«Заринь Маргер Оттович»

Заринь Маргер Оттович в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Заринь Маргер Оттович»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Заринь, Зариньш Маргер Оттович [р. 11(24).5.1910, Яунпиебалга], советский композитор, народный артист СССР (1970). В 192933 учился в Латвийской консерватории в Риге. В 194050 музыкальный руководитель Художественного театра им. Я. Райниса (Рига). Автор преимущественно вокальных, вокально-инструментальных произведений, музыки к спектаклям. Один из основоположников латышской оратории и латышской советской оперы. Среди сочинений: оперы «К новому берегу» (1955, Рига), «Зелёная мельница» (1958, там же), «Опера нищих» (1965, там же); оратории «Валмиерские герои» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Борьба с Чёртовым болотом» (1951), «Махагони» (1964); кантата «Трубач из Талавы»(1937); вокально-инструментальная сюита «Ода качелям» (1940); для хора a cappella, циклы для голоса и фортепиано и др. В 195152 и 195668 председатель правления Союза композиторов Латвийской ССР. Республиканская премия Латвийской ССР (1957). Награжден орденом Ленина и медалями.

    Лит.: Грюнфельд Н., Просторный мир музыканта, «Советская музыка», 1965, № 7, с. 2935; Krasinska L., Margeris Zarins, Riga, 1960.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Музыкальный словарь

    ( р. 24 V 1910 - Яунпиебалга)

    "Мы можем гордиться, что принадлежим к самой прогрессивной, самой могучей музыкальной семье в мире, что мы тесно сблизились с народом", - считает выдающийся латышский композитор М. Заринь. Страстная любовь к Родине, к своему народу пронизывает все его творчество, известное в нашей стране и за рубежом.

    Среди основных произведений композитора 7опер, 10 вокально-симфонических и вокально-инструментальных произведений, 12 инструментальных концертов, 23 кантаты и хора, музыка к более 50 спектаклям и 20 кинофильмам.

    Заринь рос в музыкальной семье. Его отец (сельский учитель) был хорошим органистом. Мать пела в хоре Рижского оперного театра, часто выступала солисткой в концертах. Неудивительно, что с ранних лет мальчик горячо полюбил музыку.

    Его первым учителем по органу и фортепиано был отец. Благодаря своим выдающимся способностям и завидному трудолюбию в 13 лет Маргер становится студентом Рижской консерватории по классу фортепиано. Однако вскоре он должен был прекратить занятия и вернуться домой: семья не имела средств для его обучения в Риге. В 1929 г. Маргер окончил педагогический институт в Елгаве и, получив диплом школьного учителя, снова приехал в Ригу. Работая в вечерней школе, он в то же время занимался в консерватории по трем специальностям: композиции (в классе Я. Витолса), органа и фортепиано.

    Первое произведение Зариня - хоровая песня "Радость" на собственные стихи - была премирована на конкурсе Праздника песни. За ней последовали другие песни и кантаты, также имевшие большой успех. "В молодости я очень увлекался музыкальным импрессионизмом. Дебюсси, Равель были моими, кумирами", - говорил Заринь. - "Занимаясь же в классе фортепиано, я благоговел перед Бахом. Думаю, эти пристрастия отражаются в моем творчестве до сих пор".

    Новым, важным этапом в жизни Зариня стал 1940 г., когда после восстановления Советской власти Латвия вошла в состав братских республик нашей страны. Зариня пригласили в качестве музыкального руководителя и дирижера в Рижский Художественный театр Дайлес. Маргер безмерно счастлив! Ведь теперь он работает рядом с художественным руководителем театра Э. Смильгисом, вписавшим неповторимую страницу в историю латышской культуры. Смильгис учил Зариня искать новые средства выражения, воспитывать в себе чувство формы, постоянно обогащать свою музыкальную мысль. "Театр, его волнующую атмосферу люблю с юных лет", - вспоминает композитор, - "годами стараюсь постичь специфику этого удивительного вида искусства". За 10 лет работы в театре Дайлес Заринь написал музыку к спектаклям "Ромео и Джульетта, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь" В. Шекспира; "Мария Стюарт" Ф. Шиллера; "Дубровский" А. Пушкина; "Анна Каренина" Л. Толстого; к пьесам А. Н. Островского, М. Горького, Вс. Иванова, Н. Погодина, К. Тренева, Б. Лавренева. Но особо следует выделить спектакли латышской классики и только что зарождавшейся латышской советской драматургии с музыкой Зариня: "Золотой конь, Огонь и ночь" Я. Райниса, "Проделки Трины" Р. Блауманиса, "1905 год" и "Спартак" А. Упита.

    В полную силу музыкально-театральный талант Зариня раскрылся в оперном творчестве:..."Мне ближе всего героико-эпический оперный жанр, раскрывающий такие моменты истории, когда общественные и личные конфликты разрешались наиболее драматично". 20 июня 1955 г. с большим успехом прошла премьера его оперы "К новому берегу" (либр. Ф. Рокпельниса по роману В. Лациса), ставшей первой советской латышской оперой. Это сочинение выдержано в классических традициях большой оперы; в нем национально яркие латышские элементы лирической, массовой, народной песенности тонко сочетаются с традиционным оперным стилем.

    В ином ключе написана "Опера нищих" (1964, либр. собств. по рассказу Ж. Гривы "В тени голубой мечети"). В либретто включены стихи Н. Хикмета и О. Хайяма. События развертываются в Стамбуле: тема борьбы против империализма удачно переплетается с колоритными жанровыми эпизодами и лирическими зарисовками из жизни простых людей Турции. В опере использованы драматургические приемы музыкального, драматического театров и кино.

    По-своему оригинальна сатирическая опера-балет Зариня "Чудо Святого Маврикия" (либр, собств.). Произведение было написано в 1964 г., однако его премьера состоялась лишь в 1974 г. Сюжет заимствован из истории Риги XVI в.

    Значительный интерес представляет "Опера на площади", посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (по мотивам поэм В. Маяковского и документальным рассказам Дж. Рида). Это сочинение синтезирует черты оперы, оратории и грандиозного массового действа. В нем занят огромный состав исполнителей: 7 хоров, 10 солистов и большой симфонический оркестр. "Я поставил своей целью в этом произведении говорить с аудиторией очень демократическим языком, так как адресат мой на этот раз - широкие массы слушателей, собранные не в театре, а под небесным сводом... В своей музыке я стремился опираться на интонационную основу советской массовой песни с ее характерными фанфарными линиями-мотивами, эмоционально-приподнятыми и одновременно очень простыми, лапидарными". Театральное мышление Зариня получило яркое выражение в его ораториях: "Герои Валмиеры" (1950), "Борьба с Чертовым болотом" (1951), "Махагони" (1965).

    "Махагони" (либр. А. Круклиса) повествует о судьбах конголезского народа, столетиями томившегося под игом иноземцев, о самоотверженной борьбе за свободу своего народа и трагической гибели П. Лумумбы, о могучей силе пробуждающейся Африки. Литературной основой оратории послужили стихи известного негритянского поэта Л. Хьюза. Музыка, проникнутая национальным колоритом, захватывает драматизмом и напряженностью развития. Одна из наиболее впечатляющих страниц оратории - плач по П. Лумумбе, обреченном на смерть. Финал этого величественного произведения исполнен огромной жизнеутверждающей силы.

    Богатством содержания и красочностью музыкального языка отмечены вокальные циклы Зариня: "Советская женщина в борьбе за мир" (1951, ст. латышских советских поэтов), "Серебристый свет" (1952, ст. Я. Райниса), "Четыре японские миниатюры" (1963, ст. М. Басе), "Песни на слова Я. Порука" (1971) и др.

    Заринь неоднократно обращался и к сочинениям других жанров - к инструментальным концертам, фортепианным миниатюрам, сочинениям для органа, к киномузыке. Из кинофильмов с его музыкой наиболее значительны "Эдгар и Кристина, Времена землемеров, В тени смерти, Афера Цеплиса".

    Начиная с 70-х гг. член Союза писателей Латвии, Заринь активно работает и на литературном поприще:..."свою работу литератора считаю продолжением деятельности композитора, ибо в моем творчестве - как в литературном, так и в музыке - есть общие принципы. В последние годы моя писательская и композиторская работа как бы слились в одно целое". По словам композитора, в его литературных сочинениях очень много из собственной биографии, из биографии его поколения. В основном он пишет о музыке и музыкантах. Первый рассказ он посвятил Ж. Оффенбаху. Среди литературных сочинений Зариня - рассказы, эссе, новеллы. Оригинальны его романы "Лже-Фауст, Мистерии и хеппенинги, Чудесные приключения старого Тайзеля, Календарь капельмейстера Коциня", композитор написал интереснейшие воспоминания "Оптимистическая энциклопедия жизни".

    Жизнь Зариня наполнена постоянным творческим трудом: "Ужасен день, в котором нет значительных моментов, - впустую прожитые часы. С годами все яснее сознаешь, как страшно дорого время".

  3. Источник: Музыкальный словарь