Большая Советская энциклопедия

    (Akif)

    Мехмет (псевдоним; настоящее имя Эрсой, известен и как Молла Сурат) (1873, Стамбул, — 27.12.1936, там же), турецкий поэт, публицист. В 1925—1935 жил в Каире, преподавал турецкую литературу. Был панисламистом, позднее — пантюркистом. Автор книг стихов «Грани» (1911), «На кафедре Сулейманийэ» (1912), «Голос бога» (1913), «На кафедре фатиха» (1914), «Воспоминания» (1917), «Асым» (1919), «Тени» (1933); в них преобладают лирико-эпические и лирико-дидактические стихи, написанные Арузом. А. много внимания уделял общественным проблемам, призывал к социальному и экономическому прогрессу. Автор турецкого национального «Гимна независимости» (1921).

    Лит.: Necatigil В., Edebiyatimizda isimler sözlüğü, 1st., 1967; _ Kocatlirk V. М., Turk edebiyati tarihi, Ankara, 1964; Uraz М., Sair ve ediplerin hayati, Ist., 1963; Timurtas F., Mehmet Akif ve cemiyetimiz, Ist., 1962.

    Г. А. Горбаткина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Акиф

    АКИФ Мухаммед (1873–) — турецкий поэт послеконституционного периода. Р. в Константинополе, где окончил ветеринарный институт. А. обычно выступал со своими поэмами в мечетях (сказалось религиозное воспитание) и более известен как «Молла-Сурат». Своими небольшими, социально-бытовыми по преимуществу поэмами, написанными живым, простым яз. и на основе арабско персидской метрики («аруз»), А. пытался создать антитуранистское направление в художественной литературе, пропагандирующее взгляды панисламизма; для этого он использовал, без успеха, некоторые из требований пантюркистов в области языка, выступив однако, гл. обр. против силлабического стихосложения. А. также известен и своей полемикой с социалистически настроенной группой литераторов, в частности с знаменитым писателем Тевфик-Фикретом (см.), поэма которого «Тарихи-Гедим» (Древняя история, 1914), проникнутая социалистическо-материалистическим мировоззрением, имела в Турции исключительное значение. Распространяемая в рукописи, она в Турции запрещена и до сих пор; напечатана впервые в московском журн. «Кызыл-Шарк» (1923) (приводится в ст. «Тевфик-Фикрет как автор „Тарихи-Гедим“», №№ 2–3). Поэма была «манифестом всей честной молодежи» Турции. А. на эту поэму отозвался пасквилем, где обвинял Фикрета в «служении миссионерским целям протестантизма». Политическая и журналистская деятельность А. протекала гл. обр. в реакционных журн. «Себилиль-Решад» и «Суратиль-Мустаким», составлявших тупую оппозицию всякому новому культурному начинанию и обновлению общественных условий жизни в Турции. Поэмы А. вошли в его «Сафахат», неоднократно переиздававшийся в Константинополе отдельными выпусками. Как практик-политик А. занимался и вопросами агитации панисламизма среди мусульман России.Библиография:

    I. «Сафахат», Константинополь, 1909 (кн. 1 «Сафахат», кн. 2 «Сулейманийе Кюрсисинде», кн. 3 «Хаккин Сеслери», кн. 4 «Фатих Кюрсисинде», кн. 5 «Хатирелер», кн. 6 «Ассем»).

    II. Джемал М., Мысли о «Сафахат», ст. в журн. «Суратиль-Мустаким». т. VI, №№ 148–149, Константинополь, 1910; Кеприлю-Задэ М. Ф., Вопрос о «Сафатах», ст. в Илюстр. ежег. «Сирвети-Фунун», Константинополь, 1912; Незиф С., А., Константинополь, 1924.

  3. Источник: Литературная энциклопедия