

    По вопросу о Югославии К. к. приняла ряд рекомендаций об образовании Временного объединённого правительства Югославии и создании Временного парламента на основе Антифашистского вече национального освобождения Югославии.

    На К. к. было принято «Соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока», в котором предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В соглашении было зафиксировано, в частности, что по окончании войны СССР будут возвращены южная часть о. Сахалин и все прилегающие к ней острова, переданы Курильские острова.

    На К. к. был рассмотрен также вопрос о создании постоянного механизма для регулярных консультаций между министрами иностранных дел трёх держав.

    В коммюнике К. к. три союзные державы выражали «решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».

    Многие решения К. к., так же как и др. совместные соглашения союзных держав периода войны и её окончания, не нашли своего последовательного осуществления в послевоенные годы по вине западных держав, взявших курс на раздувание «холодной войны» против социалистических стран, на возрождение западногерманского милитаризма и реваншизма.

    Лит.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, в, 11, М., 1955; Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. док-тов, М., 1971; Исраэлян В. Л., Дипломатическая история Великой Отечественной войны 1941—1945, М., 1959; История внешней политики СССР, ч. 1, 1917—1945. М., 1966.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 (Ялтинская конференция), глав правительств трех союзных держав во 2-й мировой войне: И.В. Сталина (СССР), Ф.Д. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания) 4-11 февраля в Ялте. Были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности; участники Крымской конференции заявили о своей цели - уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае ее согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др. СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после окончания войны в Европе.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Дипломатический словарь

    руководителей трёх союзных держав - Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании - вторая за время войны встреча И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля, при участии соответственных министров иностранных дел, начальников штабов и других советников, происходила в Ялте с 4. II по 12. II.

    К. к. происходила на заключительном этапе второй мировой войны, когда Красная Армия и англо-американские войска готовились нанести последний удар по гитлеровской Германии.

    Определив и согласовав военные планы трёх союзных держав в целях окончательного разгрома и безоговорочной капитуляции Германии, К. к. наметила основные принципы согласованной политики союзников в отношении организации прочного мира и системы международной безопасности.

    Коммюнике о К. к. (состоящее из 9 разделов) в наиболее важной своей части (раздел II) формулирует единую политику СССР, США и Англии в отношении послевоенного статута Германии. Крымская декларация предусматривает длительную оккупацию Германии войсками трёх держав, а также войсками Франции, если она того пожелает, причём вооружённые силы каждой державы должны занимать только свою, заранее определённую часть или зону Германии. Действия оккупационных армий и режим Германии, устанавливаемый в различных зонах оккупации, согласовываются, контролируются и регулируются Центральной контрольной комиссией в составе главнокомандующих трёх оккупационных армий. В случае согласия Франции взять на себя зону оккупации четвёртым членом Контрольной комиссии должен стать главнокомандующий французской армии.

    В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство К. к. намечала программу её военного, экономического и политического разоружения, которая требовала: "разоружить и распустить все германские вооружённые силы... уничтожить германский генеральный штаб... изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию... стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа..."

    К. к. приняла решение по репарационному вопросу (раздел III). Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причинённый ею ущерб в максимально короткие сроки путём натуральных поставок, причём, согласно подписанному Сталиным, Рузвельтом, Черчиллем протоколу переговоров (который был оглашён В. М. Молотовым 17. III 1947 на Московской сессии Совета министров иностранных дел), "репарации должны взиматься с Германии в трёх формах:

    a) Единовременные изъятия в течение двух лет... из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне её (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т. д.), причём эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

    b) ежегодные товарные поставки из текущей продукции...

    c) использование германского труда".

    Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которой надлежало работать в Москве.

    Как было указано в протоколе (пункт 4), "советская и американская делегации согласились о следующем: "Московская Комиссия по Репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая сумма репараций... должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50 проц. этой суммы идёт Советскому Союзу".

    Крупнейшее значение имело решение К. к. об учреждении Международной организации для поддержания мира и безопасности (раздел IV). К. к. удалось разрешить важный вопрос о процедуре голосования в Совете безопасности, по которому не было достигнуто согласия на конференции в Думбартон-Оксе (см.). Был принят принцип, нашедший затем своё выражение в уставе организации Объединенных наций, по которому для вынесения решений по важнейшим вопросам поддержания мира и безопасности требуется единогласие всех постоянных членов Совета. К. к. установила срок созыва (25. IV 1945) конференции Объединённых наций в Сан-Франциско для подготовки Устава международной организации безопасности. Советский Союз, США и Англия обратились к Франции и Китаю с предложением принять участие в приглашении других стран на эту конференцию.

    Принятая на К. к. "Декларация об освобождённой Европе" (раздел V) выразила волю союзных держав вести согласованную политику "помощи народам, освобождённым от господства нацистской Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем".

    Великие державы взяли на себя коллективную ответственность за быстрейшее осуществление этих целей.

    Декларация перечисляла конкретные мероприятия, которые союзники обязуются проводить для восстановления самостоятельности и самоуправления избавленных от германского господства народов. Три великие державы обязались в частности создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения, и способствовать, где это окажется необходимым, проведению выборов в целях быстрейшего создания постоянных демократических правительств. Следовательно, Англия и США, присоединившись к точке зрения Советского Союза, должны были отказаться от поддержки существовавших до того реакционных эмигрантских правительств. Это создавало предпосылку для демократического обновления Европы и развития активности широких народных масс.

    Решения К. к. о Польше (раздел VI) и Югославии (раздел VII) осуществляли на практике принципы, провозглашённые в Декларации об освобождённой Европе.

    Крымская декларация свидетельствовала, что руководители трёх держав разрешили свои разногласия по польскому вопросу. В связи с освобождением Польши частями Красной Армии возникли благоприятные условия для создания Временного польского правительства на более широкой демократической базе, чем то было возможно раньше. В связи с этим было принято решение о том, что действовавшее в Польше Временное правительство, уже признанное Советским Союзом, должно быть реорганизовано путём включения в его состав ряда общественных деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Несмотря на компромиссный характер этого решения, оно было значительным успехом Советского Союза и демократической Польши, т. к. полностью игнорировало существовавшее в Лондоне эмигрантское "правительство" польской реакции.

    В целях быстрейшей реорганизации польского Временного правительства К. к. создала комиссию в составе В. М. Молотова, А. Гарримана (США) и Арчибальда К. Керра (Англия) для консультации в Москве с членами Временного правительства и с другими польскими демократическими лидерами как из самой Польши, так и из-за границы. Решение предусматривало, что образованное таким образом польское Временное правительство Национального единства будет признано Советским Союзом, США и Англией, которые установят с ним дипломатические отношения и произведут обмен послами. На будущее правительство возлагалась обязанность как можно скорее провести свободные и ничем не воспрепятствованные выборы на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Все антифашистские и демократические партии должны иметь право участвовать в выборах и выставлять кандидатов.

    В результате всестороннего обсуждения на К. к. был решён вопрос о границах Польши. Что касается польской восточной границы, то она была определена вдоль т. н. Керзона линии (см.) с отступлениями от неё в некоторых районах в пользу Польши. Тем самым захватнические планы польской реакции, рассчитанные на включение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Польши, были отвергнуты.

    Имея в виду восстановление Польши в её справедливых этнографических границах, главы трёх правительств признали, "что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе" за счёт немецких земель. Таким образом, создались благоприятные условия для устранения исторической несправедливости, т. е. для воссоединения с Полыней захваченных Германией исконных польских земель.

    По вопросу о Югославии было решено рекомендовать главе югославского правительства маршалу Тито и доктору Шубашичу (представителю эмигрантского югославского правительства в Лондоне) немедленно образовать Объединённое правительство на основе заключённого между ними в ноябре 1944 соглашения. Таким образом, было устранено противодействие делу объединения всех демократических сил Югославии со стороны реакционных элементов, группировавшихся вокруг эмигрировавшего короля Петра и поддерживавших его реакционных кругов Англии и США. К. к. рекомендовала также югославскому правительству, как только оно будет создано, заявить:

    1) что Антифашистское вече национального освобождения Югославии будет расширено за счёт включения в его состав членов довоенной югославской скупщины, которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с врагом, и таким образом будет создан временный парламент;

    2) что законодательные акты, принятые Антифашистским вече национального освобождения, будут подлежать последующему утверждению Учредительным собранием.

