(от Поли... и Ритм
в музыке, сочетание в одновременности двух и более различных ритмических рисунков. П. в общем смысле слова — объединение любых ритмических рисунков; такая П. является нормой многоголосия европейской музыки начиная от мотета 12 в. П. в этом смысле включает в себя как простейшие ритмического сочетания (например, четвертные длительности в одном голосе и восьмые в другом), так и сложные, определяемые как Полиметрия. П. в специальном смысле — такое соединение ритмических рисунков по вертикали, когда наименьшая временная единица, соизмеряющая все голоса, отсутствует (сочетание дуолей с триолями, триолей с квинтолями и др.); характерна для Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также А. Веберна и А. Берга и др.
В. Н. Холопова.
-и, ж. муз.
Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов.
[От греч. πολύ — много и ‛ρυθμός — ритм]
ж.
Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов.
ПОЛИРИТМИЯ (от поли... и ритм) - в музыке - одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии - полиметрия.
ж. муз.
poliritmia
ПОЛИРИТМИ́Я -и; ж. Муз. Одновременное сочетание в музыкальном произведении нескольких ритмов.
* * *
полиритми́я(от поли... и ритм) (муз.), одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков (например, соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространённая форма организации полиритмии — полиметрия.
* * *
ПОЛИРИТМИЯПОЛИРИТМИ́Я (от поли...(см. ПОЛИ... (часть сложных слов)) и ритм(см. РИТМ)), в музыке — одновременное сочетание двух или нескольких ритмических рисунков(см. РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК) (напр., соединение бинарного деления длительностей с триолями и др.). Распространенная форма организации полиритмии — полиметрия(см. ПОЛИМЕТРИЯ (в музыке)).
(от греч. polus - многий и ритм) - сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле - объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе - четвертные, в другом - восьмые); противоположна моноритмии - ритмич. тождеству голосов. П. - явление, характерное для муз. культуры стран Африки и Востока (напр., сочетание разл. ритмов, исполняемых на ударных инструментах), а также общая норма для многоголосия европ. музыки; начиная с мотета 12-13 вв. - необходимое условие полифонии. П. в узком смысле - такое сочетание ритмич. рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмич. деления - триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, композиторов 50-60-х гг. 20 в.
А. Веберн. "Это - песня только для тебя", ор. 3 No 1.Особым видом П. является полихронность (от греч. polus - многий и xronos - время) - сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых):
И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа "Nun freut euch, lieben Christen g'mein".У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, "пропорциями" ("пропорциональный канон", по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг.
A. H. Скрябин. 6-я соната для фп.Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия.
В. Н. Холопова.