(Beecher-Stowe)
Гарриет (14.6.1811, Личфилд, — 1.7.1896, Флорида), американская писательница. Дочь пастора, жена профессора богословия. В романе «Хижина дяди Тома» (1852), получившем мировую известность, впервые показала бесчеловечность рабовладения в Америке; хотя Б.-С. не шла дальше идеи примирения рабов с рабовладельцами, её произведение сыграло выдающуюся роль в идеологической подготовке отмены рабства в США. В книге «Ключ к хижине дяди Тома» (1853) Б.-С. опубликовала документы о жестокостях рабовладельцев. В романе «Дред, повесть о проклятом болоте» (1856), показывая невозможность реформистским путём решить вопрос о рабстве негров, Б.-С. опасается и его революционного решения. В России революционно-демократические круги использовали роман Б.-С. в борьбе с крепостничеством (в 1858 редакция журнала «Современник» разослала читателям русский перевод романа в виде приложения к журналу). За годы Советской власти «Хижина дяди Тома» издавалась 59 раз на 21 языке народов СССР общим тиражом свыше 2 млн. экз.
Соч.: The writings, v. 1—16, Camb., 1896; в рус. пер.— Хижина дяди Тома, М., 1961.
Лит.: История американской литературы, т. 1, М.—Л., 1947; Сысоева Е. А., Жизнь Гарриет Бичер-Стоу, 2 изд., СПБ, 1900: Boreham F. W., The gospel of uncle Tom's cabin, L., 1956; Adams J. R., Harriet Beecher Stowe, N. Y., [1963] (библ. с. 143-67).
Г. Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» (Москва, 1941). Илл. В. Бехтеева.
Г. Бичер-Стоу.
БИЧЕР-СТОУ (Beecher-Stowe) Гарриет (1811 - 96), американская писательница. Роман "Хижина дяди Тома" (1852), "Дрэд" (1856) - о бесчеловечности рабовладения в Америке; реализм изображения сочетала с христианским умонастроением. Памфлет "Оправдание леди Байрон" (1870) в защиту жены Дж. Байрона, "запятнавшей" имя поэта разрывом семейных уз.
(beecher-stowe) Гарриет (1811, Личфилд – 1896, Флорида), американская писательница. Родилась в семье священника, бывшего противником рабства. В доме будущей писательницы часто находили приют беглецы-невольники. Противодействие рабству явилось основной темой публицистики, заняться которой молодую женщину поначалу побудила необходимость зарабатывать деньги, чтобы помочь мужу-священнику содержать детей.
Та же тема борьбы против рабства звучит в наиболее известном романе Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852). Роман писался в то время, когда в США набирало силу движение в защиту негров, вылившееся позднее в войну между Севером и Югом (1860-е гг.). Этому произведению принадлежит заметная роль в победе над предрассудками рабовладельческого общества. Две сюжетные линии романа – история дяди Тома и приключения супругов-невольников Джорджа и Элизы – словно воплощают два пути борьбы с рабством: путь пассивности, покорности и путь активной борьбы с бесправием. Несмотря на то что воспитанная на религиозном послушании Бичер-Стоу – сторонница первого пути, читателям её романа оказывается ближе позиция молодых героев.
Чернокожий раб дядя Том – добрый, благородный человек – стал любимым героем не одного поколения детей, живших не только в Америке, но и в Европе, и в др. частях света. Гуманистическую направленность произведения остро ощущали и в России – стране крепостнической. Л. Н. Толстой считал этот роман образцом высокой литературы, рождённой любовью к человечеству.