Большая Советская энциклопедия

    город, центр Кусинского района Челябинской области РСФСР. Расположен при впадении р. Куса в р. Ай (приток р. Уфа), в 187 км к З. от Челябинска. Ж.-д. станция на линии Дружинино — Бердяуш. 22 тыс. жителей (1971). Машино-строительный завод, художественное чугунное литьё, завод точных технических камней, лесозаготовительная и деревообратывающая промышленность. Вечерний машино-строительный техникум. К. основан в 1778 в связи с постройкой чугунолитейного завода, город — с 1943. В районе К. — месторождения железной руды, мрамора.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КУСА - город (с 1943) в Российской Федерации, Челябинская обл., при впадении р. Куса в р. Ай. Железнодорожная станция. 22,6 тыс. жителей (1989). Заводы: машиностроительный, точных технических камней; художественное чугунное литье. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность. Основан в 1778.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Куса́

    город (с 1943) в России, Челябинская область, при впадении р. Куса в р. Ай. Железнодорожная станция. 21,7 тыс. жителей (1998). Заводы: машиностроительный, точных технических камней; художественное чугунное литьё. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность. Основан в 1778. Музей художественного литья.

    * * *

    КУСА

    КУСА́, город (с 1943) в Российской Федерации, Челябинская обл., при впадении р. Куса в р. Ай. Железнодорожная станция. Население 20,8 тыс. человек (2002). Заводы: машиностроительный, точных технических камней; художественное чугунное литье. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность. Основан в 1778.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Города России

    Районный центр в Челябинской области, в 244 км к западу от Челябинска. Расположен на западном склоне Южного Урала, на р. Куса, близ впадения её в р. Ай (приток р. Уфа). Железнодорожная станция на линии Нязепетровск - Бердяуш. Население 22,8 тыс. человек (1992).

    Возник в связи со строительством в 1778 чугуноплавильного завода, где производили чугунное литьё и чугунные снаряды и др. Позднее зародилось чугунное художественное литьё. Изделия кусинского завода успешно конкурировали с каслинскими, многие выполнялись по одним и тем же моделям скульпторов Е. А. Лансере, Н. И. Либериха, Н. Р. Баха и др. (кусинское художественное литьё получило серебряную медаль на выставке в Стокгольме в 1897 и золотую в Милане в 1906). Город - с 1943. В современной К.: заводы - машиностроительный (топки, экономайзеры, дробилки, насосы) и точных технических камней (часовые и приборные камни и др.). Музей художественного литья. В районе - лесозаготовки; добыча железной руды, разработки мрамора.Литература: Матюшин Г. Н., Яшмовый пояс Урала, М., 1977; Симонов А. В., Куса, Челябинск, 1977.

  7. Источник: Города России



  8. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Звенеть — звенѣти — издавать звон (2):

    Что ми шумить, что ми звенить давечя рано предъ зорями? Игорь плъкы заворочаетъ: жаль бо ему мила брата Всеволода. 18.

    И колесница камениемь честьныим покованы ... и поковы на колесницах звеняштая. Златостр., 41 (XII в.). Аще языком глаголю и ангельскымъ, любви же не имамъ, быхъ аки мѣдь звенящи и акы кумвал звяцая. Пчела, 54 (XIV в. ← XIII в.). (Иисус Христос) яко скорородныи камыкъ иного имяше звѣняща въскраи себе, тако и господня плоть внутрь имяше въ себѣ божество звеняще. Физиол., 281 (XV в.). Радуися, Савы шея, что цепь великая звеня и муки сея! Сказ. о попе Савве, 72 (XVIII в. ← XVII в.).

    ∆ Как по первой по пороше / Трои саночки катят, / И звенят, и гремят, / Лишь копыточки стучат. Велик. нар. песни, I, 326. Ци то в полі туман кіптит, / Ци грім гремит, ци звін звенит?.. / Ні грім гремит, ні звенит, / Ай то твоє йде весільє! Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., I, 300. А што в нас сягоння за вечар быў? / Звинели стремёны коли коний. / А едзьце молойцы в славен город. Шей. Белор. сб. I, 1, 236.
    || Перен.:

    Чи ли въспѣти было, вѣщеи Бояне, Велесовь внуче: Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7.

    [И еще бо звѣнят] прегрѣшения наша въ ушию всѣх. Мню же яко и по нас будеть сь звонъ. Им же есмы длъжни и месть приати. Флав. Полон. Иерус., 459 (XVI в. ← нач. XII в.). Кони ржуть на Москвѣ, бубны бьють на Коломнѣ, трубы трубят в Серпуховѣ, звенить слава по всеи земли Руссьскои, чюдно стязи стоять у Дону великого. Задон. К-Б, 548 (XV в. ← XIV в.).

    Звенить — 3-е л. ед. ч. наст. вр.
  9. Источник:



  10. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Куса — набег, нападение (1):

    [Скочи (Всеслав) отъ нихъ (киевлян) лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ, утръже ваззни, с три кусы отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ. 35].

    Нъ дьяволъ завижѣвъ въздвиже дивии языкъ глазатыхъ на святыя отьца. Си же суть от Аравия на Чермномь мори до Егупта живуще; и надѣющеся обрѣсти богатство, придоша кусою поплѣнени (в других прологах: поплѣнити, плѣнити, полонити, — В. В.) мниси. Пролог (Синод. собр., № 239), 161 (перв. четв. XIV в.). И надеющися обрести у святых богатество, и приидоша кусою полонити мнихы. Пролог 1530 г. (ГИМ, Чертковск. собр., № 242), 276 об.

    Ср. Хуса.
    1. Набег, нападение:

    Умершу же Апохапсу, мужю бывшу умну и разумну, развергоша мир в Мелетии живущии; иде убо воиною на ня Доместикъ схоломъ Иоаннь, глаголемыи Курисуя, съ вои и чинъми и Мелиа съ Арменями; и многы хусы (προνομη) всегда творяше и частыми нагнании плѣняще сиа. Хрон. Амарт. (ГИМ, Увар. собр., № 966), 375—376 (1456 г. ← XI в.). И надѣющеся обрести богатьство, придоша хусою пленити мнихы. Пролог 1425 г. (ГИМ, Синод. собр., № 839), 125 об.

    2. Засада:

    Сими бо учими есмы, яко къ богу обратилъ словеса пророчьскѣ, моляся и уча, яко готови сут ратных и луци и стрѣлы, и умь их есть яко же и въ мрацѣ и не мѣсячнѣ нощи, хусамѣ и пресѣдами на ны потребовати (τοις λοχοις και τοις ενεδραις). Псалт. с толк. Феодорита (ГБЛ, Румянц. ф. 256, шифр. Р 334), 18—18 об. (XV в.).

    3. Отряд, войско:

    Многы ж лодиа погрязоша с мужи, многы ж уязвиша, многы ж живы яша; оставши ж и убо на въсточную страну въ Агора глаголемаа приплуша. Посланъ ж тогда и Варда Фока берегомь со снузникы лучьшая сих послѣдовати. И се Русь хусы послаша въ Виниискыя, яко да пищу имъ и прочее принесутъ. Приключися сеи хусѣ (συνταγμα) Варда Фока злѣ сиа приложи побѣдивь исѣче я. Хрон. Амарт. (ГИМ, Увар. собр., № 966), 380—380 об. (1456 г. ← XI в.).

    4. Война, поход:

    О крадущих на хусѣ. Крадыи на хусѣ (на воинѣ — Уст. Володим. Всевол., см.: Новг. 1 лет., 501, сп. XV в.), рекше, аще оружье, да биен будет; аще ли конь, да усѣкнуть ему руцѣ. Корм. Балаш., 596 об. — 597 (XVI в.).

    Ср. В. Л. Виноградова (Еще одна догадка о „стрикусы“Сл. о п. Иг.. — ИОЛЯ, т. XXVIII, вып. 1, 1969, стр. 82—85): „В одном Прологе перв. четв. XIV в. Синод. собр., хранившемся в Государственном историческом музее под № 239 на л. 161, встречается незнакомое слово «куса». «... и надѣющеся обрѣсти богатство, придоша (глазатые, — В. В.) кусою поплѣнени (в других прологах: поплѣнити, полонити, — В. В.) мниси...». Это слово сохраняется без изменения и в более позднем Прологе 1530 года (ГИМ, Чертковское собр., № 242, л. 276 об.): «И надеющеся обрести у святых богатество, и приидоша кусою полонити мнихы». В словарях церковнославянских и древнерусских «куса» не зафиксировано. Обследование ряда прологов XIII—XVI вв. показывает, что это слово является фонетическим вариантом слова «хуса», которое неоднократно встречается в словарях, например у А. Х. Востокова в значении σπειρα, cohors (А. Х. Востоков. Словарь церковно-слав. яз., т. II. СПб., 1861), у Г. Дьяченко — в значении «засада, козни» (Г. Дьяченко. Полный церковно-слав. словарь. М., 1899); в словаре, составленном по Остромир. еванг., в значении «когорта, толпа» (Словарь церковно-слав. языка, составленный по Остромир. еванг. СПб., 1899); есть оно и у И. И. Срезневского (И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусск. яз., т. III. СПб., 1903, стлб. 1423) и в этимологическом словаре М. Фасмера (Ruisches etymologisches Wörterbuch von Max Vasmer. Bd. III. Heidelberg, 1955). И. И. Срезневский выделяет три значения слова «хуса» ... По-видимому, в приведенном нами выше проложном сказании на 14 января «хуса» выступает в значении «набег, нападение»: «И надеющеся обрести богатьство, придоша хусою пленити мнихы». Пролог 1425 г. (ГИМ, Синод. собр., № 839, л. 125 об.). ... Из 33-х обследованных нами рукописных прологов XII—XIII вв. — XVI в., в которых встречается данное проложное сказание на 14 января, выявилась следующая любопытная картина. ... в 8-и рукописях употребляется написание «хусою», в 2-х — фонетический вариант «кусою». В 6-и прологах оно вообще пропущено: «придоша плѣнити мнихъ» (Прол. XII—XIII вв. ГПБ, Соф. собр., № 1324, лл. 125—125 об.). В 4-х случа х «хусою» было совершенно не понято писцами. ... И наконец, следует особо отметить самую многочисленную группу рукописных прологов (числом 13), где слово «хусою» заменяется словом «ратию» («ратью»). Например, в Юрьевском прологе XIV в. написано: «Надѣющеся обрѣсти богатство, придоша ратию поплѣнити мнихи» (ЦГАДА, ф. 381, № 153, л. 225 об.). Эта замена древними писцами слова «хуса» («куса») на «рать» подтверждает понимание его здесь как набега, нападения, похода. Автор «Слова о полку Игореве» предпочел слово «хуса» («куса») при перечислении событий биографии князя Всеслава Полоцкого, как нам кажется, потому, что ... ему надо было подчеркнуть внезапность, а возможно, и грабительский, разбойничий характер походов-набегов Всеслава на Новгород. Все эти оттенки заключались в слове «хуса» («куса»), в противоположность нейтрально окрашенному и многозначному слову «рать». Понимание слова «куса» («хуса») в «Слове о полку Игореве» в значении «набег, нападение» может быть оправдано и исторически. Князь Всеслав Полоцкий, по-видимому, нападал на Новгород трижды. ... Скорее всего предлог «с» здесь указывает на обстоятельства, определяющие способ совершения действия, т. е. каким образом, способом, при каких обстоятельствах Всеслав «отвори врата Новуграду». Вообще предлог «с» в этом значении требовал в древнерусском языке родительного падежа. ... Однако в древнерусских памятниках даже у неодушевленных существительных не наблюдается особенной устойчивости в употреблении родительного и винительного падежей. Например, вин. пад.: «За татя не стояти, съ обѣ половинѣ не стояти». Новг. дог. грам., № 17, 271 (1373 г.). (А. А. Шахматов. Исследование о языке Новгород. грамот XIII и XIV вв. — Исследов. по русск. яз., т. 1. СПб., 1885—1895). ... род. пад.: «Протожъ бы тое смиренье вѣчно непорушимо съ обою сторону». ААЭ, I, 12 (1407 г.). Поэтому вполне допустимо употребление винительного падежа и в «с три кусы» в «Слове о полку Игореве». Можно предположить также другое. В подлиннике «Слова» могло быть написано «с три кусъ» («с три хусъ» по типу «прѣже сихъ три летъ бысть пьшениця скудо». Син. Патер., л. 59 (XI в.); «И посла (Константин) три воеводъ съ своими вои...». Чуд. Ник. Торж., л. 66 (XII в.). (Примеч.: Торжественник при Златоструе, рук. ГПБ, F. п. 1, 46). Возможно, один из писцов рукописи «Слова» по аналогии с «три» «исправил» «кусъ» на «кусы»“.
    ◊ Кусы — вин. пад. мн. ч.
  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: