Большая Советская энциклопедия

    Галуппи (Galuppi), по прозванию Буранелло (по месту рождения) Бальдассаре (18.10.1706, о. Бурано, близ Венеции, —3.1.1785, Венеция), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765—68 был придворным капельмейстером в Петербурге, где поставил свои оперы: «Король-пастух» и «Покинутая Дидона» (1766), «Ифигения в Тавриде» (1768). Г. — представитель венецианской школы, виднейший мастер оперы-буффа. Автор многочисленных опер, 20 из них — на либретто К. Гольдони, в том числе одна из популярнейших — «Сельский философ» (1754). Г. принадлежат также драматические кантаты, серенады, оратории, духовные концерты, сонаты и концерты для клавира и др.

    Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до XVIII века, т, 2, в. 5, М. — Л., 1928: Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII в., М., 1965: Delia Corte А., В. Galuppi, Siena, 1948; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, v. 2, Gen., 1951.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Galuppi, Baldassare), по прозвищу "Иль Буранелло" (1706-1785), итальянский композитор. Родился 18 октября 1706 на острове Бурано (близ Венеции). Был известным исполнителем на клавире и автором сочинений для этого инструмента, однако наибольший успех принесли Галуппи сочинения в жанре итальянской комической оперы. В англоязычных странах имя Галуппи известно по стихотворению Р.Броунинга Токката Галуппи, которое, правда, описывает скорее некую воображаемую музыку, нежели одну из трех известных токкат итальянского композитора. В 1765-1768 Галуппи служил придворным капельмейстером в Петербурге, он руководил придворными спектаклями и концертами, писал музыку для православного богослужения и преподавал (среди его учеников крупнейший русский композитор доклассической эпохи Д. Бортнянский).

    Умер Галуппи в Венеции 3 января 1785.

    ЛИТЕРАТУРА

    Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII века. Л., 1981

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Галу́ппи Бальдассаре

    (Galuppi) (1706—1785), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765—68 работал в России. Представитель венецианской школы, мастер оперы-буффа («Деревенский философ», 1754, и др.).

    * * *

    ГАЛУППИ Бальдассаре

    ГАЛУ́ППИ (Galuppi) Бальдассаре (1706—85), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765—68 работал в России. Представитель венецианской школы, мастер оперы-буффа(см. ОПЕРА-БУФФА) («Деревенский философ», 1754, и др.).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 18 X 1706, остров Бурано, близ Венеции - 3 I 1785, Венеция)

    Имя Б. Галуппи мало о чем говорит современному любителю музыки, но в свое время он был одним из ведущих мастеров итальянской комической оперы. Галуппи сыграл заметную роль в музыкальной жизни не только Италии, но и других стран, особенно России. Италия XVIII в. буквально жила оперой. Это всеми любимое искусство давало выход прирожденной страсти итальянцев к пению, их пылкому темпераменту. Однако оно не стремилось прикоснуться к духовным глубинам и не создало шедевров "на века". В XVIII в. итальянские композиторы создавали оперы десятками, и количество опер Галуппи (112) вполне типично для того времени. Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат. Блестящий виртуоз - мастер игры на клавире - он написал свыше 50 сонат для этого инструмента. При жизни Галуппи называли Буранелло - от названия острова Бурано (близ Венеции), где он родился. Почти вся его творческая жизнь связана с Венецией: здесь он учился в консерватории (у А. Лотти), а с 1762 г. до конца жизни (за исключением времени пребывания в России) был ее директором и руководителем хора. Тогда же Галуппи получил высший музыкальный пост в Венеции - капельмейстера собора Св. Марка (до этого он почти 15 лет был помощником капельмейстера), в Венеции с конца 20-х гг. ставились его первые оперы.

    Галуппи писал в основном комические оперы (лучшие из них: "Деревенский философ" - 1754, "Трое смешных влюбленных" - 1761). 20 опер было создано на тексты знаменитого драматурга К. Гольдони, который как-то сказал, что Галуппи "среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников". Кроме комических Галуппи писал и серьезные оперы на античные сюжеты: например, "Покинутая Дидона" (1741) и написанная в России "Ифигения в Тавриде" (1768). Композитор быстро завоевал известность в Италии и других странах. Его приглашают работать в Лондон (1741-43), а в 1765 г. - в Петербург, где в течение трех лет он руководил придворными оперными спектаклями и концертами. Особый интерес представляют хоровые сочинения Галуппи, созданные для православной церкви (всего 15). Композитор во многом способствовал утверждению нового, более простого и эмоционального, стиля русского церковного пения. Его учеником был выдающийся русский композитор Д. Бортнянский (он учился у Галуппи в России, а затем вместе с ним поехал в Италию).

    Вернувшись в Венецию, Галуппи продолжал исполнять свои обязанности в соборе Св. Марка и в консерватории. Как писал английский путешественник Ч. Бёрни, "гений синьора Галуппи, подобно гению Тициана, делается все вдохновеннее с годами. Сейчас Галуппи никак не меньше 70-ти лет, и тем не менее, по общему мнению, его последние оперы и церковные сочинения изобилуют большим воодушевлением, вкусом и фантазией, чем в любой другой период его жизни".

  7. Источник: Музыкальный словарь