Большая Советская энциклопедия

    Эдуард Екабович (3.10.1867, хутор Глазниеки, ныне Цесисский район, — 24.5.1892, Тарту), латышский поэт. Родился в крестьянской семье. В 1887 поступил на юридический факультет Дерптского (Тартуского) университета. Умер во время выпускных экзаменов. Очерк В. «О частной собственности, капитализме и задачах рабочего класса» (1886, опубликован 1908) — первое марксистское сочинение на латышском языке. Стихи В. при его жизни распространялись в рукописях в нелегальных революционных кружках. Особого внимания заслуживает стихотворение «Дух свободы, воспрянь!». В сатирических стихах поэт остро высмеивал буржуазию, церковь, слуг реакции («Нет правды на свете! Богач — выше всех...», «Гонясь за должностью доходной»). В 1908 латышский писатель Э. Трейман-Зваргулис выпустил сборник сочинений В., за что подвергся тюремному заключению. Некоторые стихи В. положены на музыку.

    Соч.: Kopoti raksti, sej. 1—2, Riga, 1961: в рус. пер. — Избранное, Рига, 1953.

    Лит.: Очерки истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Vilsons А., Revolucionarais dzejniéks un domatajs. Ed. Veidenbaums, Riga, 1956; eго жe, Veiden-bauma dzive, Riga, 1967; Latviešu literaturas vesture, 3 sej., Riga, 1956.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Вейденбаум

    ВЕЙДЕНБАУМ Эдуард (Eduards Weidenbaum, 1867—1892) — латышский поэт. Сын мелкого крестьянина. Образование получил в Дерптском университете по юридическому факультету. Принимал активное участие в радикальном студенческом кружке и в издаваемых им сборниках «Purs». Умер от туберкулеза. Оставил, кроме стихотворений, «Заметки о политической экономии», где впервые на латышском языке освещена теория прибавочной ценности и, с точки зрения революционной классовой борьбы, формулированы общие политические задачи латышского пролетариата. В творчестве Вейденбаума находят яркое выражение переживания лучшей части демократической молодежи 80-х гг. Гнет политической реакции, банкротство буржуазного национализма, ставшего идеологией мещанства, толкает эту молодежь на поиски новых общественных идеалов. Но рабочий класс, единственный носитель этих идеалов, тогда еще не выступил на широкую арену классовой борьбы. Отсюда противоречия в творчестве В.: рядом с мощным протестом против социальной несправедливости в окружающей действительности — безграничный пессимизм, желчная ирония «мировой скорби» и только изредка, как бы в предчувствии приближающегося революционного подъема, непосредственный призыв к борьбе. Поэзия В. знаменует собою новую главу в истории латышской литературы, непосредственно связанную с революционным движением пролетариата и нашедшую свое дальнейшее развитие в творчестве Я. Райниса (см.) и в латышской пролетарской поэзии Октября. Кроме оригинальных стихотворений, В. оставил ряд прекрасных переводов (Горация, Шиллера, Гейне, а также первый перевод Марсельезы).Библиография:

    I. Полное собр. сочин., Рига, 1907.

    II. Кнорин В., Дореволюционная литература и ее развал, статья в альм. «Молодая латышская литература», Л., 1926; Klusais, Peezihmes par latweeschu ideologijas wehsturi; Upits A., Latweeschu jaunaks rakstneecibas wehsture, ч. I.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ВЕ́ЙДЕНБАУМ

    (Veidenbaum), Эдуард (3 окт. 1867 – 24 мая 1892) – латышский революционный поэт и мыслитель. Из крестьян. Большое влияние на формирование мировоззрения В. оказали труды рус. революц. демократов, особенно Чернышевского и Писарева. Учась (1887–91) в Дерптском (ныне Тартуский) ун-те, В. познакомился с революционно настроенными студентами, читал произведения Маркса и Энгельса, а также работы Плеханова, Каутского и Лассаля. Вместе с др. студентами В. основал лит.-науч. студенч. об-во, к-рое на своих заседаниях и в сб. "Ларец" ("Pūrs") пропагандировало материализм, диалектику, дарвинизм. В трех номерах этого сборника (1891, 1892, 1894) были опубликованы статьи В. В популярной естеств.-науч. работе "Очерки о механике" ("Арсеrējumi iz mechanikas", 1894) В., исходя из закона сохранения и превращения материи, опровергал идеалистов, признававших существование бога или "особых самостоятельных сил" вне материи. Материя и движение, согласно В., не могут существовать в отрыве друг от друга; "сознание, воля есть свойство материи, особая форма движения материи" ("Pūrs", 1894, No 3, с. 106) и притом – высокоорганизованной материи.

    В. в общих чертах дал картину "бесклассового общества будущего", основанного на обществ. собственности на средства произ-ва. Понимая эксплуататорскую сущность бурж. гос-ва и необходимость уничтожения капитализма революц. путем, В. писал: "рабочие должны объединиться в особую политическую партию, которая должна стремиться к насильственному захвату власти правительством рабочего класса" (Соч., Цесис – Рига, 1926, с. 619, на латыш. яз.). Однако до марксизма В. не поднялся. Большую роль в развитии освободит. движения в Латвии сыграла революц.-критич. реалистич. поэзия В.

    Соч.: Raksti, Cēsīs – Rīga, 1926; в рус. пер.: Избранное, Рига, 1953.

    Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 843–46; Εgle R., Eduards Veidenbaums dzlvë un darbä, Cësïs– Riga, 1926; V lisons Α., Revolucionarais dzejnieks un do-mätäje. Ed. Veidenbaums, Riga, 1955.

    П. Валескалн. Рига.

  5. Источник: Философская энциклопедия