Большая Советская энциклопедия

    Берлинская конференция, конференция глав правительств СССР, США и Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-министра Великобритании У. Черчилля, которого 28 июля заменил новый премьер-министр К. Эттли. Проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина. В работе П. к. участвовали министр иностранных дел, военные советники и эксперты. Решения П. к. явились развитием решений Крымской конференции 1945 (См. Крымская конференция 1945).

    Центральное место в работе П. к. заняли вопросы, связанные с демилитаризацией, денацификацией и демократизацией Германии, а также многие др. важнейшие аспекты германской проблемы.

    Участники П. к. достигли соглашения по вопросу об основных направлениях общей политики в отношении Германии, рассматривавшейся как единое экономическое и политическое целое. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945, потсдамские соглашения предусматривали полное разоружение Германии, роспуск её вооруженных сил, уничтожение монополий и ликвидацию в Германии всей промышленности, которая могла бы быть использована для: военного производства, уничтожение национал-социалистской партии, подконтрольных ей организаций и учреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды в стране. Участники конференции подписали специальное соглашение о репарациях (См. Репарации)подтверждавшее право народов, пострадавших от герм. агрессии, на компенсацию и определявшее источники получения репарационных платежей. Была достигнута договорённость об учреждении центральных германских административных департаментов (финансов, транспорта, коммуникаций и др.).

    На конференции была окончательно согласована система четырёхсторонней оккупации Германии, которая должна была служить её демилитаризации и демократизации; предусматривалось, что на время оккупации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своей зоне оккупации; по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, они должны были действовать совместно в качестве членов Контрольного совета (См. Контрольный совет).

    Потсдамским соглашением была определена новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, установление которой было подкреплено решением П. к. о выселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. П. к. подтвердила передачу Советскому Союзу Кенигсберга (с 1946 — Калининград) и прилегающего к нему района. Она учредила Совет министров иностранных дел (СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования с Германией и её бывшими союзниками.

    По предложению советской делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе германского флота и принято решение разделить весь германский надводный, военно-морской и торговый флот поровну между СССР, США и Великобританией. По предложению Великобритании было решено потопить большую часть германского подводного флота, а остаток поделить также поровну.

    Советское правительство предложило распространить компетенцию австрийского временного правительства на всю страну, т. е. также и на те области Австрии, которые были заняты войсками западных держав. В результате переговоров было решено изучить этот вопрос после вступления войск США и Великобритании в Вену.

    Три правительства подтвердили на П. к. своё намерение предать главных военных преступников суду Международного военного трибунала. Участники П. к. высказали свои мнения и по некоторым др. вопросам международной жизни: положение в странах Восточной Европы, Черноморские проливы, отношение Организации Объединённых Наций к режиму Франко в Испании и др.

    В ходе работы П. к. возникали трудности, создававшиеся позицией сторонников «жёсткого курса» в США и Великобритании. Тем не менее на конференции были приняты решения, которые представляли собой победу демократических принципов урегулирования послевоенных проблем.

    Советское правительство неуклонно и последовательно выполняло решения П. к.; они полностью были осуществлены в Восточной Германии — на территории ГДР. Западные державы вскоре после П. к. встали на путь ревизии её решений и прямого отказа от них.

    Публ.: Тегеран — Ялта — Потсдам. Сб. док-тов, 3 изд., М., 1971; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, [М.], 1947, с. 336—58; Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941—45, т. 1—2, М., 1957; The Conference of Berlin, v. 1—2, Wash., 1960.

    Лит.: История Великой Отечественной войны, т. 5, М., 1963; Исраэлян В. Л., Антигитлеровская коалиция, М., 1964; Боратынский С., Дипломатия периода второй мировой войны, пер. с польск., М., 1959.

    В. Л. Исраэлян.

    Заседание Потсдамской конференции.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945, смотри Берлинская конференция 1945.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    встреча глав трех союзных держав 17 июля - 2 августа 1945 в Потсдаме, близ Берлина. Делегацию США возглавлял президент Г.Трумэн, СССР - председатель СНК И.В.Сталин, Великобритании - премьер-министр У.Черчилль, а с 28 июля премьер-министр К.Эттли (в период работы Конференции в Великобритании состоялись выборы, которые привели к смене правительства), а также министры иностранных дел и начальники штабов. Конференция выдвинула требование "безоговорочной капитуляции" Японии, единственной из держав Оси, все еще продолжавшей Вторую мировую войну. Самым важным в решениях Конференции был вопрос о Германии. Основу политических и экономических принципов, которыми должен был руководствоваться верховный орган власти союзных держав в Германии, т.н. Контрольный Совет, составляли меры, нацеленные на проведение демилитаризации, демократизации и денацификации. Конференция оговорила полномочия Контрольного Совета и оккупационных сил на территории страны. Союзники наметили программу децентрализации германской экономики и ликвидации монополистических объединений, упразднения всех нацистских организаций и снятия национал-социалистов со всех влиятельных постов, утверждения демократического правительства. Важнейшим средством экономического разоружения Германии должны были стать репарации. На Конференции были оговорены условия, виды и доли выплаты репарационных платежей всем странам, имевшим на это право. Австрия была освобождена от такого рода выплат. Конференция приняла решение предать суду вождей национал-социалистов как военных преступников и ввести порядок перемещения в Германию немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии. На "большую пятерку" Совета министров иностранных дел, куда вошли также представители Франции и Китая, Конференцией была возложена задача подготовить мирные договоры с Болгарией, Италией, Румыний, Финляндией и Венгрией. В первую очередь речь шла о договоре с Италией, включая решение вопроса о статусе ее бывших колоний. Совет министров иностранных дел наметил также этапы вывода войск союзников из Ирана и обсудил проблемы использования международных внутренних морских путей. Другие особые соглашения касались окончательного установления восточной границы СССР и польско-германской границы при предстоящем мирном урегулировании; поддержки просьб о членстве в Организации Объединенных Наций бывших нейтральных и "миролюбивых" государств, за исключением Испании; пересмотра процедуры Союзных контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии; создания комиссии по изучению вывоза нефтяного оборудования из Румынии; немедленного вывода войск союзников из Тегерана; пересмотра Конвенции по черноморским проливам, заключенной в Монтре (1936) после переговоров каждой из трех держав с Турцией; продолжения международного контроля над Танжером; участия Советского Союза во Внутриевропейской транспортной конференции.

    ЛИТЕРАТУРА

    Петров Ф.Б. Документы Берлинской конференции 1945 г. - Новая и новейшая история, 1981, № 1

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Дипломатический словарь

    глав трёх великих держав - происходила в Потсдаме с 17. VII по 2. VIII; в ней участвовали Председатель Совета Народных Комиссаров СССР Генералиссимус И. В. Сталин, президент США Трумэн, премьер-министр Великобритании Черчилль, а с 28. VII премьер-министр Великобритании Эттли (как раз во время работы конференции в Англии были объявлены итоги парламентских выборов, в результате которых к власти пришла лейбористская партия), а также министры иностранных дел: от Советского Союза - В. М. Молотов, от Великобритании - Иден, а затем Бевин, от США - Бирнс, а также начальники штабов трёх названных держав.

    Официальное сообщение о П. к. трёх держав, опубликованное 3. VIII 1945, состояло из 15 глав и во вступительной части (гл. I) провозглашало, что П. к. "...укрепила связи между тремя правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания", а также вселила уверенность, что правительства и народы великих держав "вместе с другими объединёнными нациями обеспечат создание справедливого и прочного мира".

    В развитие и выполнение Крымских решений П. к. декларировала основы согласованной политики трёх великих держав в отношении организации послевоенной Европы.

