Большая Советская энциклопедия

    Алексей Николаевич [15(27). 11.1840 (по другим данным, 1841), Волхов Орловской губ., — 17(29).8.1893, Петербург], русский поэт. Родился в дворянской семье. В 50-е гг. в поэзии А. возникли антикрепостнические и гражданские настроения (цикл «Деревенские очерки», 1859). Лирика 80-х гг. проникнута мотивами грусти, недовольства жизнью; отличается простотой поэтического языка, разговорными интонациями. Его монологи в стихах, цыганские романсы, альбомные посвящения и экспромты входили в репертуар чтецов-декламаторов. Многие стихи А. положены на музыку П. И. Чайковским («Забыть так скоро», «День ли царит», «Ночи безумные») и др.

    Соч.: Сочинения, 4 изд., т. 1—2, [Биография. очерк М. Чайковского], СПБ. 1895; Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959; Стихотворения, Л., 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    АПУХТИН Алексей Николаевич (1840 - 93), русский поэт. Основные мотивы лирики - грусть, разочарование, неудовлетворенность жизнью. На слова стихов "Ночи безумные", "Забыть так скоро", "День ли царит" и др. П.И. Чайковский написал романсы. Проза (повесть "Дневник Павлика Дольского", опубликована 1895, и др.).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Апухтин

    АПУХТИН Алексей Николаевич (1840–1893) — русский поэт-лирик. По рождению А. принадлежал к старинному дворянскому роду, воспитывался в привилегированном училище правоведения; в личной жизни был тесно связан с великосветским петербургским обществом. А. — эпигон «светского» стиля поэзии, ведущего свое происхождение от литературы эпохи Пушкина. В сборнике стихотворений А. встречаются типичные для этого стиля классические мотивы («Греция», «Подражание древним» и др.), идиллическое изображение деревни («Вечер», «Проселок»), патриотические и исторические темы, послания к друзьям, стихи на разные случаи, эпиграммы и пародии. Довольно часто А. обращался к теме о призвании поэта, являясь горячим поклонником «чистого искусства» и врагом «гражданского» служения в поэзии («К поэзии», «Музе», «Дилетант»). Но главной темой лирики А. является интимная тема неудачной, разбитой любви, определившей собою меланхолическую настроенность поэта. Крупнейшее произведение этого рода — поэма «Год в монастыре». Чувство одиночества, надвигающейся старости и смерти, грусть воспоминаний проникают лучшие по искренности и простоте стихотворения А. Музыкальные по форме, часто снабженные рефренами, стихи А. иногда приближаются к песне, и не случайно многие из них положены на музыку. Слабее более длинные стихотворные произведения, своего рода психологические этюды, рассказы в стихах, не чуждые сентиментальности и мелодраматизма (напр.: «Перед операцией», «Из бумаг прокурора» и др.). В прозе А. писал мало. Центральные фигуры его повестей — светские люди, неудачники в личной жизни, понявшие ничтожество окружающей их среды и ищущие спасения в глуши родовых усадеб («Дневник Павлика Дольского», «Неоконченная повесть» и др.).Библиография:

    I. Стих. А. в 2 тт., СПБ., 1886; 7-е изд., СПБ., 1912.

    II. Перцов П., Филос. течения в русск. поэзии, изд. 2-е, 1899; Волынский А., Сб. «Борьба за идеализм», СПБ, 1900; Коробка Н., Очерки литературных настроений, СПБ., 1903; Шулятиков В., Этапы новой лирики, сб. Из. ист. нов. русск. литературы, М., 1910; Языков Д., Обзор жизни и трудов русск. пис., вып. XIII, СПБ., 1916; Венгеров, С. А., Этапы неоромантич. движения, Русская литература XX в., изд. т-ва «Мир», вып. I, М., 1914; Арсеньев, Критич. этюды по русск. литературе, т. II., СПБ., 1888.

  5. Источник: Литературная энциклопедия