    11. II 1945 на К. к. было подписано секретное соглашение (впервые опубликованное 11. II 1946) о том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии при условии: 1. Сохранения статус кво Монгольской Народной Республики. 2. Возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов. 3. Интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР. 4. Совместной с Китаем эксплуатации Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской ж. д. на началах организации смешанного Советско-китайского общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза; при этом имелось в виду, что Китай сохранит в Манчжурии полный суверенитет. 5. Передачи Советскому Союзу Курильских о-вов. Учитывая, что осуществление ряда условий потребует согласия Чан Кай-ши, президент Рузвельт должен был принять меры к тому, чтобы было получено такое согласие. Со своей стороны СССР выразил "готовность заключить с Национальным китайским правительством пакт о дружбе и союзе... для оказания ему помощи своими вооружёнными силами в целях освобождения Китая от японского ига" (см. Советско-китайский договор 1945).

    На К. к. было достигнуто соглашение (раздел VIII) о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трёх великих держав (см. Потсдамская конференция). Таким образом, решения К. к. ещё раз подчёркивали необходимость сотрудничества и единства великих держав.

    Крымская декларация заканчивалась торжественным обязательством трёх великих держав сохранить и усилить в деле организации мира то единство целей и действий, которое сложилось в процессе войны и сделало победу возможной и несомненной: "Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества - прочный и длительный мир", и далее: "Победа в этой войне и образование предполагаемой международной организации предоставят самую большую возможность во всей истории человечества для создания в ближайшие годы важнейших условий такого мира".

    Таким образом, К. к. - одно из важнейших международных совещаний второй мировой войны-явилась кульминационным пунктом сотрудничества между СССР, США и Англией и наглядно показала, что при наличии доброй воли со стороны всех членов "большой тройки" оказывалось возможным согласованное разрешение труднейших военных и политических вопросов. Решения К. к. (а также решения последовавшей за ней Берлинской конференции глав трёх держав), проникнутые духом единства великих держав, точно выполнялись только правительством Советского Союза. США и Англия неоднократно нарушали постановления К. к. при решении основных проблем послевоенного устройства.

  5. Источник: Дипломатический словарь



  6. Энциклопедический словарь

    Кры́мская конфере́нция 1945

    Ялтинская конференция, глав правительств 3 союзных держав во 2-й мировой войне: И. В. Сталина (СССР), Ф. Д. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания) 4—11 февраля в Ялте. Были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности; участники Крымской конференции заявили о своей цели — уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае её согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др. СССР выразил согласие на определённых условиях вступить в войну против Японии через 2—3 месяца после окончания войны в Европе.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    Ялтинская конференция 1945, - конференция глав пр-в трех союзных во 2-й мировой войне держав - СССР, США и Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностр. дел, нач. штабов и др. советников. Состоялась в Ялте (Крым) 4-11 февр. 1945. На К. к. были определены и согласованы воен. планы трех союзных держав в целях окончат. разгрома фаш. Германии и намечены осн. принципы общей политики в отношении послевоен. организации мира. Выло решено, что в течение длит. периода, точные сроки к-рого на К. к. не были установлены, Германия будет оккупирована войсками СССР, США и Великобритании, а также Франции, если последняя этого пожелает; причем войска каждой из упомянутых держав должны занимать определенную часть, или зону, Германии. Был утвержден протокол соглашения между пр-вами СССР, США и Великобритании о зонах оккупации Германии и об управлении "Большим Берлином". Участники К. к. обменялись мнениями но вопросу о репарациях с Германии. Если в вопросах завершения воен. разгрома фаш. Германии и в осуществлении первоочередных мер по ее управлению между участниками К. к. не обнаружилось серьезных расхождений, то в определении политики в отношении Германии в целом, перспектив ее развития и т. п. на конференции проявились принципиально различные точки зрения. Позиция сов. делегации свидетельствовала о том, что СССР заинтересован в первую очередь в искоренении фашизма и милитаризма в Германии, в превращении ее в миролюбивое, демократич. гос-во, а также в суровом наказании воен. преступников и справедливом возмещении ущерба, причиненного фашизмом миролюбивым странам. Правящие круги Великобритании и США показали свое настойчивое стремление расчленить и ликви-дировать герм. гос-во, закабалить Германию экономически и использовать ее в империалистич. целях. Тем не менее участники К. к. пришли к согласованному мнению - уничтожить герм. милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что "Германия никогда больше не будет нарушать мир во всём мире", "разоружить и распустить все герм. вооруж. силы и навсегда уничтожить герм. генеральный штаб".

    Важное значение для послевоен. устройства мира имели решения К. К. по вопросам Организации Объединенных Наций (ООН). Участники К. к. определили, что 25 апр. 1945 в Сан-Франциско (США) будет созвана конференция Объединенных Наций, K-рая подготовит окончат. текст Устава ООН (см. Сан-Франциско конференция 1945). Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

    Значит. время на К. к. заняло рассмотрение польской проблемы: будущих границ Польши и состава ее пр-ва. Была достигнута договоренность о том, что сов.-польская граница должна проходить по т. н. "Керзона линии" с отступлением от нее в нек-рых р-нах от 5 до 8 и в пользу Польши; что касается польск. зап. границ, то было решено, что Польша получит существенное приращение территории на С. и на З. На К. к. была достигнута договоренность и по вопросу о создании пр-ва Польши на широкой основе, с включением демократич. деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Участники К. к. приняли важные решения, касающиеся Д. Востока. В интересах скорейшего завершения 2-й мировой войны и обеспечения безопасности СССР Сов. пр-во взяло на себя на определ. условиях, к-рые были уточнены на К. к. и зафиксированы в спец. соглашении, опубликованном в 1946, обязательство вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после окончания войны с Германией. Соглашение, в частности, предусматривало, что по окончании войны СССР будут возвращены юж. часть о, Сахалин и все прилегающие к ней острова, а также Курильские о-ва. На К. к. был рассмотрен и ряд др. вопросов - о Югославии, а также о политике в освобожд. Европе, нашедшей отражение в принятой участниками конференции "Декларации об освобожденной Европе", о создании постоянного органа для регулярных консультаций между министрами иностр. дел трех держав и др.

    Позиция СССР по вопросам, обсуждавшимся на К. к., освещается в изданных в 1957-59 книгах "Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (т. 1-2, М., 1957) и "Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", а также в др. сов. публикациях. Офиц. позиция зап. держав на К. к. нашла свое отражение в опубликованном в 1955 спец. издании "Конференции на Мальте и в Ялте" ("The conferences of Malta and Yalta. Department of State", N. Y., 1955).

    История созыва К. к. и круг вопросов, обсуждавшихся на ней, с марксистско-ленинских позиций изложены в 5-м томе "Истории Вел. Отечеств. войны Сов. Союза 1941-1945" (М., 1963), в трудах сов. историков Г. А. Деборина "Вторая мировая война" (М., 1958), В. Л. Исраэляна "Дипломатическая история Великой Отечественной войны" (М., 1959), польского историка С. Боратынского "Дипломатия периода второй мировой войны. Междунар. конференции 1941-1945 гг." (пер. с польск., М., 1959) и др. В этих работах подчеркивается, что ист. значение К. к. заключается прежде всего в том, что она явилась образцом сотрудничества гос-в с различными социальными системами, что ее решения создавали реальную возможность для демократич. переустройства послевоен. мира, возможность, к-рая во многом не была осуществлена из-за саботажа правящих кругов США, Великобритании и Франции.

    Характерным для бурж. исследователей К. к. является стремление преуменьшить значение согласованных решений, принятых на конференции, преувеличить характер разногласий, исказить смысл достигнутых компромиссов. Такие поли-тич. деятели, как Р. Тафт (R. Taft, A foreign policy for Americans, N. Y., 1951), A. Ванденберг (A. H. Vandenberg, The private papers..., Boston, 1952), историки Т. Бейли (Т. A. Bailey, America faces Russia, N. Y., 1950), Дж. Гюнтер (J. Gunther, Roosevelt in retrospect, N. Y., 1950), M. Клаус (М. Clausa, Der Weg nach Yalta, Präsident Roosevelts Verantwortung, Hdlb., 1952) и др. квалифицируют достигнутые на К. к. соглашения как "предательство" и "иамену" со стороны Рузвельта. Они пытаются очернить политику советско-англо-амер. сотрудничества, оправдавшую себя в годы 2-й мировой войны.

    Публ.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностр. гос-вами, в. 11, М., 1955; Крымская и Потсдамская конференции руководителей трех великих держав, "МЖ", 1965, No 6-8.

    Лит.: (кроме указ. в ст.): История междунар. отношений и внеш. политики СССР, т. 2, М., 1962; Leahy W., I was there, L., 1950; Byrnes J. F., Speaking frankly, N. Y., 1947; Stettinius E., Roosevelt and the Russians. The Yalta conference, N. Y., 1949.

    В. Л. Исраэлян. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия