Большая Советская энциклопедия

    Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Х. характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в результате войн за независимость страны. Используя технику свободного, темпераментного мазка, Х. значительно расширил шкалу изображения человеческих чувств, чаще всего стремясь художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни портретируемого.

    Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Учился у К. ван Мандера (160003). Мастер с 1610. Ранней манере Х. («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616, см. илл.) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х гг. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 162325, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В портретах 162030-х гг. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии («В. ван Хейтхейзен», около 162536, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем; «Цыганка», Лувр, Париж; «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг; все около 1630). В этот же период Х. радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 162327; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, см. илл.; «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639; все Музей Ф. Халса, Харлем). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, там же; портрет молодого человека, около 164250, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Х, исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 165052, Эрмитаж, Ленинград; «В. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Х. умер в харлемской богадельне. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в., испытавших его влияние, А. Брауэр, бр. А. и И. Остаде, Я. Стен и др.

    Лит.: Сененко М. С., Франс Хальс, М., 1965; [Линник И.], Франс Хальс, [Л., 1967]; Лазарев В. Н., Франс Гальс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 119 55; Descargues P., Hals, Gen., 1968; Grimm C., Frans Hals, B., 1972; Slive S., Frans Hals, v. 13, L., 197074.

    Т. А. Седова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Hals, Frans)

    (ок. 1580-1666), также Хальс, голландский живописец; родился в Антверпене. Его отец покинул Фландрию по религиозным и коммерческим соображениям и поселился в Харлеме, когда Халс был еще мальчиком. Там одним из его учителей стал художник и биограф Карел ван Мандер. Халс был дважды женат и имел десять или двенадцать детей. Известно, что семеро из них тоже стали художниками. Умер Халс 29 августа 1666. Круг тем, к которым в своем творчестве обращался Халс, весьма ограничен. Он писал портреты преуспевающих бюргеров и их жен. Люди в его портретах показаны обычно по пояс или в три четверти роста, стоящими или чаще сидящими, без каких-либо аксессуаров. Они смотрят на зрителя добродушно, нередко - с веселой, довольной улыбкой. Только в поздних произведениях мастера этот оптимизм уступает место более серьезной, временами даже мрачноватой выразительности. Халс писал также групповые портреты офицеров городской стражи и попечителей благотворительных организаций. Среди его жанровых картин, исполненных в манере Караваджо, - Цыганка, Малле Баббе, Веселый лютнист. В произведениях Халса нет большого разнообразия и эмоциональной глубины, но это компенсируется передачей ощущения живого присутствия персонажей. Халс работал с большой скоростью, широко и свободно нанося мазки яркими красками и почти наугад положенными линиями.

    ЛИТЕРАТУРА

    Сененко М.С. Франс Хальс. М., 1965 Линник И. Франс Хальс. Л., 1967 Лазарев В.Н. Франс Гальс. - В кн.: Старые европейские мастера. М., 1974

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Халс Франс

    Гальс (Hals) (между 1581 и 1585 — 1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана», 1633; «Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52). Поздние работы, нередко полные безысходности и пессимизма, построены на напряжённых контрастах чёрных и белых тонов («Регентши приюта для престарелых», 1664).

    * * *

    ХАЛС Франс

    ХАЛС (Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585—1666), нидерландский живописец. Портреты, в т. ч. групповые, отличаются демократизмом, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», ок. 1630; «Мужчина в черной одежде», ок. 1650—52).

    * * *

    ХАЛС (Хальс, Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен — 26 августа 1666, Харлем), нидерландский художник. Живописец-виртуоз, один из лучших портретистов 17 века.

    Канва жизни

    Сын ткача. Учился (около 1600—03) у К. ван Мандера(см. МАНДЕР Карел ван). Жил в Харлеме (член тамошней гильдии святого Луки с 1610). Его необычно свободная, размашистая манера письма способствовала сложению легенды о том, что Хальс привык писать в состоянии опьянения; однако современные мастеру источники об этом умалчивают, сообщая лишь, что он «жил в свое удовольствие». При жизни пользовался большой известностью и имел многих учеников (среди них были А. Брауэр(см. БРАУЭР Адриан) и А. ван Остаде(см. ОСТАДЕ)), однако умер в бедности.

    Групповой портрет

    Испытал влияние караваджизма(см. КАРАВАДЖИЗМ) (проявившееся в любви к ярким бытовым типам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством у него стали не сильные световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.

    Его самые масштабные вещи, большие многофигурные портреты выразительно обозначают как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «Офицерских пирушках» (два «Банкета офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616 и 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», 1633) сквозь условности светского ритуала, иерархию чинов проступает праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности; энергичная красочная лепка, теплые, мажорные цветовые акценты усиливают этот радостный пафос.

    Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (обе картины — 1664) царит тема бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, наконец, почти смертное оцепенение, подчеркнутые в фигурах мужчин и женщин, в пассивной статике композиции и сумрачном колорите — все в целом складывается в образ глубоко трагический.

    Портрет личности

    Чистая радость бытия часто берет верх в его портретах супругов («И. Масса с женой», около 1621, Государственный музей, Амстердам). Образы могут иронически выражать суетную превратность жизни — один и тот же персонаж (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620-х — 1630-х годов) в одной картине (галерея Лихтенштейн, Вена) выглядит чопорным и надменным рыцарем, а в другой (Картинная галерея, Брюссель) — житейски-лукавым, добродушным мудрецом.

    Характерное обаяние хальсовских образов может выражаться в простоватом самоупоении («Портрет офицера», 1620-е годы, собрание Уоллес, Лондон), в интеллектуально-тонкой гордости и довольстве («Молодой человек с перчаткой в руке», «Мужской портрет», оба — 1650-е годы, Эрмитаж), но при всем различии социальных типов и характеров оно неизменно воспринимается как проявление единой общечеловеческой стихии.

    Жанровый портрет

    Еще сильнее этот общечеловеческий аспект проступает в жанрово-бытовых портретах Халса. Это уже не столько образы конкретных заказчиков, сколько воплощения определенного возраста (дети и подростки), сословия, наконец, просто настроя души (бедняки и всякого рода гулящие люди). Натурная убедительность в лучших вещах возрастает, живописная манера становится предельно раскованной.

    Если «Мулат» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Цыганка» (Лувр), «Мальчик-рыбак» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все — около 1630) завораживают своим задором, пафосом веселой нищеты, то в зловещем образе содержательницы трактира («Малле Баббе», около 1630, Картинная галерея, Берлин-Далем) социальное дно предстает своей обратной стороной. Так или иначе, Хальс всегда живописует жизнь, проступающую то грозно, то весело сквозь все свои частные проявления.

  5. Источник: Энциклопедический словарь