Большая Советская энциклопедия

    Дагер (Daguerre) Луи Жак Манде (18.11.1787, Кормейз-ан-Паризи, Сена и Уаза, 10.7.1851, Бри-сюр-Марн), французский изобретатель в области фотографии. По профессии художник, в 1822 создал первую диораму. Д. удалось разработать способ получения неисчезающих изображений, названный дагеротипией, первый из получивших распространение способов фотографии.

    Соч.: Historique et description des precedes du daguerreotype et du diorama. P., 1839.

    Лит.: Евгенов С. В., Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938; Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж. Н. Ньепса, Ж. М. Дагера и др. лиц, М., 1949.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Daguerre, Louis Jacques Mande)

    ЛУИ ЖАК МАНДЕ ДАГЕР

    ЛУИ ЖАК МАНДЕ ДАГЕР

    (1787-1851), французский художник и физик, изобретатель дагеротипии. Родился 18 ноября 1787 в Кормейз-ан-Паризи (Франция). Карьеру начал со службы в департаменте государственных сборов, затем стал театральным художником и сценографом. Помогал Пьеру Прево в создании панорамных видов, а в 1822 создал первую диораму в специальном павильоне в Париже. Это был новый вид демонстрации живописного изображения, которое наносилось на полупрозрачную поверхность с обеих сторон, а с помощью смены освещения достигались разнообразные зрительные эффекты. Изобретатель соорудил такую же диораму и в Лондоне, но в 1839 здание, где она размещалась, сгорело. Вскоре после этого Дагер опубликовал свое знаменитое открытие, которому присвоили его имя. Он долго экспериментировал, стараясь облегчить воспроизведение образов в своей диораме, и вместе с Жозефом Нисефором Ньепсом (1765-1833), который c 1814 работал в этой же области, разработал процедуру получения неисчезающего изображения при помощи света. В 1833 Ньепс умер, и Дагер на некоторое время остановил совместно начатые разработки, но в 1839 объявил об изобретении нового процесса, названного им дагеротипией. Изображение получалось путем экспозиции на солнечном свете пластины, покрытой слоем светочувствительного иодида серебра, а затем закреплялось парами меркурия и гипосульфитом натрия. Открытие Дагера приветствовалось на заседании Академии наук как имеющее первостепенное значение, а сам изобретатель был удостоен ордена Почетного легиона и пенсии в 6000 франков от французского правительства.

    Умер Дагер в Пти-Бри-сюр-Марн 12 июля 1851.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Даге́р Луи Жак Манде

    (Daguerre) (1787—1851), французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию, в которой светочувствительным веществом служил иодид серебра (1839).

    * * *

    ДАГЕР Луи Жак Манде

    ДАГЕ́Р (Daguerre) Луи Жак Манде (18 ноября 1787, Кормей, Франция — 10 июля 1851, Бри сюр Марн), французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии(см. ФОТОГРАФИЯ). Разработал (используя опыты Н. Ньепса(см. НЬЕПС Нисефор)) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию (1839).

    Был таможенным чиновником, затем художником-декоратором в опере. В 1822 открыл в Париже диораму(см. ДИОРАМА), которая представляла собой громадное сооружение с огромными полотнами. Их создание и совершенствование, вероятно, подтолкнуло Дагера к экспериментам в области фотографии. Он знал камеру-обскуру(см. КАМЕРА-ОБСКУРА) и делал наброски с натуры для создания иллюзии реальности в своей диораме.

    Дагер не изобрел фотографию (это сделал до него Ньепс), но сделал ее действующей и популярной. В 1829 он заключил контракт с Ньепсом о развитии его метода гелиографии. После 1829 и до своей смерти в 1833 Ньепс и его сын Исидор, ставший партнером Дагера после смерти отца, не сумели развить свое изобретение, тогда как Дагер, проводивший свои опыты самостоятельно, продвинулся. Его идея заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парами ртути.

    Результата он достиг в 1837, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртути изображение он фиксировал, промывая экспонированную пластину сильным раствором соли и горячей водой. После 1839 соль в процессе фиксации была заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем(см. ГЕРШЕЛЬ). В результате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (в то время как при гелиографии Ньепса требовалась экспозиция до 8 часов).

    В результате получалась единственная фотография — позитив, названная автором дагеротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении. Но Дагер сумел при получении изображений на дагеротипе, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера. Это и сделало его процесс доступным и практичным. С тяжелой фотографической камерой и громоздким оборудованием он бродил по Парижу, делал свои дагеротипы на бульварах, вызывая интерес у публики, но сущности своего процесса не объяснял.

    Для получения прибыли от своего изобретения Дагер сначала попытался создать корпорацию путем общественной подписки, затем, потерпев неудачу, сделал попытку продать свое изобретение за четверть миллиона франков. Но никто из дельцов его не купил. Тогда Дагер решил заинтересовать ученых и сообщил о своем изобретении известному и влиятельному астроному и физику Д. Ф. Араго(см. АРАГО Доминик Франсуа). 7 января 1839 Араго доложил французской Академии наук о работах Дагера и предложил французскому правительству купить патент. Сообщение о дагеротипии вызвало сенсацию. Научные журналы напечатали доклад Араго. Дагер стал широко известен именно благодаря этому изобретению, диорама тоже пользовалась популярностью (о ней неоднократно упоминают как о сенсации герои романов Бальзака и др.), но сгорела дотла всего за несколько месяцев до этого.

    Дагер показывал дагеротипы с видами Парижа писателям, художникам и редакторам газет, которые сделали его изобретение популярным, и он запросил за него 200 тыс. франков. При этом сообщил Исидору Ньепсу, что если продажа состоится, то он разделит эту сумму с ним. Однако продать изобретение не удалось. Тогда Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него честью и национальной наградой. Пенсия была назначена в размере 6 тыс. франков в год пожизненно Дагеру и 4 тыс. франков Исидору Ньепсу, а Дагер стал кавалером ордена Почетного легиона(см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН). В том же 1839 он получил патент в Англии.

    Дагер сосредоточил свои усилия на пропаганде дагеротипного процесса: устраивал показательные сеансы для художников и ученых. Вместе со своим родственником А. Жиру он начал делать камеры дагеротипа для продажи. Половина доходов шла Жиру, а половиной своей части он делился с Исидором Ньепсом.

    В том же 1839 Жиру опубликовал наставление Дагера о пользовании камерой, и через несколько дней все сделанные камеры и наставления были распроданы. Это наставление переиздавалось во Франции 30 раз. В течение года оно было переведено на многие языки и напечатано в столицах Европы и США.

    Вскоре ученые, художники и любители улучшили процесс Дагера. Они сократили время экспозиции до нескольких минут. Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагеротипе не зеркальным, а нормальным. Дагеротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841 была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были созданы средства, предохранявшие поверхность дагеротипов от повреждений и царапин.

    Слава и признание Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений. Но после опубликования данных о своем процессе он уже не внес ничего нового в фотографию. До своей смерти в 1851 он жил в уединении недалеко от Парижа.

  5. Источник: Энциклопедический словарь