    П. к. приняла решение (гл. II) о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На Совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешённых территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии, которая сможет принять их после образования соответствующего германского центрального правительства. П. к. оговорила, что образование Совета министров иностранных дел не исключает периодических консультаций министров иностранных дел трёх великих держав (СССР, США и Англии).

    Самым главным в решениях П. к. является вопрос о Германии (гл. III). При решении этого вопроса П. к. исходила из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое. В связи с этим П. к. потребовала от союзников одинакового обращения с немецким населением по всей территории Германии и наметила основные политические и экономические принципы общей союзной политики разоружения Германии в целях превращения её в единое демократическое государство, способное к эвентуальному мирному сотрудничеству на международной арене.

    Политические принципы Потсдамского соглашения (раздел А гл. III) предусматривают, что верховная власть в каждой зоне оккупации Германии сосредоточивается в руках главнокомандующего вооружёнными силами. Каждый главнокомандующий является одновременно членом Контрольного совета, т. е. органа, предназначенного для решения вопросов, общих для всей Германии. Впредь до учреждения центрального германского правительства будут созданы центральные германские административные департаменты по управлению финансами, транспортом, коммуникациями, внешней торговлей и промышленностью. Эти департаменты должны были действовать под руководством Контрольного совета. Одновременно П. к. выдвинула задачу децентрализации политической структуры Германии, что должно способствовать демократическому развитию органов местного и провинциального самоуправления на основе представительства и выборности.

    П. к. установила, что по всей Германии должна разрешаться деятельность всех демократических партий, организаций и свободных профсоюзов.

    Практической целью политических и экономических мероприятий союзников П. к. провозглашала: полное разоружение и демилитаризацию Германии, окончательное упразднение всех военных, полувоенных и нацистских организаций, учреждений и институтов (в частности генерального штаба), ликвидацию всех германских вооружённых сил, уничтожение военных запасов, предотвращение производства всех видов вооружения, запрещение иметь авиацию и морской флот.

    Экономические принципы (раздел В гл. III) разоружения Германии, занимающие важное место в решениях П. к., требуют ликвидации всей германской промышленности, способной служить целям военного производства, и установления действенного контроля над германской экономикой. Производство металлов, химических продуктов и машиностроение должны быть поставлены под строгий контроль союзников и ограничены уровнем мирных потребностей Германии.

    Все лишние производственные мощности, дающие возможность превысить этот уровень, должны быть уничтожены или изъяты в счёт репараций.

    Учитывая, что движущей силой германского разбойничьего империализма явились крупнейшие немецкие монополии, П. к. наметила программу децентрализации германской экономики и ликвидации германских картелей, синдикатов, трестов и других монополистических объединений (ст. 12 раздела В). При организации экономики Германии главное внимание предлагалось обратить на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления. В целях создания сбалансированной экономики во всей Германии и сокращения потребности в импорте Контрольному совету поручалось установить равномерное распределение основных товаров между различными зонами.

    Важнейшим средством экономического разоружения Германии являются репарации (гл. IV), которые одновременно должны были стать средством возмещения ущерба, причинённого Германией государствам- жертвам германской агрессии. В соответствии с постановлениями Крымской конференции (см.), установившей, что репарации с Германии должны взиматься в трёх видах (товарные поставки из текущей продукции, поставки капитального оборудования и использование германского труда), П. к. определила порядок репарационных платежей капитальным оборудованием. Каждая из четырёх великих держав получала право в счёт репараций производить изъятия германского промышленного оборудования в своей зоне оккупации.

    Советский Союз, как наиболее пострадавшая страна, должен получить примерно 50% всех изъятий из Германии на сумму в 10 млрд. долл. Т. к. советская зона не сумеет полностью покрыть причитающуюся СССР сумму репараций, П. к. установила, что СССР получит дополнительные поставки промышленного оборудования из западных зон оккупации.

    Устанавливалось, что изъятие промышленного капитального оборудования закончится самое позднее в течение двух с половиной лет с момента окончания П. к. Конференция определила в качестве дополнительных источников репарационных платежей в пользу СССР акции немецких предприятий в восточной зоне оккупации и заграничные активы Германии в Болгарии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Соответственно Англия, США и Франция используют акции немецких предприятий в западных зонах оккупации и заграничные активы Германии во всех странах, за исключением четырёх перечисленных. В решениях П. к. отмечалось также, что СССР удовлетворит репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

    П. к. разрешила некоторые территориальные вопросы послевоенной Европы.

    Конференция в принципе согласилась передать Советскому Союзу г. Кенигсберг (гл. VI) с прилегающим районом и определила впредь до окончательного решения территориальных вопросов новую советскую границу, причём "президент США и премьер-министр Великобритании заявили, что они поддержат это предложение конференции при предстоящем мирном урегулировании".

    В отношении польско-германской границы (гл. IX) П. к. решила, что Польша включает в свой состав Данциг, Восточную Пруссию (за исключением Кёнигсбергского района) и земли к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по р. Одер до впадения р. Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы. Это решение П. к. восстанавливало историческую справедливость - исконные польские земли воссоединялись в составе польского государства.

    П. к. с удовлетворением констатировала (гл. IX, о Польше), что в результате выполнения решений Крымской конференции создано и действует польское временное правительство Национального единства. Указывалось далее, что правительства США и Великобритании установили с ним дипломатические отношения и прекратили отношения с польским эмигрантским правительством в Лондоне, которое было объявлено более не существующим.

    В связи с тем, что Англия, поддержанная США, отказалась удовлетворить справедливые требования Польши о возвращении ей золотого фонда и другой собственности, захваченной эмигрантским правительством в Лондоне, П. к. вынуждена была ограничиться неопределённой формулировкой о принятых Англией и США мерах защиты "...интересов Польского Временного Правительства Национального Единства... в отношении собственности, принадлежащей Польскому государству, находящейся на их территориях и под их контролем". Отмечалось также, что правительства США и Великобритании "приняли... меры, чтобы предупредить передачу такой собственности третьим сторонам". Страны - участницы П. к. отмечали, что они "озабочены тем, чтобы оказать Польскому Временному Правительству Национального Единства помощь в деле облегчения возвращения в Польшу... всех поляков, находящихся за границей, которые пожелают возвратиться... включая членов польских вооружённых сил и торгового флота".

    Три державы приняли во внимание, что польское временное правительство Национального единства заявило о согласии возможно" скорее провести всеобщие, подлинно демократические выборы, в которых все демократические и антинацистские партии будут иметь право выставлять кандидатов, и предоставить полную возможность корреспондентам союзной прессы информировать мир о ходе событий в Польше до и во время выборов.

    По вопросу о заключении мирных договоров и о допущении в организацию Объединённых наций (гл. X) П. к. решила возложить на Совет министров иностранных дел задачу подготовки мирных договоров для Италии (в первую очередь), а также для Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии.

    Три правительства, каждое в отдельности, согласились "изучить в ближайшее время... вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами". (Дипломатические отношения с Италией участники П. к. установили ещё в конце войны, когда Италия порвала с Германией.) В решениях П. к. отмечалось также, что три правительства, поскольку это их касается, поддержат просьбу о принятии в члены ООН тех государств, "которые оставались нейтральными во время войны" и которые будут выполнять устав ООН.

    Наряду с этим П. к. осудила фашистский режим, установленный в Испании. Руководители трёх держав заявили, что не будут поддерживать просьбу нынешнего испанского правительства о принятии его в члены организации Объединённых нация. Указывалось, что испанское правительство, будучи создано при поддержке держав оси, не обладает - ввиду своего происхождения, характера деятельности и своей тесной связи с государствами-агрессорами - качествами, необходимыми для такого членства.

    На П. к. США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. Это предложение было принято. Позже Советский Союз присоединился к заявлению союзных держав от 26. VII 1945, потребовавших безоговорочной капитуляции Японии (см. Потсдамская декларация), и 8. VIII объявил войну Японии. Вступление в войну СССР привело к резкому сокращению сроков сопротивления Японии, которая уже 14. VIII объявила о своей безоговорочной капитуляции.

    Обсудив вопрос о конвенции в Монтрё по черноморским проливам, П. к. признала, что конвенция должна быть пересмотрена, как не отвечающая условиям настоящего времени (см. Проливы).

    П. к. рассмотрела предложение Советского правительства по вопросу о подопечных территориях (гл. XI), а также приняла решение об Австрии (гл. VIII), о германском флоте и торговых судах (гл. V), о военных преступниках (гл. VII), о пересмотре процедуры союзных контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии (гл. XII) и об упорядочении перемещения германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии (гл. XIII).

    Решения П. к. свидетельствовали о возможности сохранения сотрудничества трёх великих держав в деле строительства послевоенного мира. Советский Союз был и продолжает оставаться наиболее последовательным борцом за точное и неуклонное выполнение этих решений во имя установления прочного демократического мира. Правительства же США и Англии вскоре после окончания П. к. начали ориентироваться на пересмотр и ревизию потсдамских решений. Взятый США, Англией и Францией курс на расчленение Германии и превращение западной её части в военно-экономическую базу антисоветских агрессивных блоков нашёл своё яркое выражение в решениях Лондонского совещания 1948 (см.) и в создании Северо-атлантического союза (см.).

  7. Источник: Дипломатический словарь



  8. Энциклопедический словарь

    По́тсда́мская конфере́нция 1945

    см. Берлинская конференция 1945.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    Берлинская конференция, - конференция глав пр-в СССР, США и Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-мин. Великобритании У. Черчилля, к-рого 28 июля заменил новый премьер-мин. К. Эттли. Проходила с 17 июля по 2 авг. 1945 в Потсдаме (пригород Берлина). В работе П. к. принимали участие министры иностр. дел, воен. советники и эксперты. Решения П. к. явились развитием решений Крымской конференции 1945.

    Центр. место в работе П. к. занял вопрос о Германии. На конференции Сов. пр-во выступило сторонником сохранения единства Германии. Оно предложило создать Врем. общегерм. пр-во, к-рое обеспечило бы координацию деятельности нем. органов власти и единообразие экономич. и политич. мероприятий на терр. всей Германии. Сов. предложение не было, однако, принято ввиду возражений со стороны США и Великобритании. Самое большое, на что они согласились,- это создать ряд общегерм. адм. департаментов по осн. отраслям экономики, к-рые должны были действовать под рук. Контрольного совета для Германии. В последующий период зап. державы сорвали осуществление даже этого постановления.

    Несмотря на разногласия по вопросу о сохранении политич. и экономич. целостности Германии, на П. к. СССР, США и Великобритания все же достигли соглашения по вопросу об осн. направлениях общей политики в отношении Германии. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945 эти соглашения предусматривали полное разоружение Германии и ликвидацию в ней всей пром-сти, к-рая могла быть использована для воен. произ-ва. Участники П. к. договорились о необходимости "уничтожить Национал- социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду". Три державы обязывались принять также и др. меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Помимо соглашения об осн. экономич. и политич. принципах для Германии, главы трех держав согласовали вопросы, относящиеся к репарациям, и подписали в связи с этим спец. соглашение. Последнее исходило из того, что Германию нужно было заставить компенсировать в возможно большей степени ущерб и страдания, к-рые она причинила др. народам и за к-рые герм. народ не мог избежать ответственности. Репарац. претензии Сов. Союза должны были удовлетворяться путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и из герм. вложений за границей. Было также обусловлено, что Сов. Союз получит дополнительные поставки из зап. зон оккупации Германии и удовлетворит из своей доли репараций репарационные претензии Польши.

    Потсдамским соглашением была определена новая польско-герм. граница по линии Одер - Зап. Нейсе. Установление этой границы было подкреплено решением П. к. о переселении нем. населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. Вскоре состоялось решение Контрольного совета для Германия о переселении из районов, переданных Польше, нем. населения, остававшегося в областях восточнее линии Одер-Зап. Нейсе. Уполномочив своих главнокомандующих подписать это решение, зап. державы тем самым еще раз подтвердили признание ими постоянного характера границы, установленной в Потсдаме. П. к. подтвердила передачу Сов. Союзу Кенигсберга (с 1946 - Калининград) и прилегающего к нему района. Она учредила Совет Министров иностр. дел (СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования. В качестве немедл. задачи на СМИД возлагалось составление мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Совет должен был также подготовить мирное урегулирование для Германии.

    По предложению сов. делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе герм. флота и принято решение разделить весь герм. надводный воен.-мор. и торг. флот поровну между СССР, США и Великобританией. Что касается подводного флота, то по предложению Великобритании было принято решение потопить большую его часть, а остаток поделить также поровну. Сов. пр-во предложило распространить компетенцию австр. врем. пр-ва на всю страну, т. е. также и на те области Австрии, к-рые были заняты войсками зап. держав. В результате переговоров три пр-ва согласились изучить этот вопрос после вступления войск США и Великобритании в Вену. Три пр-ва подтвердили на П. к. свое намерение предать гл. воен. преступников суду междунар. воен. трибунала.

    Участники П. к. высказали свои мнения и по нек-рым др. вопросам международной жизни: положение в странах Восточной Европы, черноморские проливы, отношение Объединенных наций к режиму Франко в Испании и др.

    В ходе работы П. к. возникали трудности, создававшиеся позицией сторонников "жесткого курса" в США и Великобритании. Тем не менее на конференции были приняты решения, к-рые представляли собой победу демократич. принципов урегулирования послевоен. проблем. Эти решения отражали характер союзнич. отношений между СССР, США и Великобританией, сложившихся в ходе всей войны.

    Сов. пр-во неуклонно и последовательно выполняло решения П. к.; они полностью были осуществлены в Вост. Германии - на терр. ГДР.

    Что касается зап. держав, то вскоре после П. к. они встали на путь ревизии ее решений и прямого отказа от них, включив зап. области Германии - ФРГ в агрессивный блок НАТО.

    Лит.ра по П. к. весьма обширна. Исследователи Сов. Союза и др. социалистич. стран рассматривают Потсдамскую встречу глав трех держав как одну из крупнейших в истории междунар. конференций, подтвердивших возможность плодотворного сотрудничества между социалистич. и капиталистич. странами, а ее решения как важнейшую основу послевоен. устройства мира. Бурж. авторы и участники конференции (Г. Трумэн, У. Черчилль, Дж. Ф. Бирнс, Ф. Фауст, X. Зюндерман и др.) преуменьшают значение решений, принятых на П. к., и извращают их смысл с целью оправдания отказа зап. держав от выполнения этих решений.

    Публ.: Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. док-тов, М., 1967; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, (М.), 1947, с. 336-58; Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечеств. войны. 1941-1945. т. 1-2, М., 1957; The Conference of Berlin, v. 1-2, Wash., 1960.

    Лит.: История Великой Отечественной войны, т. 5, М., 1963; Исраэлян В. Л., Антигитлеровская коалиция, М., 1964; Боратынский С, Дипломатия периода второй мировой войны, пер. с польск., M., 1959; Churchill W., The Second World War, v. 6, L., 1954; Truman H. S., Memoirs, v. 1, N. Y., 1955; Byrnes J. Г., Speaking frankly, N. Y., (1947); Mac Neill W. H., America, Britain and Russia, L., 1953; Faust F., Das Potsdamer Abkommen und seine völkerrechtliche Bedeutung, 2 Aufl., Fr./M., 1964; Sündermann Н., Potsdam 1945, 2 Aufl., В., 1963; Alperovitz Gar, The Atomic Diplomacy. Hiroshima and Potsdam, N. Y., (1965).

    В. Л. Исраэлян. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия