Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Grirardon, 1628-1715) - франц. скульптор, ученик Л. Максьера и Ф. Ангье, довершивший свое художественное образование в Риме. Возвратившись оттуда в 1652 г. в Париж, снискал себе благорасположение живописца Ш. Лебрена, всесильного тогда в делах франц. искусства, вследствие чего у него явилось множество заказов, которые он исполнял с большим техническим мастерством и внешней эффектностью, но без глубины выражения, в напыщенном, театральном вкусе, господствовавшем в эпоху Людовика XIV. Главные произведения этого художника — конная статуя названного короля, украшавшая собою Вандомскую площадь в Париже, и уничтоженная во время великой Революции (бронзовая модель в уменьшен. виде хранится в Луврском музее, в Париже) энергичная по лепке и движению группа "Похищение Прозерпины" (в Версальском парке), надгробный памятник кард. Ришелье, исполненный по рисунку Лебрена (в церк. Сорбонны, в Париже), бассейн фонтана "Нептун" и "Фонтан пирамид" в Версале, группа "Анхиз и Эней" (в Тюльерийск. саду, в Париже) и скульптурные украшения залы Аполлона в Луврском дворце в Париже.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Жирардон (Girardon) Франсуа (17.3.1628, Труа, Шампань, — 1.9.1715, Париж), французский скульптор, представитель французского классицизма 17 в. Учился в Труа, затем в Риме у Л. Бернини (до 1650), испытал влияние барокко. С 1657 член Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (профессор с 1659).

    Ж. — мастер монументально-декоративной скульптуры, создатель скульптурных групп («Похищение Прозерпины», мрамор, 1699; см. илл.) и декоративных ваз для дворца и парка в Версале, гробницы кардинала Ришельё в церкви Сорбонны (мрамор, 1675—94) и конной статуи Людовика XIV на Вандомской площади (бронза, 1683—99; разрушена в 1792) в Париже, ряда портретных бюстов.

    Лит.: Francastel P., Girardon, P., 1928.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Girardon, Francois)

    (1628-1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628. Учился у местного скульптора Бодессона, а в 1648 предпринял поездку в Рим, где учился у Дж.-Л.Бернини. Вернувшись в 1650 в Париж, работал вместе с Лораном Манье и Франсуа Ангье. В 1657 Жирардон был принят в Королевскую академию, а в 1694 стал ее президентом. Умер Жирардон в Париже 4 сентября 1715. Жирардон и Антуан Куазевокс - ведущие представители стиля Людовика XIV в скульптуре. Этот стиль был создан целой плеядой деятелей искусства, состоявших на службе у короля и работавших под руководством Шарля Лебрена. Жирардон создал скульптурное убранство Галереи Аполлона в Лувре (1664-1671), многочисленные скульптуры и проекты для Версаля и конную статую Людовика XIV на Вандомской площади (1699, разрушена в 1792). В 1668 скульптор по поручению короля предпринял вторую поездку в Италию с целью закупки произведений искусства для его коллекций. Величественный стиль произведений Жирардона стал эталоном, которому подражали многие поколения скульпторов Королевской академии. Одно из самых ярких и одухотворенных его произведений - Надгробие Ришелье (1694, церковь Сорбонны в Париже).

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Жирардо́н Франсуа

    (Girardon) (1628—1715), французский скульптор, представитель классицизма. Мастер импозантных, монументально-декоративных композиций (группа «Аполлон и нимфы» в парке Версаля, 1672).

    * * *

    ЖИРАРДОН Франсуа

    ЖИРАРДО́Н (Girardon) Франсуа (10 марта 1628, Труа, Шампань — 1 сентября 1716, Париж), французский скульптор, самый значительный ваятель Франции последней трети 17 в.

    Родился в семье мастера декоративного и фигурного литья. В период работы подмастерьем у скульптора и мебельщика К. Бодиссона привлек внимание королевского канцлера П. Сегье, оплатившего его поездку в Рим для завершения художественного образования. В 1651 обосновался в Париже. Познакомился с «первым живописцем короля» Ш. Лебреном(см. ЛЕБРЕН Шарль) и впоследствии не раз с ним сотрудничал. В 1657 был принят в Королевскую академию.

    Много работал в Версале(см. ВЕРСАЛЬ), где создал мраморную группу с Аполлоном и нимфами (1668—70). Здесь проявились лучшие свойства его таланта — умение сочетать традиционные, античные и итало-барочные, мотивы с монументальной гармонией и особым пространственным размахом, свойственными французскому барочному классицизму. «Аполлон и нимфы» стали как бы скульптурным камертоном всего Версаля. К эскизам Жирардона восходят и многие тамошние фонтаны, в том числе «Пирамида» и «Купальня нимф» (1668—1670), а также (в большинстве своем мраморные) скульптуры «Зима» (1675—1683), «Похищение Персефоны» (1677—1699), «Отдыхающий Геркулес» (1679) и «Победа Франции над Испанией» (1680—1682).

    Среди других его наиболее значительных произведений – надгробие кардинала Ришелье(см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан) в капелле Сорбонны (1675), — кардинал умирает здесь на руках аллегории Благочестия, а у ног его рыдает Христианское учение, — и величественный конный монумент Людовика XIV (1683—1692; разрушен в 1792).

    В поздний период исполнил ряд работ для родного города, в том числе большое бронзовое «Распятие» для церкви Сен-Реми, 1686—90), а также мраморное «Снятие со креста» для собственного с женою надгробия (1703). После 1700 не получал крупных королевских заказов, т. к. они перешли к его молодому конкуренту А. Куазевоксу(см. КУАЗЕВОКС Антуан). В целом творчество Жирардона сыграло весьма важную роль в упрочении авторитета французской скульптуры: уже не следуя в фарватере итальянской пластики, она теперь стала всеевропейским эталоном «большого стиля».

  7. Источник: Энциклопедический словарь