Большая Советская энциклопедия

    (Zazzo)

    Рене (р.27.10.1910, Париж), французский психолог, глава парижской школы генетической психологии. Ученик А. Баллона. Преподаёт в институте психологии Сорбонны (с 1937; профессор с 1947). Занимается преимущественно проблемами психического развития ребёнка, которые стремится разрешить на основе принципов диалектического материализма. Один из основных методов З. — сравнительное исследование развития гомозиготных близнецов. Исходя из того, что социальность заключена в самой природе человека и ещё до возникновения речи обусловливает сенсомоторные проявления ребёнка, З. в противоположность школе Э. Дюркгейма рассматривает психическое развитие ребёнка не как переход от несоциального к социальному (уменьшение коэффициента эгоцентризма), а как последовательность различных форм социальности. Согласно З., наследственность и среда суть переменные, действие которых в конечном счёте зависит от отношений личности с окружающими. Установление асимметричных отношений внутри пары близнецов З. считает важным фактором формирования каждого из них как своеобразной личности, несмотря на тождество многих психофизиологических характеристик. С 1960-х гг. З. работает в области дефектологии.

    Соч.: La devenir de l'intelligence, P., 1946; Les jumeaux, le couple et la personne, v. 1—2, P., 1960; в рус. пер. — Стадии психического развития ребенка, в сборнике: Развитие ребенка, М., 1968.

    Л. И. Анцыферова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЗАЗЗО́

    (Zazzo), Рене (р. 10 окт. 1917) – совр. прогрессивный франц. психолог, коммунист, участник Сопротивления, ученик Анри Валлона. Работает в области педагогич. и детской психологии и психопатологии. Преподает в Ин-те психологии Сорбонны. Руководит лабораторией биопсихологии при Школе Высших курсов и лабораторией больницы Анри-Русель. З. известен трудами в области психологии личности и мышления. В частности, методом изучения близнецов он развил диалектич. понимание генезиса и развития личности. Как враг механицизма и антиисторизма в психологии, он материалистически решает также вопросы формирования психич. процессов (мышления и речи) и проблему взаимоотношений наследственности и среды в развитии психики человека в норме и у близнецов [см. "Близнецы, пара и личность" ("Les jumeaux, le couple et la personne"), v. 1–2, v. 1 – Соматическая индивидуализация (L'individuation somatique), v. 2 – Психологическая индивидуализация (L'individuation psychologique, 1960)].

    Соч.: Psychologues et psychologies d'Amérique, P., 1942; Le devenir de l'intelligence, P., 1946; Intelligence et quotient d'âges, P., 1946; Manuel pour l'éxamen psychologique de l'entfant, P., 1960.

    О. Тутунджян. Ереван.

  3. Источник: Философская энциклопедия