Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Суд Божий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (позднелат., единственное число ordalium, от англосакс, ordal — приговор, суд)

    то же, что «Божий суд».

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ОРДАЛИИ (ср.-век. лат. - ед. ч. ordalium, от англосакс. ordal - приговор, суд), то же, что "божий суд".

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь экономики и права

    (позднелат. ordalium, от англосаксонского ordal -приговор, суд) - то же, что "божий суд".

  7. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  8. Энциклопедический словарь

    орда́лии

    (средневековое лат., единственное число ordalium, от англосакс. ordal — приговор, суд), то же, что «Божий суд».

    * * *

    ОРДАЛИИ

    ОРДА́ЛИИ (от англо-сакс. ordal — приговор, суд; лат. judicium Dei — суд Божий), в средние века судебный процесс, производившийся в тех случаях, когда исчерпывались все обыкновенные средства суда.

    В такой ситуации стороны могли апеллировать к суду Божию, формы которого были различны: жребий, присяга, судебный поединок и ордалии. Собственно ордалиями, в узком смысле этого слова, назывались испытания огнем, водой, раскаленным железом и т. п. Спорящие вызывались сделать что-либо, что по естественному порядку вещей должно быть гибельным для них, но, вследствие непосредственного участия Бога окажется безвредным. Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке, в держании руками раскаленного железа. Испытание кипящей или холодной водой производилось следующим образом: на дно сосуда с кипятком клали кольцо, которое испытуемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водой обвиняемого, связанного веревкой, бросали в воду, и если тот шел ко дну, то считался невиновным, что обосновывалось языческими представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего оскверненного.

    Церковь, после бесплодной борьбы против судов Божиих, взяла их под свое покровительство. Это время характеризуется появлением нового испытания — крестом: истец и ответчик становились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки или падал, считался виновным. Также применялось испытание освященным куском хлеба или сыра (лат. iudicum offae, panis adiurati, casibrodeum), при котором обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (лат. purgatio per eucharistiam, examen corporis et sanguinis Domini) применялось для обвиняемых духовного звания: предполагалось, что на виновном оно должно сказаться неблагоприятно. В церквах находились священные орудия испытания, которое производилось в церквах при соблюдении известной церемонии (кроме испытания водой).

    В делах об убийстве часто применялось испытание, основанное на народной вере в то, что из ран на теле убитого должна выступить кровь при прикосновении или приближении к нему убийцы.

    В средневековой Западной Европе к свободным людям применяли обычно присягу и судебный поединок. Остальные виды суда Божия применялись к несвободным, за которых не хотели присягать их господа; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя; к свободным гражданам, которые не могли найти себе поручителя.

    Со временем суды Божии стали выходить из употребления и вместо них были введены пытки. Возрождение ордалий в форме испытания холодной водой пришлось на период «охоты на ведьм(см. ОХОТА НА ВЕДЬМ)». Новым испытанием стало взвешивание ведьм, которое так же, как и испытание водой, основывалось на вере в то, что ведьма, имевшая сношения с дьяволом, теряла свой естественный вес. Дольше всего сохранилась форма суда Божия, заключавшаяся в приведении подозреваемого к трупу убитого. Окончательно суды Божии на Западе вышли из употребления в сер. 18 в.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (позднелат. ед. ч. ordalium, от англо-саксонского ordâl - приговор, суд) - в широком смысле то же, что "божий суд", в более узком смысле - формы "божьего суда", сводившиеся к выявлению правоты или виновности выступавших в суде тяжущихся сторон путем испытаний огнем и водой. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, переходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. При испытании водой испытуемый должен был вынуть кольцо из кипящей воды или связанного веревками его опускали в холодную воду. Результаты испытания служили основанием для вывода о виновности или невиновности обвиняемого. В случае, если огонь (или кипяток) не приносил обвиняемому вреда либо причинял ожоги с особыми знаками, к-рые должны были расшифровываться "сведущими людьми", его признавали невиновным; при испытании холодной водой обвиняемый оправдывался в том случае, если он тонул (т. к. считалось, что вода, как "чистая стихия", принимает, а не отталкивает его). О. имели широкое применение у всех народов и встречались вплоть до позднего феодализма. На Руси об испытаниях огнем и водой упоминается в Русской правде и в более поздних источн. (вплоть до 17 в.).

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Католическая энциклопедия

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: