Большая Советская энциклопедия

    Коровин Константин Алексеевич [23.11(5.12).1861, Москва, 11.9.1939, Париж], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (187586) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Работал в Москве, с 1923 за границей. В 188591 и 189698 декоратор Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 190310 художник Большого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (190118) и Государственных свободных художественных мастерских (19181919). Среди учеников А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Был членом объединений «Мир искусства» и Союз русских художников. Уже в ранний период выдвинулся как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов («Северная идиллия», 1886, «У балкона», 188889, «Зимой», 1894, все в Третьяковской галерее; портрет Т. С. Любатович, 188687, Русский музей, Ленинград), замечательных ярким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущения мира, природы, солнечного света. К. вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского Севера для Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 в Париже). Глубоко воспринимая достижения французского импрессионизма и стремясь передать изменчивые мгновенные впечатления, К. на рубеже 20 в. обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму («Парижское кафе», 18991900, Третьяковская галерея), в 1910-х гг. к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей). Реформатор театральной живописи, К. создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля («Конёк-Горбунок» Пуньи, 1901, «Руслан и Людмила» Глинки, 1907, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, 1911, в Большом театре, Москва). Позднее творчество К., эмигрировавшего во Францию, отмечено чертами поверхностной декоративности.

    Соч.: Константин Коровин вспоминает, М., 1971.

    Лит.: Константин Коровин. Жизнь творчество, М., 1963; Коган Д., Константин Коровин, М., 1964; Власова Р. И., Константин Коровин. Творчество, Л., 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939) - российский живописец. Брат С. А. Коровина. Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи ("Зимой", 1894) и жанровые картины ("У балкона", 1888-89). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    КОРОВИН Константин Алексеевич

    КОРО́ВИН Константин Алексеевич (1861—1939), русский живописец. Брат С. А. Коровина(см. КОРОВИН Сергей Алексеевич). Тонкий мастер пленэрной живописи. Эмоциональные пейзажи («Зимой», 1894) и жанровые картины («У балкона», 1888—89). Под влиянием импрессионизма(см. ИМПРЕССИОНИЗМ) выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    КОР́́ОВИН Константин Алексеевич (1861—1939), рус. художник. Для 1-го тома Соч. Л. (1891, И. Н. Кушнерев) выполнил илл. к стих. «Сон» и «Свиданье» (обе — черная акв.; ГТГ). В 1902, оформляя для Мариинского театра в Петербурге вместе с А. Я. Головиным пост. оперы А. Г. Рубинштейна «Демон», К. создал декорации и эскизы костюмов к 5 первым картинам. В этой работе использованы натурные зарисовки, сделанные им на Кавказе в 1901 [эскизы декораций и костюмов — ЦГТМ им. А. А. Бахрушина; из них 4 см. в кн. Пахомов (2), с. 328—29; эскизы костюмов Синодала (выполнен совм. с В. А. Серовым) и Тамары — Ленингр. гос. театр. музей; см. в кн. М. Ю. Л. в портретах]. В 1914 К. закончил новый вариант оформления «Демона» для Большого театра в Москве, где в гл. роли выступил Ф. И. Шаляпин. И художник, и артист стремились воплотить на сцене врубелевского Демона (декорации погибли во время пожара в 1914). В том же году К. еще раз исполнил все оформление спектакля, по-новому воплотив его образное решение.Соч. Константин Коровин вспоминает..., М., 1971, с. 341—343, 461, 473—77.Лит.: Дорошевич В. М., Старая театр. Москва, П. — М., 1923, с. 38, 40, 45; Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1963, с. 66—68, 188, 487; Власова Р. И., Константин Коровин. Творчество, [Л., 1969], с. 132—34; Пожарская М. Н., Рус. театрально-декорац. иск-во конца XIX — нач. XX вв., М., 1970, с. 197.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: