Большая Советская энциклопедия

    I

    (Schuiz)

    Макс Вальтер (р.31.10.1921, Шейбенберг), немецкий писатель (ГДР). Член СЕПГ. Участвовал во 2-й мировой войне 1939—45. Учился в Литературном институте им. И. Р. Бехера в Лейпциге, с 1964 его директор; профессор (с 1969). Вице-президент Союза писателей ГДР. Широкую известность получил роман Ш. о «непотерянном поколении» — «Мы не пыль на ветру» (1962, рус. пер. 1964), где на материале военных и послевоенных лет в Германии показаны преодоление нацистской идеологии, переход героя на сторону социализма. В романе «Триптих с семью мостами» (1974) дальнейшая судьба героев первого романа прослежена до 1968. Публицист и литературный критик. Национальная премия ГДР (1964).

    Соч.: «Stegreif und Sattel», Halle/Saale, 1967; в рус. пер.— Реализм сегодня, «Иностранная литература», 1967, № 3; Защищать мир на земле, «Вопросы литературы», 1970, № 12.

    Лит.: Strützel D., М. W. Schulz, в кн.: Literatur der DDR, В., 1974 (лит.); Geerdts Н. J., Menschen in der Bewährung, «Neue deutsche Literatur», 1974, № 10.

    II

    Шу́льц

    Михаил Михайлович (р. 1.7. 1919, Петроград), советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1972). Член КПСС с 1946. Окончил химический факультет ЛГУ (1947); до 1952 работал там же. В 1952—53 и в 1959—72 заведующий лабораторией научно-исследовательского химического института при ЛГУ. В 1953—59 преподаватель химического факультета ЛГУ. С 1965 профессор, с 1972 директор Института химии силикатов им. И. В. Гребенщикова АН СССР. Основные труды по физической химии стекла и термодинамике гетерогенных равновесных процессов. Государственная премия СССР (1973). Награжден 3 орденами, а также медалями.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ШУЛЬЦ (Schulz) Бруно (1892 - 1942), польский писатель. Эрозия устойчивого бытия, интерес к "рубежным формам" между сознанием и подсознанием (сновидения, эрос - Шульц испытал воздействие К. Юнга и Ф. Кафки), представление о мире как одном из пробных воплощений демиурга - в книгах новелл "Лавки пряностей" (в русском переводе - "Коричные лавки", 1933), "Санаторий под клепсидрой" (1936), воссоздающих фантастическую и мифологизированную реальность уходящей галицийской провинции и детские переживания автора; программное эссе "Мифологизация действительности" (1936). Фрагментарная проза Шульца - уникальный образец стилистического барокко. Погиб в дрогобычском гетто.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ШУЛЬЦ (Schultz) Теодор (родился в 1902), американский экономист, представитель чикагской школы политэкономии. Труды по проблемам экономики развивающихся стран, формирования рабочей силы, экономической роли образования. Нобелевская премия (1979).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ШУЛЬЦ

    (Schulz), Иоганн Генрих (1739–1823) – нем. просветитель и атеист, склонявшийся к материализму. Получил высшее образование в Галле, был учителем в Берлине. С 1765 – лютеранский пастор. В 1791 отстранен от должности священника по обвинению в атеизме.

    Осн. содержание соч. Ш. (большей частью анонимно изданных) составляет критика религии. В работе "Филос. рассмотрение теологии и религии" ("Philosophische Betrachturig über Theologie und Religion...", Lpz., 1784) он выводил происхождение религ. представлений из страха и невежества людей. Критикуя идеалистич. рассуждения о духе, Ш. формулировал принципы материалистич. сенсуализма: " наш человеческий рассудок не может мыслить ничего иного, кроме того, что дают ему чувства" ("Bibliothek der deutschen Aufklärer des achtzehnten Jahrhunderts", H. 3, В., 1846, S. 23). Проповедовал свободу совести. В работе "Доказательство простирающегося до неба различия между моралью и религией..." ("Erweis des himmelweiten Unterschieds der Moral von der Religion...", Fr./M. – Lpz., 1788) доказывал, что разум и природа служат более надежным источником нравств. поступков, чем религия. Мораль имеет естеств. основание и не нуждается в божеств. санкции.

    В работе "Разоблаченный Моисей Мендельсон, или Полное объяснение непонятной смертельной досады М. Мендельсона по поводу известия об атеизме Лессинга" Ш., считая Спинозу атеистом, расценивал спинозизм Лессинга как атеизм.

    Соч.: Versuch einer Anleitung zur Sittenlehre für alle Menschen, В., 1783.

    Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962 (по имен. указат.).

    О. Фингер. ГДР. Б. Мееровский. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия